Права человека

Разделы: Классное руководство


Цель:

  1. Формирование у учащихся понятия «права человека», закрепить знания о правах ребенка.
  2. Воспитание понимания уникальности жизни и личности других людей, чувства ответственности за свои поступки.

Ход урока

Приложение

Здравствуйте, дорогие ребята!

Разминка

Для начала поиграем. Класс разделен на 2 группы. Учитель раздает определенное количество карандашей, часть – оставляет у себя.

Игра началась! (Дети приходят в замешательство. Учитель через 30 с удивляется, что ученики не умеют играть, затем объясняет, что они должны передавать по кругу по одному предмету.)

Игра началась! (Учитель быстро останавливает игру и требует передавать карандаши через левое плечо.)

Снова играем! (Опять останавливает игру и, по своему усмотрению, объявляет победителей.)

- Что вам не понравилось в ходе игры?

- Почему вам показалась игра нечестной?

- Что надо было изменить, чтобы игра прошла успешно?

Ответы. В игре должны быть правила, они должны быть известны заранее, должны быть четкими, ясными. Они не должны меняться по ходу игры.

- Как вы думаете, почему наш урок мы начали с игры?

Что наша жизнь – игра... Самые важные правила этой игры – законы. Закон регулирует все стороны нашей жизни. А незнание закона может привести к замешательству (которое было у нас в игре). На примере разминки в начале занятия, полагаю, мне удалось убедить вас в серьезности и значимости нашего урока.

Сегодня наш урок будет посвящен вашим правам. Вы узнаете, какие права имеют несовершеннолетние дети, а может, и сами, расскажите о них.

Давайте познакомимся. Игра называется «Снежный ком». По очереди начиная с меня, вы должны рассказать о себе в 2-х словах, последующий повторяет информацию предыдущего, дополняет ее информацией о себе... (Начиная с учителя, каждый ребенок представляется: «Меня зовут..., я люблю..., моя мечта....». Каждый последующий ученик повторяет всю информацию о предыдущих. Игра развивает внимательность, позволяет детям узнать что-то новое о вкусах и интересах др. др. Также эта игра создает дружественную атмосферу в классе.)

Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. Все мы понимаем, друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет.

Это общее и есть права человека.

(Учитель, написав на доске слова «права человека», предлагает обучающимся назвать другие слова, которые им приходят в голову по ассоциации – составляет список соответствующих слов, на основе его анализа делается вывод о том, что...)

Права человека – это совокупность правил, которые присущи природе человека и без которых он не может существовать...

Права человека есть у всех людей. Права человека никто не дает, человек получает права от рождения.

Главное право каждого человека – право на жизнь. Но так думали не всегда!

Было в древности государство – Спарта. Оно славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. Каждого новорожденного мальчика тщательно осматривали: если он здоров – он оставался жить, а если слабый, он не нужен Спарте, его бросали со скалы.

Все мы люди, и мы все равны, а значит у нас всех одинаковые, равные права.

- Зачем надо изучать права человека? (Если жить по принципам, которые содержат в себе эти права, вероятно, что права человека станут не просто идеальной моделью, но и реальностью.)

Игра «Идеальное общество».

Для того чтобы создать идеальное общество, нужно составить список прав его граждан.

Класс разбивается на группы. Каждый член группы должен определить для себя 3 основных права. Затем эти права обсуждаются в группе, после чего составляется список из 10 прав, которые, по мнению школьников, являются наиболее важными.... Учитель составляет итоговый перечень, в который включаются только те права, которые повторяются во всех группах, ранжируя их по значимости.

Логическая задача:

  1. У человека есть права.
  2. Ребенок – человек.

У ребенка ...

В 1989 году была создана (ООН) Конвенция о правах ребенка, в ней 54 статьи, касающихся не только прав и свобод, но и обязательств государств по защите прав ребенка (интересно, что на утверждение документа ушла 1 минута, но готовился он 10 лет).

Конвенция – с лат. «соглашение».

Декларация – с лат. «провозглашение».

Все основные права записаны в документе – Всеобщей декларации прав человека.

Декларация – это основные принципы, к которым стремится государство. (Фрагмент документального фильма об истории создания Декларации.)

Подробнее о Декларации и истории ее создания вам расскажет инспектор по делам несовершеннолетних Алевтина Ринатовна и ребята ЮДМ.

Вскоре после окончания Второй мировой войны, в 1945 году была образована ООН, целью которой является поддержание мира между народами и безопасности. (Декларация была протестом против ужасов Второй мировой войны!!!)

В 1948 году Комиссия по правам человека ООН, возглавляемая Элеонорой Рузвельт, подготовила специальный документ, «провозглашающий» права, которые должен иметь каждый человек в мире – Всеобщую Декларацию прав человека.

