"Духовность в культуре русского крестьянства". Урок в курсе МХК. 6-й класс

Разделы: Литература, Музыка, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель урока: раскрыть понятие русской "духовности".

Задачи:

  • выявить свидетельства единения человеческого и природного в культуре русского крестьянства;
  • найти средства художественно - эмоциональной выразительности в народных и профессиональных произведениях различных видов искусств;
  • проанализировать информацию с позиций духовно - нравственной ценности художественных образов.

Оборудование:

  • доска, музыкальный центр с аудиокассетами (Н.А. Римский-Корсаков, "Сказание о невидимом граде Китеже", музыкальные картины из оперы; П.И. Чайковский "Утренняя молитва" из "Детского альбома"),
  • слайд - проектор - слайды:
  • св. великомученик Феодор Тирон,
  • Б.М. Кустодиев "Масленица",
  • В.Г. Петров "Тройка",
  • декорации И.С. Глазунова к опере "Сказание о невидимом граде Китеже";
  • тетради для учеников.

Ход урока

Вводная беседа

Учитель: "Духовно богатый человек". Что вы понимаете под этим понятием?

Дети: Человек с доброй душой. Очень добрый человек.

Учитель: ":У души, как у тела, есть своя гимнастика, без которой душа чахнет, впадает в апатию бездействия:" - так сказал об этом В. Г. Белинский. Вы согласны с этими словами? (Слайд 2).

Дети: Да, согласны. Добрые дела - это гимнастика для души. Чем больше ты сделаешь добрых дел, тем добрее ты будешь:

Учитель: Духовность - это то, что ощущает душой человек, богатство или бедность человеческой души, человеческое мировоззрение. Русское мировоззрение складывалось и определялось под влиянием крестьянства. Русское крестьянство являлось создателем народных традиций, идеалов, ценностей. На каких уроках вы говорили об этом? (Слайд 3).

Дети: На уроках рисования, музыки, литературы.

Учитель:  О каком народном творчестве вы упоминали на этих предметах.

Дети: На уроках музыки мы слушали народные песни, на уроках литературы - сказки, былины, на уроках рисования мы изображали матрёшек, русские праздники (масленицу, рождество).

Активизация имеющихся знаний (слайды 4-7)

Учащимся предлагается выбрать правильный ответ на вопросы по истории, музыке, литературе, изобразительному искусству:

1."Слово о полку Игореве" было написано:

  • после правления Ярослава Мудрого
  • в годы правления Владимира Мономаха
  • во время княжения Всеволода Большое Гнездо

2. В каких музыкальных произведениях встречаются сюжетные зарисовки народного обряда "Масленица"?

  • "Снегурочка" Римского-Корсакова
  • "Кикимора" А.К. Лядова
  • "Петрушка" И. Стравинского
  • "Жар-птица" И. Стравинского

3. Древнейшей летописью, дошедшей до нас является:

  • "Слово о законе и благодати"
  • "Слово о полку Игореве"
  • "Повесть временных лет"
  • "Чтение о житии и погублении"

4. Какое из музыкальных произведений рождается благодаря устному народному творчеству?

  • "Жаворонок" М.И. Глинка
  • "Кикимора" А.К. Лядова
  • "И. Сусанин"" М.И. Глинка
  • "Картинки с выставки" М.П. Мусоргский

Учитель: В вопросах, предложенных вам, вы выбирали народные произведения и произведения профессиональные, созданные благодаря существованию народного творчества.

Изучение нового материала.

Учитель:

Народное творчество продолжало процветать в период татаро-монгольского ига. Обращение к былинам и сказаниям, в которых ярко описывались битвы с врагами Руси, придавало русским людям новые силы. Древние былины, легенды, сказания обрели глубокий смысл, зажили второй жизнью. Например, легенда "Сказание о невидимом граде Китеже", городе, ушедшем на дно озеро вместе со своими храбрыми защитниками, не сдавшимися врагам, и ставшем для них невидимым, звала русских людей на борьбу за свержение ненавистного золотоордынского ига (слайд 8).

Далее следует показ декораций художников к опере Н.А. Римского-Корсакова, слушание "Сказание о невидимом граде Китеже", музыкальные картины из оперы, чтение фрагмента романа М. Зуева-Ордынца "Сказание о граде Ново - Китеже".

Беседа о средствах выразительности каждого вида искусства и о сопоставлении разных эпох как в романе, так и в рождении на свет произведений искусств. Упоминание о многократном переписывании легенды различными авторами.

(Слайды 9-10)

схемы, созданные на уроке детьми:

 Учитель: Огромную роль в создании таблиц сыграло ваше воображение, заложенное в вас природными данными. Крестьяне постоянно ощущали тесную живую связь с природой. Создавая сказки, песни человек делал природу соучастницей событий.

Вспомните народные песни, дошедшие до нас.

Исполняем песню "Зелёная рощица", "Земелюшка - чернозём".

Беседуем о жанровой принадлежности песен.

Песню "Земелюшка - чернозём" украшаем шумящими инструментами.

Говорим о "невозможности" украшения этой песни, если человек исполняет её при работе в поле. Определяем главную роль данной песни в жизни человека.

Песню "Зелёная рощица" характеризуем как протяжную.

Учитель: То, что протяжный, долгий звук красивее и выразительнее короткого, отрывистого, человек понял уже давно. Очевидно моля, заклиная о чём-то невидимых духов, он пробовал тянуть звук, старался делать свой голос звучным, певучим. Самые древние песни, которые мы знаем, - это именно заклинания духов. В языческих обрядах часто звучат молящие, долгие песни, вернее звуки.

