Первые шаги работы училища в статусе базовой площадки "Реализация инновационных образовательных программ по профессиям ресторанной индустрии"

Разделы: Администрирование школы


Сегодня становится очевидным, что для подготовки высокопрофессиональных кадров, в условиях быстро меняющихся требований работодателей, нужны более эффективные современные образовательные структуры, образовательные процессы, базовая оснастка, педагогические кадры и новые технологии обучения.

Накопленная ресурсная база, опыт подготовки выпускников, поддержка работодателей позволили училищу активно включиться в модернизацию собственного образовательного пространства и в декабре 2007 г., участвуя в конкурсе, училищу был присвоен статус базовой площадки “Реализация инновационных образовательных программ по профессиям ресторанной индустрии” (2007-2010 гг.). Данное направление обусловлено повышением требований к профессиональной компетенции выпускников со стороны работодателей и созданием новых профессиональных стандартов по профессиям ресторанной индустрии: “Повар ресторанной индустрии”, “Кондитер ресторанной индустрии”, “Официант ресторанной индустрии”, “Бармен ресторанной индустрии”, “Работник предприятий быстрого питания”. Основная цель работы училища в статусе базовая площадка – создание условий формирования и развития профессиональных компетенций, обеспечивающих качество подготовки специалистов профессий ресторанной индустрии. Организация деятельности училища в рамках базовой площадки осуществляется посредством развития деятельности 3-х учебных лабораторий, учебно-производственной столовой и 4-х учебных кабинетов специальных дисциплин.

Модернизация образования в училище направлена на совершенствование материально-технической базы, позволившей в кратчайшие сроки начать обучение на более высоком качественном уровне. Так, в 2008-2010 г.г. было закуплено и установлено современное технологическое оборудование. Доля обновления современным оборудованием составила 50%. В лаборатории были приобретены современные приборы и инструменты, учебная, справочная и методическая литература, мультимедийная система. Доля обновления составила – 60%. ИПР прошли курсы повышения квалификации в передовых кампаниях ресторанной индустрии страны. Проведен ремонт учебных лабораторий и кабинетов. Доля обновления и модернизации составила – 50%.

Новый подход определил системность в организации образовательного процесса. Так, была организована деятельность целевой группы из инженерно – педагогических работников, которой: разработана нормативно-правовая база (локальные акты) деятельности базовой площадки; адаптированы квалификационные характеристики по профессиям ресторанной индустрии; разработаны новые учебные программы по профессиям: “Повар ресторанной индустрии”, “Кондитер ресторанной индустрии”, “Официант ресторанной индустрии”; разработаны и согласованы с работодателями по предметам новые учебные программы, основанные на компетенциях для работников ресторанной индустрии: “Технология приготовления мучных кондитерских изделий”, “Оборудование бара”, “Организация обслуживания потребителей”, “Художественная нарезка овощей и фруктов”.

Модификация в технологиях обучения потребовала внедрение и использование новейших технологий и новых методов освоения. В настоящее время 87 % педагогов и мастеров производственного обучения используют, внедряют новые образовательные технологии и методики профессионального обучения: информационные технологии, модульные технологии, ориентированные на гарантированность результатов,

имитационные, в которых воспроизводится фрагмент производственной деятельности, метод проектов, позволяющий учащимся осваивать профессиональную деятельность. Данные технологии, ориентированы на освоение ключевых компетентностей и обеспечивают профессиональную мобильность нашего выпускника.

Для расширения спектра профессиональных компетенций, в училище внедряется система дополнительного образования посредством обучения передовым технологиям ресторанной индустрии. Началом для внедрения явилась организация работы кружков по передовым технологиям ресторанной индустрии. Сегодня планируем ввести модули по передовым технологиям ресторанной индустрии в образовательную программу “Производственное обучение”, это “Карвинг” – художественная нарезка овощей и фруктов и составление композиции из них. Это искусство в наши дни притягивает и любителей и профессионалов, кулинарные выставки, шоу, торжественные церемонии не обходятся без украшений резными композициями. Для проведения занятий имеются необходимые условия (постоянная обеспеченность сырьем, наборы инструментов). Это вновь развивающееся направление в поварском искусстве, очень востребованное в современной индустрии питания, поэтому шагать в ногу со временем наша цель; “Кондитерское искусство” - работа с современными отделочными материалами: карамелью, шоколадом, мастикой, составление композиций из них.

