Интегрированный урок (чтение + русский язык + музыка) "Весна идет". 4-й класс

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Обобщить знания учащихся по разделу “Весна идет”.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с новыми словами и понятиями;
  2. Совершенствовать навык чтения и умение работать с текстом;
  3. Систематизировать знания о предложении;
  4. Прививать учащимся любовь к родной природе, к весенним пейзажам;
  5. Учить детей понимать музыку, “видеть” в ней картины природы, художественные образы.

Тип урока: интегрированный урок обобщение знаний.

Оборудование: тексты произведений о весне, рисунки-схемы, “палитра с красками”, таблица по теме “Предложение”, схемы-опоры по безударным гласным, выставка книг, рисунков, аппликаций, поделок о весне, записи “Голоса птиц”, “Скворцы прилетели” и произведение П.И.Чайковского “Подснежник” (из музыкального цикла “Времена года”).

Ход урока

I. Организационный момент.

II.Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня у нас необычный урок, более объёмный и сложный, чем всегда. Мы проводим урок чтения и урок русского языка как один большой урок, но взаимосвязанный, общий по одной теме. Кроме этого, мы будем слушать музыкальные произведения, и разбирать их. Такой урок называется интегрированным.

Тему урока вы сможете назвать сами, если отгадаете загадку:

Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?

(Весной)

– Это весна, замечательное и прекрасное время года, когда вся природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну “утром года”.

– На уроке мы будем читать тексты и говорить о весне, ее особенностях, сравним её с другими временами года, запишем слова, словосочетания и предложения по этой теме и вспомним всё, что мы знаем о предложении.

(Стук в дверь. В класс входят: ученица в костюме “Весны”, две ученицы в костюмах “Пчёлок”, ученица в костюме “Бабочки”, две ученицы в костюме цветов “Подснежник” и “Одуванчик”)

Весна: Здравствуйте, ребята! Я слышу, что вы здесь упоминаете о весне. Вот я и пришла к вам в гости!

Г. Ладонщиков “Весна”

Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня …
Улеглись в полях метели
В свои белые постели.
И весна идёт повсюду
Гонит зиму со двора.

Но я пришла к вам не одна, а со своими друзьями. Угадайте кто они?

(Запись с голосами птиц)

– Кто же мои верные пернатые друзья?

(Это голоса птиц: пеночки-веснички, певчего дрозда, жаворонка …)

– Правильно, это птицы. Они вернулись к нам из тёплых стран и радуют своим пением. А кто это порхает и кружится вокруг?

(Это пчёлки и бабочка)

– И сейчас вы угадали: это трудолюбивые пчёлки и красивая яркая бабочка. Тоже вестники весны. А что за два прекрасных цветка, которые находятся около меня?

Подснежник:

По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег.
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех.

(Это подснежник)

– Верно, это первый весенний цветок – нежный подснежник.

Одуванчик:

А я цветочек жёлтенький
С зелёным стебельком.
Раскроюсь утром ранним,
Закроюсь вечерком.

(Это одуванчик)

– Вот сколько у меня друзей: и в лесу, и в поле, и на лугах, и на реках, в городах и сёлах. И вы, ребята, тоже мои друзья – любители и защитники природы. Можно я останусь у вас на этот урок? Посмотрю, как вы работаете, послушаю рассказы о себе, стихи и, может быть, узнаю что-нибудь новое о себе.

(Звучит запись “Скворцы прилетели”. Весна вместе со своими друзьями садятся за парты, и принимает участие в уроке)

III. Расписывание схемы-рисунка учащимися на отдельных листочках. Подготовка руки к письму.

– Какое стихотворение Плещеева о весне вы знаете? Давайте хором прочитаем это стихотворение и одновременно будем “расписывать” рисунок, чтобы подготовить руку к письму.

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною …
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

(Учащиеся разными штрихами и элементами букв “раскрашивают” рисунок)

IV. Обобщение и систематизация знаний.

1.) Работа в тетради.

– Откройте свои тетради, положите их правильно, проверьте посадку.

Вспомним правило о безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением и проведём словарный диктант на это правило. Эти слова нам встретятся в текстах.

З . лённый, скв . рцы, л . сточки, д . лёкая, нар . дились.

– Проверим свою работу с тем, что написано на доске.

2.) Работа с 1-м текстом.

… Пришла весна. Наступил первый весенний месяц-март. Все месяцы года хороши по своему, но март – это особенный месяц. Зима не хочет уступать и сдаваться. Ещё кругом лежит снег, и лёд стоит на реках. Морозно и ветрено, но в воздухе чувствуется приближение весны.

Весна! Наконец-то пришла долгожданная весна! Как радостно всем!

Ожил лес, поляны, деревья. Птицы щебечут всё веселее. Солнышко греет всё дольше и теплее.

Небо стало выше. Голубой месяц март. Голубое небо, снега голубые. Голубая даль и голубые льды. Появляются первые весенние цветы – белые и голубоватые подснежники.