В свои владения скоро вступит весна. При закликании весны тоже был необходим долгий распев: Весна, Весна красная!

Приди, Весна, с радостью: (исполняет учитель)

В древности обряд закликания совершали взрослые, со временем же его основными участниками стали дети, а заклички вошли в детский фольклор как самостоятельный жанр. Девицы часто совершали заклички, стоя на высоких местах, пригорках крышах, глядя на восток, поют: Весна, Весна красная!

Приди, Весна, с радостью,
С великою милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными: (исполняем вместе)

В годовом круговороте крестьянин наблюдал определенную закономерность - встреча весны, время урожая, приход зимы и т.д. Такое повторение наблюдалось из года в год. Поэтому складывались календарные циклы, о которых вы уже слышали. Они сопровождались религиозными праздниками и обрядами, суевериями, обычаями, многие из которых восходили к первобытной вере в зависимость жизни человека, его судьбы и хозяйства от сверхъестественных сил.

Христианская церковь гармонично вливалась в этот цикл.

Вчера был 17-й день февраля. В этот день люди вспоминают имена многих святых, а их не мало. Например, имя св. великомученика Феодора Тирона. (Рассказ учителя и звучание произведения П.И. Чайковского "Утренняя молитва" из "Детского альбома"). В городе Амасии, в Понтийской области, во время гонения императора Максимиана (286-305 гг.) воин Феодор (Федор) вместе с другими христианами был принуждаем отречься от Христа и принести жертву идолам. Оказавшись исполнить это, Феодор был подвергнут жестоким мучениям и заключен в темницу. Здесь во время молитвы он был утешен чудесным явлением Господа Иисуса Христа. Через некоторое временя мученика вывели из темницы и разными пытками снова принуждали отречься от Христа. Наконец, видя непреклонность мученика правитель приговорил его к сожжению. Святой Феодор сам бестрепетно взошел на костер, и здесь с молитвой и славословием предал свою душу Богу. Православная церковь ежегодно отмечает память великомученика Феодора Тирона в первую субботу Великого поста (Слайд 11).

Часто христианские имена и названия получали наименования, лишь внешне связанные с церковными, а по содержанию - языческие, близкие и понятные крестьянству.

Несмотря на то, что мы считаем себя современными людьми, мы часто задаём себе вопросы и не находим ответы, мы подвержены суевериям и испытываем страх перед необъяснимыми явлениями.

В давние времена у нас был бы не февраль, как мы называем один из зимних месяцев, а снежень, вероятно - от снежного времени. Очень хорошо прижились в народе некоторые приметы.

Сегодня 18 февраля - день святой Агафии - поминальницы. В этот день принято поминать усопших родителей и родственников (слайд 12).

А по народным легендам в этот день ходит по домам "Коровья Смерть" - старуха, которая морит всякую бесхозную животину. Поэтому вечерком люди заговаривали живность от болезней, стараясь её уберечь (слайд 13).

Многие современные люди не желают расставаться с приметами. Помнят буквально все.

Контроль.

Обратимся и мы к своей памяти, но будем вспоминать не только приметы.

Мы вспомним события, о которых говорили сегодня, заполним таблицу:

Вопросы Ответы
Какие события обязательно упоминались в былинах, легендах, сказаниях? Почему они приобретают вторую жизнь?  
Какое предназначение выполняли долгие, протяжные музыкальные звуки при обращении человека к природе?  
Каким событиям был посвящён месяц февраль?  
Вспомни случаи из своей жизни или из жизни друзей и запиши некоторые приметы.  
Вспомни некоторые даты русских праздников, событий и запиши их в определённом людьми порядке.  

Таблица у каждого ученика (слайд 14).

Подведение итогов.

Учитель: У нас сегодня на уроке была добрая атмосфера. Каждый испытал особые, неповторимые чувства. Вы поделитесь ими чуть позже.

А пока попробуйте дать ответ на этот вопрос: что станет с человеком, если отнять у него все, что нематериально, - память, чувство, совесть, мысль?

Дети: Он будет существовать как трава, растение:, никогда не станет духовно богатым.

Рефлексия.

Повторно звучит "Молитва" П.И. Чайковского.

Учитель: Сейчас, пока звучит музыка я прошу вас записать в тетрадь состояния души, которые вы испытали во время урока и рядом с ними произведения, причину, примету или высказывание, натолкнувшие вас на эти состояния (слайд 15).

Это некоторые записи из тетрадей:

печаль - когда слушал "молитву",

было страшно - ходит по домам "Коровья Смерть",

нежность - когда звучала молитва,

волнение, храбрость, страх - когда был рассказ о святом мученике,

радость - зовут весну, песня "Земелюшка - чернозём"

и т.д.

Источники информации.

  1. Жданова А.С., Островская М.Д. Календарь народных примет, обычаев и обрядов. - М.: ООО ТД "Издательство Мир книги", 2008.
  2. Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно - метод. пособие. - М.: Глобус, 2007.
  3. Зуев-Ордынец М.Е. Сказание о граде Ново - Китеже. - М.: Детская литература, 1977.
  4. Кошмина И.В. Мировая художественная культура: Программа и методические материалы: 6 - 9 кл. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  5. Левашева Г.Я. Музыкальные вечера. - Л.; Издательство: Детская литература, 1963.
  6. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд - во Проспект, 2003.