Обобщающий урок "Имя существительное". 8-й класс специальной (коррекционной) школы VIII вида

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Закрепить и систематизировать знания учащихся по теме "Имя существительное".

Задачи:

Образовательные: обобщить знания учащихся по теме " Имя существительное", активизировать использование полученных знаний об имени существительном;

Коррекционные: Развивать зрительное и слуховое восприятие, через узнавание, запоминание и воспроизведение имен существительных с использованием индивидуальных и дифференцированных заданий. Повышать уровень речевого развития и коммуникативных умений.

Воспитательные: Воспитывать мотивацию к обучению, а так же самостоятельность и навык аккуратного письма.

Оборудование: опорные таблицы, тестовые задания, ТСО, сигнальные красные и зеленые карточки, словарь, предметные картинки, индивидуальные "карточки-помощницы" для слабых учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент. Настрой на урок:

- Ребята, закрыли глаза, повторяем за мной:

" У меня сейчас урок русского языка, я все знаю, меня все любят, у меня все получиться". Открываем глаза.

- Сегодня у нас обобщающий урок по теме " Имя существительное" и проходить он будет в виде ответов на тесты.

Что такое тест?

Тест - это испытание, специальное задание ученику, для того чтобы определить его способности.

- А теперь, ребята, давайте вспомним, что такое имя существительное?

Посмотрите на карточки, прочитайте задание. Тест 1(карточки):

Допишите пропущенные слова:

Имя существительное-это часть речи, обозначающая :: и отвечающая на вопросы-   ::::.?

Итак, ребята давайте сделаем вывод, что же называется именем существительным.

- Ребята, в следующем задании, необходимо выписать из списка имена существительные и доказать что это именно имена существительные, а не другая часть речи. (Тест 2)

Школа, белая, магазин, читать, интересный, ягода, работать, зима, синее, белка.

(2-3 ученика называют имена существительные, дают определение существительным.)

II. Орфографическая минутка.

- Ребята, у вас на партах лежат карточки с незаполненным кроссвордом. Вы должны заменить предложение, одним словом-именем существительным.

1. Работница по изготовлению швейных изделий. (Швея)

2.Что-то тайное, неизвестное. (Секрет).

3. Рабочий по изготовлению деревянных изделий. (Столяр.)

4. Лечебное заведение, где люди лечатся. (Больница)

5. Мебель, стоящая в классе, необходимая ученику. (Парта.)

    1.Ш В Е Я    
2.С Е К Р Е Т    
3 .С Т О Л Я Р    
4.Б О Л Ь Н И Ц А
  5.П А Р Т А    

- Ребята, орфографическая минутка закончена, обратите внимание, какое слово получилось по вертикали. Какая это часть речи? Докажите что это имя существительное?

Продолжаем работать с тестами. (Коллективная работа, тест № 3)

- На доске написаны имена существительные, указать стрелочками какого они рода, объяснить.

Озеро
Мужского рода Голубь
Женского рода Урожай
Среднего рода Герой
ягода

- Ребята, сейчас я вам раздам карточки, каждый будет выполнять самостоятельно полученное задание. (Тест № 4)

Раздаю карточки разного уровня сложности:

  • 4 уровень - вставить проверяемые безударные гласные
  • 3 уровень- вставить безударные гласные, подобрать проверочные слова
  • 2 уровень - вставить безударные гласные (работа с орфографическим словарем)
  • 1 уровень- вставить безударные гласные, составить предложения.

IV. Физкультминутка.

- Я буду называть имена существительные 1-го склонения, если вы услышите имя существительное с окончанием на - а, то повернитесь друг к другу, обмениваясь хлопками, а если вы услышите имя существительное с окончанием на -я, то присядьте.

VI. Словарная работа.

- Ребята, вы сможете назвать новое слово, с которым мы с вами познакомимся, если прочитаете пары слов на доске и определите, как они связаны по смыслу.

  • Магазин - продавец
  • Больница - врач
  • Театр - актер
  • Ракета - ::..

- Что обозначает первое слово? (место работы)

- Что обозначает второе слово? (профессию)

- Назовите профессию человека, управляющего ракетой? (космонавт)

- Правильно. Придумайте, предложение с этим словом. ( Юрий Гагарин был первым космонавтом.)

VII . Работа с сигнальными карточками (тест №5)

- Продолжаем наш урок. Вспомните, что такое склонение? Выберите правильный ответ и покажите на сигнальной карточке. Объясните.

Склонение - это:

1. изменение имен существительных по числам.

2. изменение имен существительных по родам.

3. изменение имен существительных по падежам.

VIII.Групповое задание (тест №6)

1 группа 2 группа
Подобрать вопросы по падежам к одушевленным именам существительным.

(даны карточки)

Подобрать вопросы по падежам к неодушевленным именам существительным.

(даны карточки)

IX. Фронтальный опрос (тест №7)

- Выберите, слова из ряда и впишите их номера туда, куда считаете нужным

  • Единственное число -
  • Множественное число -

На доске: 1 цветение, 2 костер, 3 механизм, 4 сокровища, 5 лес, 6 карандаши, 7 руки.

X. Домашнее задание.

Итог урока.

- О какой части речи мы говорили сегодня на уроке?

- Что обозначает имя существительное?

- На какие вопросы отвечает имя существительное?

- И закончим мы наш урок высказыванием известного писателя о русском языке.

"Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. Писатель А. И. Куприн"

2.07.2011

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306