Анализ учебно-воспитательного процесса в начальных классах за 2010–2011 учебный год

Разделы: Администрирование школы


Начальная школа самая важная и значимая ступень в системе школьного образования, т.к. впервые ведущей деятельностью становится учебная деятельность ребенка. И от того, как будет сформирована эта деятельность, насколько младший школьник овладеет способами учебной деятельности, т.е. научится учиться, насколько будет привит ребенку интерес к процессу познания, созданы комфортные условия для учения, необходимые для развития самостоятельности, способности к самоорганизации и самореализации, зависит успешность обучения в основной и старшей школе и желание и умение совершенствовать свое образование всю жизнь.

В 2010-2011 учебном году перед учителями начальных классов и воспитателями групп продленного дня стояла цель: продолжить работу по обеспечению качества обучения, выявлять и развивать способности каждого ученика, формировать духовно богатую, свободную, физически здоровую, творчески мыслящую личность, обладающей прочными базовыми знаниями за курс средней школы.

Для достижения данной цели решались следующие задачи:

  • совершенствование качества образования через изучение и внедрение новых педагогических технологий на уроках;
  • использование индивидуальных и дифференцированных подходов к обучению учащихся для раскрытия их творческого потенциала;
  • направление усилий на улучшение качества преподавания предметов детям с разными образовательными возможностями;
  • продолжение работы по обеспечению системы мер, гарантирующих преемственность программ начальной и средней ступени обучения;
  • совершенствование работы с одарёнными учащимися;
  • создание условий для реализации творческого потенциала педагогов, поддержание и стимулирование инициативы учителей, развитие и совершенствование различных форм методической деятельности.
  • систематическое осуществление внутришкольного контроля администрацией.

Поставленные задачи были успешно выполнены за счет:

1. Cкоординированности усилий всех участников педагогического процесса:

– своевременное прохождение курсов усовершенствования учителей начальной школы;
– разработка и внедрение в учебный процесс учителями начальной школы инновационных технологий;
– создание администрацией школы комфортных условий для обучения учащихся и совместной деятельности учителей начальной школы.

2. Cистемы работы с родителями:

– проведение родительских собраний;
– оказание помощи семье со стороны психолога, социального педагога, учителя (консультации, просветительская работа)

I. Информационная справка

В начальных классах на 1 сентября 2010 года обучалось 327 учеников, на конец учебного года – 326. Обучение велось по программам:

  • Развивающего обучения по системе Л.В.Занкова (1А, 1Б, 2А, 2Б классы)
  • «Школа-2100» (1В, 1Г)
  • «Школа России» (3А,Б,В, 4 А,Б,В), в режиме одной смены пятидневной рабочей недели, в 13 общеобразовательных классах .

Задачи, поставленные в 2010-2011 учебном году, решал педагогический коллектив в составе 13 учителей начальных классов, 4 воспитателей групп продлённого дня, педагога-психолога и учителя-логопеда.

Квалификационные категории учителей начальных классов и воспитателей группы продленного дня в 2010-2011 учебном году

В 2010-2011 учебном году прошли курсы повышения квалификации при ВОИПиКРО Новикова А.А., Павленко А.В. Успешно прошли аттестацию и получили ВКК учителя Забугина Е.П. и Козиева Е.А. Учителя не только повышали свой профессиональный уровень, но и делились, обменивались приобретенным опытом со своими коллегами.
Была отмечена большая работа учителей и воспитателей по внедрению в практику работы элементов здоровье сберегающих технологий: доброжелательность, создание атмосферы успешности, забота педагогов не только о знаниях по предмету, но и о психологическом состоянии ученика, творческий подход к проведению уроков.
Решая задачу повышения качества образования через внедрение современных образовательных технологий, в прошедшем учебном году коллективом учителей начальных классов применялись следующие педагогические технологии:

  • система развивающего обучения (1а;б классы) ;
  • дифференцированное обучение;
  • здоровьесберегающие технологии (элементы);
  • игровые технологии;
  • технология безотметочного обучения (Забугина Е.П., Козиева Е.А., Лымарь Е.Н. и Запорожкина Н.В.)

С 2010-2011 учебного года МОУ Подгоренская СОШ № 1 приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области №____ от _______ 2010 утверждена как экспериментальная инновационная площадка по внедрению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

II. Анализ учебно-воспитательного процесса

В 2010/2011 учебном году начальная школа работала над созданием оптимального климата для обучения детей с учетом индивидуальных особенностей младшего школьника, воспитания их средствами современного содержания образования.