Лес ещё не одет. Чуть дымится первая зелень на ивах, как зеленоватая дымка, как мелкие зелёные кружева. Как прекрасно в лесу!

а) Чтение текста хорошо читающим учеником вслух.

– Почему говорят, что “март– это особенный месяц года”?

– Как всё изменилось вокруг с приходом весны?

б) Повторное чтение текста вслух по абзацам “цепочкой”

– О чём прочитал каждый из вас?

в) Озаглавливание текста.

– “Весна пришла”, “Начало весны”, “Голубой март”.

г) Ответы на вопросы

– Как изменилась неживая природа с началом весны? Какая стала земля? Небо?

– Как ведут себя живые существа?

– Почему март называют голубым? Докажите.

д) Выборочное чтение

– Найдите в тексте предложения, в которых описывается лес.

– Найдите слова, которыми описывается первая зелень.

– Найдите в тексте предложения, в которых выражается восхищения тем, что наконец-то пришла весна. Прочитайте их правильно, выразительно.

– Объясните постановку знаков препинания в конце этих предложений.

е) Работа с предложением.

Наконец-то пришла долгожданная весна!

– Какое это предложение по цели высказывания? По интонации?

– Найдите грамматическую основу предложения, второстепенные члены.

ж) Чтение текста учащимися.

– О чём мы прочитали в этом тексте? Что узнали?

– Мы прочитали рассказ о начале весны, о её признаках, об изменениях в природе с приходом весны …

V. Физминутка.

В.Татаринов “Весна близка”

Розовый, берёзовый
В роще встал рассвет.
Лютыми морозами
Старый клён раздет.
Ветер невидимкою,
Плачет и поёт,
В синем небе льдинкою
Облачко плывёт.
Но теплом повеяло
Утром из леска,
И земля поверила,
Что весна близка!
Покружит, уляжется
И растает снег …
Это только кажется,
Что зима навек!

3.) Работа над 2-м текстом.

… Весна вступила в свои права и начала хозяйничать над землёй, раскрашивая всё в зелёный, жёлтый, красный, голубой, пурпурный, коричневый, малиновый цвета …

Лес уже полностью преобразился. На коричневых и тёмно-серых ветвях берёз, осин, дубов, клёнов появились маленькие клейкие изумрудные листочки, блестевшие капельками росы, как жемчужинами, в лучах тёплого весеннего солнышка. А величественная ель гордо красуется среди других деревьев своим вечнозелёным нарядом.

Распустились весенние цветы: медуница, ветреница, лютик, одуванчик … Прилетели скворцы, жаворонки, пеночки … Над растениями порхают и кружатся красавицы-бабочки, а трудолюбивые пчёлы хлопотливо перелетают с цветка на цветок.

По утрам ласковое ярко-жёлтое солнце освещает всё вокруг и согревает всё живое. Мир стал разноцветным, весёлым, живым. Чудесная пора!

а) Чтение текста учителем

– Скажите, к какому периоду весны он относится?

б) Чтение текста учащимися вслух по абзацам

-Как изменилась природа в самый разгар весны по сравнению с её началом?

– Этот текст без названия. Как его можно озаглавить?

– “Разгар весны”, “Весна-красна”, “Весенние краски”

в)Чтение текста учащимися про себя

г) Ответы на вопросы с тексту с выборочным чтением

– Какие цвета использовала природа, чтобы показать красоту весны? Найдите их в тексте.

– Каким теперь стал лес? Что нового узнали вы для себя из этого текста?

4.) Запишем название тех оттенков цветов, которыми природа так красиво раскрасила весну. А поможет нам в этом “палитра с красками”. С оттенками некоторых цветов мы познакомились в тексте, другие – запишем сами и объясним написание.

Зелёный, жёлтый, голубой, малиновый, коричневый, сиреневый, бордовый, оранжевый, розовый, лимонный, чёрный, серебристый.

5.) Найдите и назовите понравившиеся вам образные слова и выражения. Запишем их в тетради.

Изумрудные листочки, величественная ель, зелёные кружева.

6.) Запись предложения о весне с полным разбором и объяснением на доске.

Ласковый ветерок приносит горьковатый аромат черёмухи.

7.) Только что мы прочитали прекрасные произведения о весне, написанные разными писателями. Они, как художники, изобразили весну. Но ведь и многие композиторы тоже “описывают” природу с помощью звуков, музыки. Давайте представим себе, а музыка нам поможет в этом, какой бы мы хотели увидеть весну на нашей картине.

Слушанье произведения П.И.Чайковского “Подснежник”

а)Представление и рассказы учащихся

б) Чтение стихотворения П. Соловьёва “Подснежник”

В саду, где берёзы столпились гурьбой,
Подснежника глянул
Глазок голубой.
Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку.
Потом потянулся
Из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
“Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь, правда,
Что это весна?”

VI. Итог урока

Заключительное слово Весны.

Благодарность учащимся за урок, за их работу, призыв беречь, любить, охранять родную природу.

… Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года,
Синея, блещут небеса.
Ещё прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют …

13.06.2011