Алкадиены. Каучук и его применение

Разделы: Химия


Цели урока: продолжить изучение электронного и пространственного строения органических веществ, развивать умение пользоваться номенклатурой органических веществ, строить структурные формулы изомеров, сформировать представление о каучуках.

Оборудование: модели бутадиена-1,3.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Эпиграф “Все познается в сравнении”.

III. Подготовка к восприятию нового материала.

Продолжим изучение представителей класса непредельных углеводородов с одним классом этих веществ мы познакомились на прошлом уроке.

А сегодня познакомимся с новым классом непредельных углеводородов, проведя сравнение с алкенами. Целью урока будет не только повторение и изучение нового материала, но и овладение умениями контроля и оценки своей деятельности и деятельности одноклассников. Для этого вам выданы оценочные листы, работать с ними вы умеете. За каждый верный ответ – 1 бал. Максимальное число баллов по каждому виду работы – указано в оценочном листе.

Вспомним все, что мы знаем об алкенах, для того проведем химическую разминку, играя в “Молчанку”. Назовите слайд, показав нужную карточку.

– Прокомментируйте свой ответ:

а) Гомологи (Ответ:– СН2, одинаковое строение и общая формула);

б) Номенклатура (Ответ: указан суффикс “-ен” и номер атома С после “=” связи);

в) Изомерия (Ответ: молекулярная формула одинаковая, строение разное);

г) Химические свойства (Ответ: характерны реакции присоединения);

д) Реакции полимеризации (Ответ: полимер как самостоятельный продукт);

е) Получение алкенов (Ответ: реакции дегидрирования).

Что произойдет с алкенами при более глубоком дегидрировании?

Запишите реакции дегидрирования.

Запишите реакцию дегидрирования с обратной стороны доски, в тетрадях.

Проверим: ставим 1 балл за верно выполненное задание.

Вопросы учащимся:

– Как отмечается одна двойная связь (Ответ: суффиксом “-ен”)?

Две “=” связи отмечаются суффиксом “–диен”.

Тогда новый класс непредельных соединений: алкадиены.

Это и будет темой нашего урока (слайд).

– Какая общая формула у алкенов? (Ответ: СnH2n).

– Тогда у алкадиенов? (Ответ: CnH2n-2)

– Дайте определение алкадиенов, записав его в тетради, отметив, все что мы сказали.

– Откройте учебник на стр. 47, прочитайте вслух. У кого так же – 1 балл проставьте в оценочный лист.

– Поговорим о номенклатуре алкадиенов.

– Какие реакции будут характерны алкадиенам? Ведь у них есть так же как у алкенов кратная связь (Ответ: реакция присоединения).

– Общая формула гомологического ряда алкадиенов? (Ответ: CnH2n-2). Первый представитель?(Ответ: пропадиен).

  • От умственных упражнений перейдем к физическим, поиграв в “Решето” (Учащиеся встают, им задаются вопросы. Ответившие правильно садятся, остальные не прошли через “Решето”).
  • Вопросы для игры:

а) Определение алкадиенов;
б) Назвать вещества (слайд);
в) Какие реакции характерны алкадиенам?;
г) Почему? (Ответ: из за кратной связи);
д) Что могут присоединять алкадиены?
е) Как называются реакции присоединения алкадиенами водорода, брома, бромоводорода, воды, нескольких одинаковых молекул ?(Ответ : реакция гидрирования, реакция бромирования, реакция гидробромирования, реакция гидратации, реакция полимеризации);
ж) Назовите формулы гомологов. (Ответ:C3H4 – пропадиен, С4Н6 – бутадиен и т.д.);
з) Построить геометрическую фигуру пропадиен–1,2.

Для алкадиенов характерна реакция горения. Я вам её продемонстрирую, а вы обратите внимание на пламя.

– Какое оно? (Ответ: коптящее). У алкенов пламя — светящееся. Объясните математически изменение цвета пламени (Слайд).

Алкадиены и их производные из-за наличия тройной связи легко полимеризуются. Продукт их полимеризации – это каучук , нашел широкое применение.

Перед вами таблица :

Знаю

Хочу узнать

Узнал

     
     

Заполните первые две колонки.

Ребята, что вы написали в первой колонке, во второй?

Третью колонку вы сможете заполнить, слушая сообщения своих одноклассников, и вам необходимо будет оценить их выступления.

Слушаются сообщения учащихся о строении, свойствах, нахождении в природе и применении каучука.

Учащиеся суммируют все баллы, полученные за отдельные виды работы на уроке.

Так как целый урок было повторение, изучение, усвоение нового материала, то отрицательные оценки в журнал не выставляются. А ребята, получившие их, должны повторить изученное, поэтому домашнее задание будет дифференцированным:

Оценка

5

4

3

2

Домашнее задание Творческое

задание по теме: “Утилизация каучука и резины”

§ 6

Задание №4

§ 5,6

Задание №1

§ 2,5,6

записать свойства алкадиенов,

Задание №1,2.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ УРОКА ПО ТЕМЕ “АЛКАДИЕНЫ. КАУЧУК И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ”

Дата _____________ Фамилия, имя учащегося_______________________

Оцениваемые параметры

Баллы

самооценка

взаимооценка

I. РАЗМИНКА(0-7)
Количество верных ответов    
Устный комментарий    

II.ПОЛУЧЕНИЕ АЛКАДИЕНОВ(0-2)

Запись реакции    
Комментирование    

III.ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛКАДИЕНОВ (0-2)

Верное определение    
Комментирование    
IV. “РЕШЕТО(0-2)”
Количество верных ответов    
Дополнительный ответ    
V.ЗАДАЧА(0-3)
Верная запись условия задачи, формул    
Вспомнил(а) формулу сам(а)    
Математические действия верны    
VI.СООБЩЕНИЯ(0-1)
Анализ сообщения    
  1. Просуммируйте все баллы, полученные за урок
  2. Определите итоговую оценку по следующим критериям:

12баллов и выше – “Отлично”.
9-11баллов – “Хорошо”.
7-8 баллов – “Удовлетворительно”.
6 и меньше – “Неудовлетворительно”.

Презентация