Технология формирования экологической культуры обучающихся через включение их в творческую деятельность

Разделы: Общепедагогические технологии


Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребёнка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчёркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи.

(Презентация)

Классификационные параметры технологии.

По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: прагматическая + природосообразная.
По основному фактору психического развития: социогенная + психогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + развивающая.
По ориентации на личностные структуры: 1) ЗУН (информационная) + 2) СЭН (эмоционально – нравственная: формирование сферы нравственных отношений) + 3) СДП (прикладная: формирование действенно – практической сферы).
По характеру содержания: обучающая + светская + воспитывающая + гуманистическая.
По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп.
По организационным формам: групповая + индивидуальная + клубная.
По подходу к ребенку: гуманно-личностная + сотрудничество + личностно-ориентированная + свободного воспитания.
По преобладающему методу: диалогическая.
По направлению модернизации: активизация и интенсификация деятельности учащихся.
По категории обучающихся: все категории.

Целевые ориентации.

  1. Развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству.
  2. Формирование гуманного отношения к природе, обеспечивающего психологическое включение животных и растений в сферу действия этических норм.
  3. Развитие познавательных и творческих способностей.

Концептуальные позиции.

  1. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению.
  2. Личностно – ориентированный подход к ребёнку, создание “ситуации успеха” для каждого.
  3. Доступность экологического образования, принцип равенства образовательных возможностей.
  4. Право ребенка на овладение знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объеме, на смену предмета и вида деятельности, конкретного детского объединения и педагога.
  5. Общение, без которого невозможна организация совместной деятельности, ведущей к активизации учебно-познавательных процессов.
  6. Природо- и культуросообразность образовательного процесса.
  7. Социализация и экологизация личности ребенка, как носителя человеческой культуры.
  8. Рефлексия, применение таких средств определения результативности продвижения ребёнка в границах избранной им дополнительной образовательной программы, которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребёнка.

Особенности содержания.

Вовлечение в творческую деятельность предполагает удовлетворение вариативных образовательных и духовных потребностей воспитанников детских объединений. В свою очередь, образовательные потребности обучающихся характеризуются широким диапазоном и сопряжены с развитием их личностных интересов, склонностей, способностей и талантов в сфере экологического пространства.

Особенности организации учебного процесса.

Технологический процесс складывается из следующих элементов:

  1. Ознакомление обучающихся с будущими результатами творческой деятельности и объяснение их практического значения.
  2. Дифференциация учебного материала для свободного выбора воспитанниками заданий при сохранении обязательного минимума.
  3. Повторение приемов выполнения творческих заданий.
  4. Выполнение практических и творческих заданий с применением различных форм обучения.
  5. Самоанализ детьми результатов своей деятельности.

Главной особенностью организации учебного процесса в дополнительном образовании является деятельность детских объединений – учебных групп. Групповую работу детей можно представить в виде цепочки последовательных действий:

  1. Постановка учебной задачи;
  2. Планирование работы объединения;
  3. Индивидуальное выполнение задания;
  4. Обсуждение результатов;
  5. Подведение итогов;
  6. Общий вывод о достижениях.

В зависимости от возрастных особенностей обучающихся педагоги используют разные формы творческой деятельности:

  1. Для старших дошкольников и младших школьников – игра, освоение элементов творческой деятельности.
  2. Для среднего звена организована творческая деятельность по прикладным отраслям (флористика, резьба по дереву, работа с кожей, лепка из глины, пчеловодство и т.п.). Воспитанники детских объединений участвуют в массовых юннатских мероприятиях.
  3. Старшим школьникам педагог предлагает выполнить исследовательскую работу, практико-ориентированные проекты.

Поскольку успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и служат важным критерием выбора метода. По этой классификации используются:

  1. Объяснительно-иллюстративный метод.
  2. Репродуктивный метод.
  3. Метод проблемного изложения.
  4. Частичнопоисковый, или эвристический, метод.
  5. Исследовательский метод.

В каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности в творческой деятельности воспитанников нарастает.

Применение каждого метода обучения сопровождается приемами и средствами. При этом прием обучения выступает лишь элементом, составной частью метода обучения, а средствами обучения являются все те материалы, с помощью которых педагог осуществляет обучающее воздействие. К педагогическим средствам относятся:

  1. Учебный кабинет;
  2. Живой уголок;
  3. Лабораторное оборудование;
  4. Учебно – опытный участок;
  5. Экологическая тропа;
  6. Уголок нетронутой природы;
  7. Дарвиновская площадка;
  8. Библиотека;
  9. Гербарии, коллекции растений, камней, модели и т.п.
  10. Организационно-педагогические средства (учебные планы, карточки-задания, учебные пособия и т.п.).

В предлагаемый перечень педагогических средств педагог вносит изменения в зависимости от содержания реализуемой образовательной программы.

Условием эффективности формирования экологической культуры является последовательное воздействие на сознание и чувственную сферу обучающихся с целью преобразования качественных свойств их личности, формирование собственной позиции относительно себя и окружающего мира.

Литература.

  1. Буйлова Л.Н., Буданова Г.П. Дополнительное образование: норматив. док. и материалы. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.
  3. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. – Ростов н/Д: Учитель, 2007.
  4. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003.
  5. Теплов Д.Л. Экологическое воспитание в дополнительном образовании. Приложение к журналу “Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи”. Вып. №5 – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006.
  6. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений. 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2004.