Программа кружка "Введение в экологию"

Разделы: Экология


Пояснительная записка.

Экология - это биологическая дисциплина, как естествознание, ботаника, зоология, анатомия. Но она помогает объединить их в единое целое. Познакомившись с экологией, становится ясно, что монолит единства на Земле имеет тесную связь с неживой природой. Предлагаемая программа рассчитана на то, чтобы повысить интерес школьников к решению экологических проблем, усилить желание принимать участие в активной деятельности по защите окружающей среды, что иногда невозможно осуществить в рамках урока, внимательнее относиться к своему здоровью. Экологическое образование никогда не потеряет своей актуальности в образовательном, в воспитательном процессах работы со школьниками. Содержание и построение программы создают возможность более последовательно и убедительно раскрывать мировоззренческие идеи экологического воспитания и образования, теснее связать их с жизнью, с практической направленностью.

Программа выполняет следующие функции:

  1. Образовательную.
  2. Культурообразующую.
  3. Культурно-досуговую

Программа рассчитана на 5 классы. Срок реализации 1 год.

Цель работы кружка:

Изучение природы родного края и методов охраны окружающей среды школьниками на занятиях экологического кружка. Формирование понимания ценности здоровья и здорового образа жизни.

Задачи:

Образовательные:

  • Сформировать основные понятия экологии.
  • Сформировать систему знаний об экологических факторах, адаптациях живых
    организмов по отношению к ним и экологических группах.
  • Сформировать представление о классификации живых организмов.

Развивающие:

  • развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, т.е. развивать абстрактно-логическое мышление.
  • сформировать навыки исследовательской деятельности.
  • Выработать навыки самостоятельной работы со справочной и научно-популярной литературой.
  • Развивать творческие способности школьников и их лидерские качества путем вовлечения в игровую ситуацию и практическую деятельность.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Формировать активную жизненную позицию школьников, предлагая ситуации рационального и нерационального отношения к окружающей среде.

Классификация программы:

  1. По типу - модифицированная.
  2. По признаку "общее-профессиональное" - общеразвиваюшая.
  3. По целям и задачам, по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности - профильная.
  4. По направлениям деятельности - эколого-биологическая.
  5. По возрастным особенностям - учащиеся основной школы.
  6. По длительности деятельности - среднесрочная.

Данная программа является актуальной и востребованной так как

  1. Дает импульс к самостоятельному поиску знаний.
  2. Углубляет знания по разделам биологии.
  3. Обеспечивает сплочение коллектива на основе общего интереса.

Предполагаемые результаты:

В результате изучения на занятиях кружка экологических понятий будут достигнуты

  • Значительное распространение и уточнение полученной информации, т. е. систематизация знаний учащихся по данной проблеме с вовлечением знаний по смежным предметам;
  • Развитие абстрактно-логического мышления с повышением уровня сложности определенных понятий и систем;
  • Развитие умения работать с необходимыми методическими рекомендациями, применять соответствующие термины и использовать полученную информацию при проведении практических работ;
  • Формирование навыков исследовательской деятельности с большой степенью её самостоятельности;
  • Формирование основ размножения и выращивания комнатных растений, т. е. формирования умений адаптировать известные теоретические знания и умений в практической деятельности.
  • Раскрытие творческих способностей школьников путем вовлечения их в игровую ситуацию и практическую деятельность, а также лидерских качеств и умений взаимодействовать с педагогом и коллективом школьников.

Содержание программы

1. Предмет и задачи экологии 5 часов.

Введение. Природа живая и неживая. Азбука экологии. Земля уникальное небесное тело Вселенной.

2. Основные среды жизни. Факторы среды организмов и приспособленность к ним. 26 часов.

Наземно-воздушная среда. Почвенная среда. Водная среда. Вода - источник жизни на планете. Факторы среды. Экология и география, неразлучные науки. Вся природа экосистема. В природе все взаимосвязано.

3. Значение растений и животных в природе и жизни человека. 36 часов.

Растения в жизни человека. Растения переселенцы. Растения Красной книги Томской области. Зеленое царство-лучшее лекарство. За красотой в природу. Основы флористики.