В образовательном процессе были поставлены и решались следующие задачи:

– изучение проблем адаптации обучающихся первых классов к условиям школьной жизни;
– осуществление преемственности перехода из начальной школы в основную;
– усиление развивающего характера обучения;
– продолжение начатых и развитие новых направлений работы с одарёнными детьми;
– устранение перегрузки учащихся в учебном процессе;
– внедрение здоровье сберегающих технологий в обучение младших школьников;
– организация работы в ГПД, усиление взаимосвязи учителя и воспитателя в ориентации на целостное развитие личности ребенка, развитие его познавательных способностей:
– повышение качества педагогического труда и уровня педагогической культуры каждого учителя, обеспечение роста профессионального мастерства членов педагогического коллектива;
– создание портфолио педагога – одной из форм оценки его профессионализма и результативности работы при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории;
– совершенствование методов стимулирования творчески работающих учителей, которые на высоком и профессиональном уровне поддерживают постоянный познавательный интерес учащихся как в урочной, так и во внеурочной работе;
– изучение документации по введению ФГОС.

Вся работа учителей начальной школы и воспитателей ГПД, а также психолога и логопеда нацелена на создание комфортной обстановки для получения знаний и всестороннего развития ребёнка как личности.

Информация об уровне обученности учащихся начальной школы и результаты работы учителей начальных классов.

Главный показатель творческой работы педагогов – достаточные знания обучающихся. В целях установления соответствия знаний учащихся требованиям программы по основным предметам (русский язык, математика, литературное чтение) проведены административные контрольные работы.
Результаты итоговых контрольных работ следующие:

Итоги срезовой контрольной работы по математике

Класс Итого Итого Итого Общая по классам
по списку 27 24 22 73 28 29 27 84 28 21 30 79 236
присутствовали 26 23 22 71 28 28 25 81 24 19 28 71 223
«5» 4 7 7 18 5 5 7 17 5 3 8 16 51
«4» 16 10 6 32 13 10 12 35 6 6 12 24 91
«3» 3 2 6 11 6 10 5 21 7 6 6 19 51
«2» 3 4 3 10 4 3 1 8 6 4 2 12 30
уровень (%) 88 83 86 86 86 89 96 90 75 79 93 83 87%
качество (%) 77 74 59 70 64 54 76 64 46 47 71 56 64%

Анализируя результаты итоговых контрольных работ по математике, можно сделать вывод, что качество обученности в начальных классах 64%. Самый низкий процент показан в 4а и 4б классах (учителя: Прохоренко Е.Б и Малых А.Н. соответственно), высокое качество обученности – во 2а и 2б классах (учителя: Ермакова Г.Н. и Камышова Н.Н.), в 3в классе (учитель Мурая И.Д.) Из 223 учащихся, выполнявших работу, 193 имеют положительные отметки, т.е. качество знаний составляет 87%. Не справились с решением задачи 30 учащихся, т.е. 13%.

Итоги контрольного диктанта по русскому языку

Класс Итого Итого Итого Общая по классам
по списку 27 24 22 73 28 29 27 84 28 21 30 79 236
присутствовали 24 17 21 62 28 25 26 79 24 21 28 73 214
«5» 9 0 6 15 7 3 6 16 2 3 7 12 43
«4» 11 14 10 35 11 11 13 35 14 8 8 30 100
«3» 3 1 4 8 7 9 5 21 7 7 9 23 52
«2» 1 2 1 4 3 2 2 7 1 3 4 8 19
Уровень (%) 96 88 95 94 89 92 92 91 96 86 86 89 91%
Качество (%) 83 82 76 81 64 56 73 65 67 52 54 58 67%

По русскому языку уровень обученности составляет 91 %. Из 214 учащихся 143, т.е.67%, имеют положительные отметки за контрольный диктант. Наиболее встречающиеся ошибки допущены на правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением, а также непроверяемых безударных гласных, в так называемых словарных словах. 15 % учащихся (56 человек) допускают ошибки на пропуск, замену и вставку буквы в словах. Выполнили грамматическое задание без ошибок 40 % учащихся (149 человек).

