Альдегиды: строение, свойства, получение, применение (базовый уровень)

Разделы: Химия


Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.

Цели:

  •  формирование умений и навыков работы с учебной литературой;
  • изучение нового материала с опорой на ранее полученные знания, создание условий осознания блока новой учебной информации, закрепление, применение знаний в знакомой и новой учебной ситуации.

Задачи:

  • изучить новый материал, акцентируя внимание на взаимосвязи особенностей строения и свойств альдегидов;
  • способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности (умение выделять главное сравнивать, анализировать);
  • формировать умение работать с учебной литературой, вести конспект, составлять план;
  • формировать умение владеть грамотной химической терминологией;
  • развивать самостоятельность в мышлении и учебной деятельности;
  • поддерживать познавательный интерес к изучаемому материалу и к предмету в целом.

Структура урока:

I – Организация начала занятия.
II – Актуализация знаний, самоцелеполагание.
III – Изучение нового материала.
IY – Первичное закрепление знаний.
Y – Подведение итогов занятия. Рефлексия.
YI – Информация о домашнем задании.

Формы организации познавательной деятельности:

  • индивидуальная;
  • фронтальная;
  • парная.

Методы организации познавательной деятельности:

  • перцептивные (словесные);
  • логические (индуктивные, аналогии);
  • на основе познавательной деятельности (репродуктивный, частично-поисковый).

Технология: развивающего обучения.

Урок изучения нового материала по теме “Альдегиды: строение, свойства, получение и применение”.

(Базовый уровень.)

Цели:

  • Знать определение альдегидов, иметь понятие об альдегидной и карбонильной группе, знать строение альдегидной группы на электронном уровне, физические и химические свойства, способы получения и области применения альдегидов.
  • Уметь обосновывать разные виды изомерии на основе строения, объяснять закономерности изменения физических свойств в гомологическом ряду, химические свойства на основе строения. Уметь видеть и доказывать генетическую связь между изученными классами органических соединений.

Программа учебных действий.

№ вопр. Содержание вопроса Руководство по учебным действиям Работа в тетради
1.

а)

б)

в)

г)

Строение альдегидов

Определение

Карбонильная группа

Альдегидная группа

Электронное строение альдегидов

(на примере формальдегида)

Прочитать фрагмент учебника стр.…..

¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾

¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾

Прочитать фрагмент учебника стр. …..

Выписать определение альдегидов

Выписать карбонильную группу

Выписать альдегидную группу

Изобразить электронное строение формальдегида

 

1) Общая формула альдегидов

2) Общая формула кетонов

3) В чем отличие в строении альдегидов и кетонов?

Ответить на вопросы:

Прочитать фрагмент учебника стр.…..

 

Составить и записать формулу

Составить и записать формулу

Ответить устно

2. Гомологический ряд альдегидов Изучить таблицу на стр….. Выписать пять первых членов гомологического ряда альдегидов
3. Номенклатура альдегидов Используя ранее полученные знания и прочитав фрагмент учебника на стр……………, сформулировать правила номенклатуры альдегидов Записать основные правила номенклатуры
4. Изомерия альдегидов Прочитать фрагмент учебника на стр ….. Записать виды изомерии, характерные для альдегидов
 

1) Изобразите структурные формулы всех альдегидов состава C5H10O, дайте им названия

Ответьте на вопрос:  

Выполнить задание письменно

5.

а)

б)

Получение альдегидов

в лаборатории

в промышленности

Прочитать фрагмент учебника стр…….. Назвать способ и записать уравнение химической реакции

Назвать 4 способа и написать уравнения химических реакций. Обосновать устно экономическую целесообразность каждого способа

 

1) В чем сходство и отличие строения молекул, полученных в результате окисления пропанола-1 и пропанола-2

Ответьте на вопрос:  

Письменно выполнить упражнение

6. Физические свойства альдегидов Прочитать фрагмент учебника стр……

Прочитать фрагмент учебника стр……

Записать основные положения

Записать уравнение химической реакции

Записать уравнение химической реакции

Записать уравнение химической реакции восстановления альдегидов водородом

7.

1)

а)

б)

2)

Химические свойства альдегидов

Реакции окисления

Качественная реакция на альдегиды – реакция “серебряного зеркала”

Окисление альдегидов гидроксидом меди (II)

Реакция присоединения

 

1) Основываясь на строении функциональной группы, поясните, почему для альдегидов характерны реакции присоединения

Ответьте на вопрос:  

Ответьте на вопрос устно

8. Применение альдегидов Прочитать фрагмент учебника стр…… Выписать основные области применения альдегидов
  1) Привести примеры уравнений химических реакций, иллюстрирующих схему (прилагается) Отработать вопросы генетической связи между классами органических соединений Записать уравнения химических реакций
    Домашнее задание
Устно стр………..
Письменно № №…………….
Стр…………..
 

Приложение к п. 8.

1-й вариант.

2-й вариант.