Педагогическое ателье

Разделы: Общепедагогические технологии


Современному педагогу приходится работать в условиях сосуществования двух ведущих парадигм современной образовательной системы:

  1. Знаниецентристкой (реализуется традиционная система обучения);
  2. Антропоцентристкой (реализуется личностно ориентированная система обучения)

Каждая из образовательных систем преследует определенную цель:

Современная система обучения

Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.

Индивидуальность - обобщенная характеристика особенностей человека, устойчивое проявление которых, их эффективная реализация в игре, учении, труде, спорте, определяет индивидуальный стиль деятельности как личностное образование. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно - и это главное для человека - в ходе саморазвития, самопознания, самореализация в различных видах деятельности.

Но чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс.

Технологизация личностно-ориентированного процесса предполагает социальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типа учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъективности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса. Необходимым условием для этого является владение педагогическим мастерством.

Под мастерством обычно понимается умение исполнять какое-либо дело наилучшим образом. Ну а если есть "мастерство", то есть и "мастерская" - место, где "мастер делает свою работу надежно, качественно, демонстрируя высокий уровень умений, достижения и возможности того или иного вида профессионального занятия. А что же "педагогическое мастерство"? вся история образования убеждает: педагоги-мастера, педагогическое мастерство, возможность обучать этому мастерству существуют.

В мировой педагогике, особенно в последнее время, в системе базового педагогического образования широкое распространение получили "педагогические мастерские" (ателье от франц.atelier), которые применяются для работы с учителями и работы с учащимися.

Прежде, чем рассказать о технологии "педагогического ателье", хочу рассказать историю маленького мальчика.

Жил маленький мальчик, он очень любил рисовать. Пришло время, идти в школу. Школа была огромной, было много детей, коридоров. Классов. Это был шумный, веселый мир, где мальчику очень понравилось. Но вот прозвенел звонок, начался его любимый урок рисования. Учительница сказала, что сегодня мы будем рисовать цветок.

Мальчик очень обрадовался, ему нравилось рисовать цветы. Он взял карандаш, но учительница сказала : "Подождите, я вас научу рисовать цветы". Она нарисовала кружок, вокруг него лепестки, стебель и листья. "Вот так!" - сказала учительница, -теперь и вы нарисуйте такой же цветок. Мальчик огорчился, но хорошо нарисовал такой же цветок.

"Теперь мы будем раскрашивать цветок", - сказала учительница. Мальчик обрадовался, он видел множество разных цветов розовых, голубых, желтых. Он взял краски. Но учительница сказала: "Подождите, я научу вас раскрашивать цветок". Она взяла красную краску и раскрасила цветок, зеленым раскрасила стебель и листья. "А теперь и вы раскрасьте цветок как я", - сказала учительница. Мальчик опять огорчился, но отлично раскрасил цветок как у учительницы. "Отличный рисунок!" - похвалила мальчика учительница.

Шли годы, мальчик вырос, он хотел учиться рисованию дальше, и когда он пришёл на урок, учитель сказал: "Нарисуйте цветы!" Он ничего не показывал, и мальчик нарисовал красный цветок с зелеными листьями. Думаю, что этот сюжет всем хорошо знаком и демонстрирует приемы традиционной технологии обучения.

Педагоги предлагают новую технологию преподавания, причем пользоваться этой технологией можно на любом предмете и с детьми разного возраста, и даже с педагогами.

В чем же заключается суть этой технологии?

Вначале приведу основные положения системы нового образования:

1. ВЫЗОВ ТРАДИЦИОНОЙ ПЕДАГОГИКЕ - современная система образования построена на передаче знаний от учителя к ученику на пассивной позиции обучающегося, что не позволяет личности самой активно "строить" своё знание, творчески пользоваться им в жизни. Поэтому образование должно стать иным, новым.

2. ЛИЧНОСТЬ С НОВЫМ МЕНТАЛИТЕТОМ - группа стремится к тому, чтобы воспитывались люди, лишенные рабского, исполнительного начала, уверенные в себе, в свои способности.

3. ВСЕ СПОСОБНЫ - каждый ребенок, человек обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности, дело только в том, какие методы будут применятся в процессе его образования и развития.

4. ИНТЕНСИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ - для методов, используемых группой характерны:

а) отношение учителя к ученику, как к себе равному;

б) не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное строительство знаний учеников с помощью метода критического отношения к существующим сведениям, информации и т.д.;

в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению, варианту другого.

5. НОВЫЙ ТИП ПЕДАГОГА - это не авторитарный наставник, не то, кто подавляет природу ребенка, а тот, кто следует ей на правах талантливого скульптора. На практике оказывается, что немногословная, сводящаяся к минимуму роль педагога - это тщательно разработанная технология воздействия на личность.

