Проведение экологического праздника – Дня древонасаждений для развития потребности ребенка общения с природой

Разделы: Внеклассная работа


Возрожденный День древонасаждений – дань уважения к природе, воспитание экологического сознания, что способствует укреплению физического и душевного здоровья.

Историческая справка.

Подобные акции много раз проводились в разные времена и всегда имели успех.

Поэтому пора вспомнить все лучшее и постепенно научить ребенка пользоваться природными ресурсами для восстановления гармонии в себе и в окружающем его мире. Этому как нельзя лучше способствует возрождение экологического праздника начала ХХ века – День древонасаждений, когда каждый, кто хочет, сможет посадить саженец и присвоить ему собственное имя.

По обычаю, описанному в Талмуде, при рождении ребёнка принято сажать дерево.
В древности, когда рождался мальчик – сажали кедр, при рождении девочки – кипарис, сосну или акацию. Это символизировало надежду родителей на то, что дети вырастут большими, сильными, расцветут и пустят корни, подобно дереву.

В наше время преемником этой святой для людей традиции стал Еврейский Национальный Фонд – Керен Каемет ле-Исраэль. Благодаря усилиям ЕНФ – ККЛ существует целый лес памяти шести миллионов евреев, погибших в годы Второй мировой войны. В наши дни, лесные посадки в Израиле ценны не только с символической точки зрения. Роль “зеленых легких” в борьбе с загрязнением воздуха уже давно известна и научно доказана.

В России до революции День древонасаждений проводили в Воря-Богородском лесничестве, на территории Никольской лесной дачи. Главным событием праздника была посадка леса, В этой акции принимали участие гимназисты и опытные лесоводы. Во время неформальных бесед молодые люди узнавали от лесных старейшин информацию о целебных свойствах и энергетических возможностях деревьев.

Считается, что каждое дерево определенным способом воздействует на человека. Дуб приносит с собой укрепляющее и бодрящее действие. Берёза расслабляет мышцы и прибавляет организму физическую силу. Сосна помогает в концентрации мышления. Клён очищает от грязных энергетических потоков. С давних времен есть поверье: “В березняке – веселиться, в сосняке – жениться, в кедраче – молиться”.

В языках многих арийских народов слово “дерево” означает “вера”. Испокон веков люди охраняли и почитали деревья: так, у древних славян были свои духовные языческие храмы – капища, священные рощи и деревья. Когда появилось христианство, они больше противились не ему, а вырубке этих священных деревьев и рощ. В исторических летописях есть свидетельства о гибели киевлян на склоне Днепра, вставших в знак протеста на пути срубленного дуба, который сбросили в реку.

Организм ребенка часто подвергается различным стрессам и требует защиты. Защитить и укрепить здоровье психологическое и физиологическое одновременно могут силы природы, которые всегда рядом. Связь человека с природой постепенно слабеет, поэтому свободные минуты можно проводить на улице, в тесном контакте с растительным миром.

Восстановить равновесие помогают совместные акции, целью которых является развитие потребности общения человека с природой. Сегодня собственноручно посадить дерево или кустарник может каждый желающий. Подготовка к акции может тоже принести огромную пользу и превратиться в удовольствие.

Подготовительный этап.

Заранее, конечно, неплохо провести несколько бесед о красоте и целительной силе живой окружающей среды, чтобы у ребенка появилось желание самому принять участие в различных мероприятиях подобного направления.

Беседы можно проводить в нетрадиционных формах, чтобы привлечь все органы чувств:
– Ароматерапия,
– Музыкальные природные композиции,
– Художественные произведения,
– Литературные произведения.

В заключительной беседе подготовительного этапа необходимо четко рассказать о последовательности всех действий.

Подготовленный таким образом ребенок скорее откликнется и проявит достаточно терпения в работе.

Подготовка материалов для работы:

Инвентарь: лопаты, лейки, ведра.
Саженцы.
Вода.
Площадь для посадки деревьев (Аллея рощи).
Информационная работа (Объявления об акции).
Заранее подготовленные таблички с именами участников.
Перчатки, рабочая форма одежды.
Музыкальное сопровождение акции.
Фото и видео аппараты.
Проведение акции желательно наметить на выходные дни, когда ребенок чувствует себя спокойно и может с наибольшей пользой сохранить положительные эмоции.

Ход работы.

Включить музыкальное сопровождение.
Встретить детей. Раздать перчатки, проверить соответствие требований к одежде. Напомнить о технике безопасности при работе с инструментами и правила поведения.
Проводить детей к месту посадки саженцев, выбрать заранее приготовленные лунки для саженцев.
Показать приемы работы. Важно, чтобы ребенок четко представлял себе не только последовательность правильных действий, но и увидел хороший результат. Это снизит количество ошибок и неприятных моментов, которые могут возникнуть в ходе работы.
Раздать инвентарь и высадить саженцы.
Проверить выполнение работы, по ее окончанию похвалить детей за их труд и нацелить на другие творческие природные союзы.
Для лучшего результата возможно привлечь старших и младших родственников детей, учителей, почетных граждан округа. Они не только могут помочь в организации акции, но и разделить радость от общения детей с природой.

Получение обратной связи.

Выставки рисунков, конкурсы стихов и мини-сочинений, изготовление памятного альбома – все это необходимо сделать, чтобы ребенок прочувствовал помощь и старался как можно чаще соприкасаться с живой природой, получать положительные эмоции. Этот путь действительно приведет его к гармонии с окружающим миром и уменьшит количество стрессов.

Приложение 1.

Приложение 2.