Основы цветочно-декоративного растениеводства. Классификация цветочных культур.

Условия выращивания комнатных растений. Способы размножения комнатных растений.

Животные Томской области. Кто, где живет? Животные Красной книги Томской области.

4. Окружающая среда и здоровье человека. 18 часов.

Город опасный и безопасный. Беседа о здоровом питании. Курить или не курить? Алкоголь - враг всего организма. За советом в природу.

5. Организационно-массовая работа. Техника безопасности. 59 часов.

Комплектование группы. Вводный инструктаж. Первичный инструктаж. Повторные инструктажи на рабочем месте.

Экскурсии в планетарий, на пришкольный участок, Сибирский Ботанический сад, зоопарк г. Северска, по садам и паркам нашего города, в зоологический музей ТГУ, в краеведческий музей. Индивидуальные и групповые консультации. Выпуск экологической газеты. Защита творческих работ. Проведение кругосветок, фотовыставок, викторин.

Диагностика результатов деятельности кружка:

Как качественные критерии оценки результатов деятельности кружка будут использоваться:

  • Изменения уровня сформированности понятий курса - умений, навыков (с помощью педагога)
  • Изменение уровня сформированности экологической культуры школьников (заинтересованность проблемами сбережения природных ресурсов, изменение отношения к растительным объектам), активизация жизненной позиции;
  • Способность применять полученные знания в повседневной жизни, в школьной жизнедеятельности, дома.
  • Мотивация посещения занятий.

Методы - анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение. Количественные критерии:

  • Количество усвоенных новых понятий (тестирование).
  • Объем усвоенной информации за единицу времени (тестирование, собеседование).
  • Сохранность контингента учащихся (статистический отчет).
  • Популярность кружка (кроме записавшихся школьников есть еще заниматься в течение года).
  • Вовлечение школьников в научно-исследовательскую деятельность.
  • Методы: тестирование, собеседование, анкетирование, наблюдение.

Система оценивания результатов.

Этапы контроля и оценки результатов обучения:

1. Входные данные -

- диагностика.

- собеседования, тесты, анкеты.

2. Текущая аттестация. - контрольные задания по теме.

- тесты.

- мероприятия по тематике кружка,

- викторины, кругосветки, КВНы.

- составление кроссвордов.

3. Промежуточная аттестация

- праздничное мероприятие.

- проведение выставок (творческих работ, фотографий и т.д.)

4. Итоговая аттестация

- компьютерные презентации исследовательских работ.

- подведение итогов за год.

Основные требования к знаниям и умениям

При изучении курса "Введение в экологию" учащиеся должны знать:

  • Основные понятия экологии.
  • Классификацию растений и животных.
  • Действие каждого из изучаемых факторов на живые организмы, в том числе культурные; экологические группы растений по отношению к различным факторам у
    культурных растений;
  • Определять экологические и биологические особенности живых организмов. Знать флору и фауну Томской области.
  • Последствия техногенного загрязнения и вмешательства человека в законы природы.
  • Влияние вредных привычек на организм человека.

Учащиеся должны уметь:

  • Проводить простейшие эксперименты самостоятельно, более сложные под руководством педагога.
  • Самостоятельно работать литературой.
  • Проводить наблюдения, фиксировать результаты, доносить их до аудитории.
  • Определять адаптации и принадлежность живых организмов к определенным экологическим группам.
  • Сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы.

Этапы реализации:

  • Организационно-подготовительный.
  • Основной. Учащиеся выполняют творческие задания.
  • Осуществляют практическое знакомство с природой родного края через проведение экскурсий, викторин, конкурсов.
  • Итоговый. Подводятся итоги выполнения творческих заданий.

Формы занятий:

  • Индивидуальная - при проведении отдельными кружковцами экспериментов, подготовке докладов, рефератов.
  • Групповая - при проведении практических занятий, наблюдений.
  • Фронтальная - при изучении новой темы, проведения контроля над уровнем усвоения знаний, экскурсий, викторин.