Алгоритм преподавания проектирования педагогических мастерских (демарш, ателье франц.))

Цели:

  • Обучающие: обучение умениям ставить проблемы; обучения умениям творчески искать ответ.
  • Развивающие: развитие креативных умений.
  • Воспитывающие: воспитание уверенности в своих творческих мастерских способностях.

Мастерские получили развитие от творческих мастерских французских педагогов. В университете педагогического мастерства Санкт-Петербурга их успешно развивают И.А.Мухина, В.А.Степихова и другие сотрудники университета.

Мастерская получила своё название, потому что дети сами добывают и обрабатывают предметные знания и умения. В ходе мастерских учащиеся также обучаются осознавать свои различные психические состояния и учатся ими управлять.

Основные идеи мастерских состоят в том, чтобы создать условия учащимся как для индивидуального, так и в групповой работе. В процессе совместного обдумывания проблемы возможен переход на новый качественный уровень, что ведет к новому видению проблемы.

В настоящее время разработаны мастерские по разным предметам, по разным темам предметов. Имеются мастерские обучения педагогов, мастерские ведения мастерских.

Педагогическая мастерская- это форма сотрудничества, которая обьединяет все направления педагогической деятельности учителя. В работе каждой мастерской присутствует особый алгоритм, он изменяется( от содержания), но всегда присутствует.

1.Есть мастер.

В педагогической мастерской Мастер вовсе не передаёт свои знания и умения не умеющим, а лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс, а принимает участие в нём все, в том числе и Мастер:

2.В работе мастерской важен не только результат творческого поиска, а сам процесс.

Он приобщает ребёнка и взрослого к радости творчества, открытие нового.

3.Сначала "индуктор" - это начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания - чаще всего неожиданное для учеников, в чем - то загадочное и обязательно личностное: На этой фазе учащиеся формулируют, ставят проблему. Нередко при традиционном обучении либо нет проблемы, либо её формулирует учитель. В мастерских проблемы ставят участники. Задание должно быть приближено к потребностям учащихся, опираться на их имеющийся опыт. Предлагаемый для постановки проблемы материал (слово и ли слова, предметы, рисунки, какие-то психические образы и т.п.) должен быть в зоне понимания учащихся.

4.Работа с материалом - с текстом, с красками, звуками, с природными материалами, с моделями, спичками, схемами и др. Это "деконструкция" - превращения материала в "хаос" ,смещение явлений, слов, событий, тот первобытный хаос, из которого когда-то родились свет и тьма:А затем последует "реконструкция" - создание нового мира: текста, рисунка, закона:

5.Соотношение своей деятельности с деятельностью остальных (афиширование).Это работа в малой группе, представление промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда.

Целесообразно ввести принцип общения "нахождение успеха". Нужно пытаться в любой работе найти интересный, примечательный момент и об этом сообщить автору работы. Отрицательные моменты не высказываются.

Таким образом, первичная социализация своего творчества может быть в малой группе, а основная перед всем классом.. Здесь необходимо соблюдать принцип добровольности. Если кто-то из учащихся сегодня не хочет представлять свою работу, то он должен иметь право это сделать.

Фазы "работа с материалом" и "социализация" могут чередоваться в процессе работы мастерской.

6. "Разрыв" - это озарение, новое видение предмета, поход к новому осознанию явления. Появляется информационный запрос, у каждого свой. Нужны словари, энциклопедии, учебники и другое. Ученики запрашивают сами, идут самостоятельно, иногда при помощи товарища, Мастера:

7. "Рефлексия" - самоанализ. Не оценочные суждения, а анализ движения собственной мысли, чувства, знания:Охватывает радость открытий ощущение собственной значимости и уважения к неповторимой другого. Истина, как белый цвет, достигается лишь сложением всех цветов, ибо она есть целое. Учащиеся рассказывают о своих чувствах, которые у них возникали в процессе работы мастерской. Дети учатся ощущать свои чувства и их высказывать. Это очень важный момент мастерской и поэтому мастерские можно называть не только педагогическими, но и психологическими, так как в них идет работа с психологическим материалом. На этой фазе учащиеся могут также сообщить о том, чему они сегодня научились.

Главное отличие мастерской от урока, лекции, семинара в том, что даже самая лучшая традиционная форма несет в себе принцип: "Делай, как я или делай лучше меня".

Закон мастерской: "Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта".

Для примера рассмотрим работу одной из мастерских французского педагога Одетт Бассис "Питание зародыша"

Занятие в мастерской начинается с того, что Мастер предлагает подумать о том, что всех нас когда-то родила мать, а до этого мы жили 9 месяцев у нее в утробе и питались и дышали.