10 декабря 1948 года в Париже не третей ассамблеи ООН была принята Декларация, которая определяла базовые права человека.

Этот небольшой по объему документ (всего 30 статей) стал гимном человеку, его достоинству и самоценности. Он содержит не только перечень основных прав и политических свобод человека, но и перечень так называемых социально-экономических и культурных прав.

Декларация – это не юридический договор, а прокламация (провозглашение) «общих достижений всех народов и наций», поэтому она не содержит в себе санкции за нарушения указанных прав и свобод.

Тем не менее, Декларация прав человека имеет прямое действие, то есть на нее можно ссылаться при защите своих прав, и ее положения часто используют в международных судах при рассмотрении дел по фактам нарушения прав человека.

Кроме того, на основании декларации построены два обязательных для участников ООН договора: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Текст документа стал ориентиром и моделью для многочисленных конституционных и законодательных положений.

Рассматривая основные положения Декларации, следует обратить внимание на то, что все права и свободы, провозглашенные в ней, подразделяются на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные.

Хотелось бы выделить статью 29, в которой содержится упоминание о том, что кроме прав у человека имеются и обязанности.

Каждый ребенок обязан:

  1. Слушаться родителей или лиц, их замещающих;
  2. Принимать родительскую заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежного, жестокого отношения к ребенку с их стороны;
  3. Получать основное общее образование;
  4. Соблюдать учебную дисциплину и правила поведения в воспитательных образовательных учреждениях, дома и в общественных местах;
  5. Соблюдать устав и правила молодежного общественного объединения, при условии участия в нем;
  6. Уважать права и культурную самобытность других лиц.

Спасибо!

Ребята у вас на столах лежат листочки, на которых напечатаны стихотворения, отрывки из различных произведений. Прочитав их, по очереди, вы должны назвать право (и номер статьи), о котором идет речь (перечень основных прав у вас на столах).

№1

Я в своей родной квартире,
Как на службе строевой.
Командир на командире,
Я один здесь рядовой.
Всем я должен подчиняться,
По приказу одеваться,
По приказу умываться,
Ровно заправлять кровать,
По команде есть садиться,
По режиму спать ложиться,
По будильнику вставать.
Теперь вам ясно, почему
Начал огрызаться я?
Конец терпенью моему!
Демобилизация.

№2

Работает папа на новом «КАМАЗе»,
Он лучший водитель в своей автобазе!
Могу об отце говорить без конца,
Ведь нет человека лучше отца!
И мама рядом, можно ей открыть
Большие тайны, малые секреты...
Всегда от мамы можно получить
На все вопросы четкие ответы...

№3

Школьная жизнь, школьная пора!
У тебя она одна – единственная.
А когда оглянешься и когда поймешь,
Будет уже поздно.
Поэтому занимайся серьезно,
Учись читать, писать, считать,
Старайся все понять!

№4

Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама приходит в дом,
Мама глядит кругом.
- Был на квартиру налет?
- Нет.
- К нам заходил бегемот?
- Нет.
- Может быть дом не наш?
- Наш.
- Может не наш этаж?
- Наш.
- Просто приходил Сережка
Поиграли с ним немножко.
- Значит это не обвал?
- Нет.
- Значит, слон у нас не танцевал?
- Нет.
- Очень рада. Оказалось
Я напрасно волновалась!

№5

И в десять лет, и семь, и в пять
Все люди любят рисовать.
И каждый сразу нарисует
Все, что его интересует.
Все вызывает интерес:
Цветы, машины, пляски, сказки...
Все нарисуем, были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле!

№6

...Свесть царевну в глушь лесную,
И связав ее, живую,
Под сосной оставить там
На съедение волкам....

№7

Я хотела б жить в стране,
Где зима и лето.
Я б хотела, как Есенин,
Быть ее поэтом.
Я, хочу, чтоб президент
Умным был и честным
Чтоб страну свою любил,
Был с народом вместе.
Чтоб жить в стране могли
Весело и дружно,
Чтоб спокойно спать могли
И не было б оружия!

№8

...В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили,
И пустили а Океан –
Так велел – де царь Салтан....

Подведение итогов.

«Права человека» – это естественные, неотъемлемые, универсальные и объективные права, выражающие реальные возможности личности пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и законных интересов. Государство не дарует человеку его права, а закрепляет их в своих законах.

Всеобщая декларация прав человека – важный международный документ, открывающий целую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы и позволивший людям всего мира объединиться в деле защиты и обеспечения прав человека на Земле.

Обучающиеся высказывают свое мнение о том, интересна ли им тема урока, что нового они узнали, пригодится ли им в дальнейшем эти знания.