Методы занятий:

  • Словесные: рассказ, беседа.
  • Наглядные: используются различные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, модели, графические средства (схемы, таблицы, географические карты).
  • Использование наглядных методов (показ, демонстрация) позволяет установить ассоциацию между словами и зрительными образами, поэтому используются вместе со словесными методами.
  • Практические: эксперимент (иллюстративный; включает изучение теоретического материала и подтверждение теории в ходе подготовки опыта);

Виды занятий:

  1. Лекция - используется на занятиях, тематика которых связана с изучением основных положений экологии, общими сведениями, касающимися биологических особенностей организмов.
  2. Экскурсии - в биологические музеи и лаборатории вузов с целью приобщения школьников к исследовательской деятельности, расширения общего кругозора
  3. Семинар - с целью отслеживания обратной связи между учениками и педагогами и выяснения уровня усвоения знаний школьниками.
  4. Практические занятия - используется при изучении и освоении методик по размножению и выращиванию культурных растений.
  5. Игровая форма проведения занятий с целью обобщения полученной информации на предыдущих занятиях, а также для формирования устойчивого интереса к изучению предмета способом переключения с одного вида деятельности на другой.

Психофизиологические и возрастные особенности детей:

Программа рассчитана на возраст учащихся 5 классов. В этом возрасте учащиеся обладают способностью активно усваивать разнообразную информацию, у них активно происходит процесс мышления и интерес к познанию окружающего мира. Именно поэтому на теоретическую часть программы отводится большая часть времени. Особенно активна словесная информация воспринимается вместе со зрительными образами (абстрактно-логическое мышление в сочетании со зрительной памятью). Поэтому на практическую и экскурсионную части также отводится достаточно времени. В данном возрасте учащиеся самостоятельно стремятся к осуществлению каких-либо практических действий. Практические занятия позволяют сформировать необходимые первичные практические умения и навыки, которые ребята смогут в дальнейшем применять при самостоятельной работе с научной литературой и постановке экспериментов. Поэтому на самостоятельную работу отводится достаточное количества часов. Каждый ребенок в группе индивидуален. Все дети активны, внимательны, любознательны, с хорошим творческим воображением. Развита мелкая моторика. Учащиеся коммуникабельны.

Условия реализации программы.

Методическое обеспечение:

  1. Материалы для бесед.
  2. Библиотека экологической литературы.
    1. Наглядные пособия (комплекты таблиц по ботаники и зоологии, карта происхождения культурных растений, микроскопы, предметные и покровные стекла, лупы, лейки, секаторы, коллекция неорганических удобрений, коллекция комнатных растений, аквариум с рыбками и моллюсками).
    2. Раздаточный материал (гербарии растений, наборы открыток, фотографий из жизни растений и животных, ватман, фломастеры, карандаши).

Ресурсное обеспечение.

  1. Помещение для индивидуальных и групповых занятий.
  2. Магнитофон.
  3. DVD, телевизор.
  4. Диски.

Список литературы для педагога.

  1. Т.Б.Шипунова, С.А.Пивоварова. Занятия по экологии. Москва, "Просвещение", 2005г
  2. В. П.Зверев. Экологические игры. Москва, "Просвещение", 2001г.
  3. И.Д.Зверев. Практические занятия по экологии. Москва, "Просвещение", 1996г.
  4. В.В.Балабанова. Биология. Экология. Здоровый образ жизни. Волгоград, 2006г.
  5. И.П.Шипунова. Экологическое воспитание учащихся среднего и старшего звена школы. Новосибирск, 1995
  6. А.С.Литвинович, С.В.Дегбер Пойми живой язык природы. Воронеж, 2006г.

Список литературы для детей.

  1. В.А.Алексеев 300 вопросов и ответов по экологии. Москва, "Академия развития" 1998г.
  2. А.Д.Тингусов. Тропой природных достопримечательностей. Новосибирск, 1994г
  3. Т.И.Тарабарина. И учеба, и игра: природоведение. Ярославль, "Академия развития", 1997г.
  4. М.Х.Левитман. Экология - предмет: интересно или нет. С-Петербург, "Союз", 1998г.
  5. М.Шульце Основы флористики. Издательство "Вигёа Мойеп"
  6. Л.Н.Ердаков Экология для зеленых. Иркутск, 1998г.

Приложение