Далее занятие продолжается по алгоритму:

  1. Всем раздали листы бумаги и предложили нарисовать, каким образом зародыш находится у матери в животе и питается.
  2. Рисунки всех вывесили на доску. Обсудили, у кого рисунок похож на другой и чем. В чем сходство, в чем различие?
  3. Ученики задают друг другу вопросы, выясняя непонятные моменты в рисунках.
  4. Мастер раздает схемы1. Предлагается обсудить в произвольно созданных группах вопрос. - Каким образом этот эмбрион питался в организме матери?
  5. Группы дают свои ответы, делают предположения, выясняют непонятное с помощью вопросов группа группе.
  6. Мастер раздает схемы2, которые дают дополнительную информацию о данном вопросе. Снова обсуждение в группах. Мастер помогает вопросами.
  7. Предлагаются схемы3 и 4. Выясняют вопросы - почему кровь матери не смешивается с кровью зародыша, почему у ребенка может быть другая группа крови, чем у матери, почему плоду передаются некоторые заболевания, алкоголь, антитела?

На все эти вопросы ученики уже в состоянии ответить.

Ателье лучше проводить при изучении нового материала, хотя разные педагоги используют эту технологию и при обобщении материала. Требуется основательная подготовка педагогов. Противопоказания проведения мастерских является недостаточная подготовка педагогов в организации творческого процесса в классе.

Пример мой урок по теме "Приспособленность птиц к полету"

Урок биологии 7 класс

Тема: "Приспособленность птиц к полету"

Цели:

  • Развивать мыслительные операции классификации, сравнения, обобщения умения делать выводы, коммуникативные навыки.
  • Продолжить формирование навыков с живыми объектами, с лабораторным оборудованием, раздаточным материалом.
  • Способствовать воспитанию бережного отношения к животным, эстетическому воспитанию школьников.

Тип урока:

По дидактическим целям - изучение нового материала

Вид урока

По форме - педагогическое ателье

Форма работы

Индивидуальная, групповая, в парах.

Средства обучения

Диапроектор, компьютер, набор картинок с изображением представителей типа Птиц, перья птиц, лупы листы бумаги, клей, карточки.

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя и учеников Время
1. Индуктор Учитель демонстрирует через проектор картинку с изображением самолета, самолет и птицы (Слайд1)Задается вопрос Что общего у них? Что их объединяет?

Принимаются все ответы.

Учащимся предлагается самим проговорить тему урока

(Слайд2)Записывают ее в тетрадь.

 

 

5 минут

2. Афиширование Учащиеся делятся своими мыслями с классом 2 минуты
3. Работа с материалом Далее учащиеся объединяются в 3 рабочие группы. Учитель раздает на столы наборы картинок с изображением представителей различных видов птиц и листы бумаги. Учащимся предлагается разделить их на 3 группы - систематизировать.  

5 минут

4. Афиширование Листы бумаги вывешиваются на доске и сравниваются, дополняются, уточняются. 3 минуты
5. Разрыв Учитель спрашивает у учащихся, почему они так разделили рисунки. Дети говорят, что одни могут летать, а другие нет 3 минуты
6.Работа с материалом Учитель предлагает учащимся определить черты приспособленности птиц к полету используя текст учебника. 7 минут
7.Афиширование Слушаются ответы групп.(Слайд 3)

Можно задать дополнительные вопросы.

2 минуты
8. Разрыв Лабораторная работа "Строение пера" (слайд 4)

Учащимся раздаются перья разные, им предлагается рассмотреть строение перьев.

2 минуты
9.Работа с материалом У учащихся на столах лежат листы бумаги на которых изображен голубь без перьевого покрова. Ребятам нужно приклеить перья, так чтобы птица могла летать. 5 минут
10. Афиширование Вывешиваются листы на доску и происходит сравнивание работ учащихся. 2 минуты
11. Рефлексия и итоги урока Учитель предлагает в группах ответить на тест. Подводятся итоги урока. 5 минут

Презентация. 

Литература.

  1. Белова Н.И., Наумова Н.Н. Экология в мастерских. Метод.пособие. - СПб.: "Паритет", 2004. - 224с.
  2. Биология. Разработки уроков с использованием новых педагогических технологий: 7 класс/ Ред.-сост.Н.И.Сонин. - М.: АРКТИ, 2003. -112с.
  3. Педагогические мастерские / Сост. Ф.Н.Салахова. - Казань.: ИПКРИО, 2003. - 128с.
  4. Педагогические мастерские: Франция - Россия/ Сост. Э.С.Соколова, И.А.Мухина; Под редакцией Э.С.Соколова; Пер.с фр. Л.М.Беляевой. - М.: Новая школа, 1997. - 128с.
  5. Педагогическое ателье / Сост. И.Р.Павлова. - Казань ИО РТ, 2007. - 38с.