В ресторанной индустрии активно происходят изменения в организации, технологии приготовления и подачи блюд. Только через хорошо организованное сетевое взаимодействие можно удовлетворить заказ на подготовку квалифицированных специалистов.

В 2008-2010 г.г. училищем заключены договора и соглашения: количество договоров – 32 из них: с работодателями – 21, с образовательными учреждениями, в том числе с однопрофильными – 11. В связи с этим, училище выработало три стратегии социального партнерства:

1) Повышение качества профессионального образования с доминирующей ролью социальных партнеров в вопросе “чему учить” и училище в вопросе “как учить”. Данная стратегия позволила училищу совместно с социальными партнерами согласовать учебные программы.

2) Выпускник училища должен выйти из образовательного учреждения, обладая опытом практической, профессиональной деятельности, опытом создания реального продукта. Ярким проявлением эффективности второй стратегии являются такие параметры как успешное трудоустройство выпускников, благоприятные отзывы работодателей о качестве их подготовки. Для реализации компетентностного подхода в образовании училище будет участвовать в краевой целевой Программе “Подготовка высококвалифицированных рабочих кадров в Алтайском крае на 2008-2012г.г.”

3) Профессиональная карьера специалиста начинает формироваться уже в стенах образовательного учреждения. Данная стратегия социального партнерства обеспечивает конкурентоспособность училища, его лидерские позиции, что напрямую связано с конкурентоспособностью его выпускников.

Училище видит свою задачу в том, чтобы за счет развития системы социального партнерства в наиболее полной мере обеспечить условия для самореализации всех участников образовательного процесса (работодателей, учащихся, родителей, общественности, педагогов).

На базе училища созданы и плодотворно работают курсы повышения квалификации для специалистов предприятий общественного питания края и школьных столовых, где за прошедший год повысили квалификацию более 158 человек. Одновременно, училище транслирует результаты деятельности в другие учебные заведения. Например, в рамках взаимодействия с однопрофильными образовательными учреждениями, в июне 2008 г. провели курсы повышения квалификации в форме мастер-класс по передовым технологиям ресторанной индустрии по профессии “Повар ресторанной индустрии”.

Как результат работы это продуктивный подход в развитии профессионализма выпускников и через индивидуальные и коллективные достижения и профориентационная работа. Участие в конкурсах позволяет увидеть себя и представленный продукт со стороны независимых экспертов. Учащиеся училища ежегодно участвуют в конкурсах профессионального мастерства и проектах и занимают призовые места (внутриучилищный конкурс “Кулинарный марафон”, краевая научно-практическая конференция в г. Барнауле, межрегиональный конкурс в г. Томске, Всероссийские 7 Молодежные Дельфийские игры России). Практика показывает, что такие выпускники востребованы, быстро адаптируются и успешно выстраивают свой карьерный рост. В проекте приняло участие 100 учащихся, получающие профессиональное образование по дневной форме обучения со сроком обучения 2 года и 3 года. Ярким проявлением эффективности качества подготовки, востребованность профессии, явилось успешное трудоустройство выпускников последнего года и благоприятные отзывы работодателей. 75 учащихся были трудоустроены согласно заявок работодателей, 41 получили повышенные разряды, 59 установленные.

Выполненные этапы работы проекта показали, что для эффективной организации работы необходимо решить еще ряд проблем: в работе педагогического коллектива, социальном партнерстве, системе управления, формировании и сохранении контингента, области дополнительных образовательных услуг, модернизации материально-технической базы. Эти проблемы обоснованы субъективным характером и современными социально-экономическими и демографическими условиями развития региона и страны, модернизацией системы НПО в общероссийском масштабе.

В планах училища - обучение востребованной профессии “Работник предприятия быстрого обслуживания”, перевод училища в статус Ресурсного центра по профессиям ресторанной индустрии, где будут в комплексе решаться вопросы обучения и повышения квалификации.

Выстраивая перспективы развития образовательного учреждения, думая о перечне, содержании и структуре будущих образовательных программ, о новых качествах выпускников, мы уверены: будущее – за компетентными людьми, за их высоким профессионализмом.