Итоги контрольного теста по литературному чтению

Класс Итого Итого Итого Общая по классам
по списку 27 25 22 74 30 27 28 85 28 22 30 80 239
присутствовали 24 21 20 65 29 24 27 80 21 17 29 67 212
«5» 3 6 7 16 1 2 5 8 8 2 12 22 46
«4» 10 9 4 23 21 12 12 45 7 6 10 23 91
«3» 4 2 8 14 7 7 8 22 6 9 7 22 58
«2» 7 4 1 12 0 3 2 5 0 0 0 0 17
Уровень (%) 71 81 95 82 100 88 93 94 100 100 100 100 92%
Качество (%) 54 71 55 60 76 58 63 66 71 47 76 67 65 %

По итогам контрольных работ учителям начальных классов даны следующие рекомендации:

  1. Учителям 1-4 классов проанализировать результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, математике и литературному чтению и наметить план мероприятий по формированию у детей более качественных знаний.

  2. Учителям, учащиеся которых имеют неудовлетворительные отметки за контрольные работы, обратить внимание на ликвидацию тех пробелов, которые были обнаружены при выполнении проверочных работ, на основе индивидуального, дифференцированного подхода к усвоению учащимися программного материала, шире внедрять формы и методы развивающего обучения. Всем учителям начальной школы в будущем году продолжить работу по развитию речи учащихся, темпа чтения, правильности чтения, а также развитию внимания, памяти, логического мышления.

  3. Продолжить работу со слабоуспевающими детьми, совершенствовать качество работы по подготовке учащихся к участию в предметных конкурсах, олимпиадах.

  4. Всем учителям продолжить работу по самообразованию, реализации творческого потенциала, развивать и совершенствовать различные формы методической деятельности, добиваться качественных знаний учащихся.

Сравнительный анализ промежуточной аттестации в 4 классах за последние три года представлен в диаграмме (по каждому предмету показано качество знаний в %):

Показатели успеваемости за три прошедших учебных года выглядят следующим образом:

Учебный год Успеваемость Качество знаний
2008-2009 98 % 60 %
2009-2010 100 % 64 %
2010-2011 99 % 62 %

Перед учителями начальных классов стоит проблема повышения качества знаний. Большим резервом являются учащиеся, которые закончили 2010-2011 учебный год с одной отметкой «3» при общей успеваемости на «4» и «5». Таких учащихся 17.

По итогам 2010-2011 учебного года во всех классах начальной школы программа выполнена по всем предметам с незначительным уплотнением. Контрольные работы, срезы знаний (контрольное списывание, словарные диктанты, арифметические диктанты), уроки развития речи, практические работы проведены согласно тематическому планированию. Большинство учителей начальных классов творчески подходят к своей работе, используют новые педагогические технологии, личностно-ориентированный подход. Это способствует развитию познавательных интересов у учащихся, логического мышления, памяти, воображения, привития интереса к учебной деятельности. Важно уже в начальной школе поддержать интерес детей к знаниям, выявляя особо одаренных учеников. Ведь именно в этот период проявляются и активно развиваются склонности, способности, таланты. В основе работы с одарёнными учащимися лежит разноуровневая дифференциация, которая широко применяется учителями начальных классов на разных этапах учебного процесса.

В рамках реализации программы развития на 2010-2014 годы, где общей задачей деятельности при адаптивной модели школы мы считали необходимым создание условий для полноценного развития личности ребенка, его самореализации и в целях развития у учащихся интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащиеся 2-4-х классов приняли активное участие в традиционной школьной предметной олимпиаде.

В прошедшем учебном году учащиеся начальных классов приняли активное участие в 1-м и во 2-м этапе Всероссийской олимпиады учащихся начальных классов «Муравейник» (заключительный, 3 этап, пройдет в сентябре 2011 года).

Исходя из вышеизложенного, перед учителями начальных классов поставлены следующие задачи на 2011-2012 учебный год по учебно-воспитательной работе:

  • Уделять особое внимание совершенствованию форм и методов организации уроков;
  • Вести работу в соответствии с индивидуальным темпом и уровнем развития уч-ся;
  • Спланировать взаимопосещение уроков с учетом индивидуальных потребностей учителей;
  • Усилить работу с мотивированными детьми;
  • Продолжить работу по предотвращению неуспешности уч-ся.
  • Каждому учителю серьёзно отнестись к повышению своего педагогического мастерства через систему курсов повышения квалификации, посещение городских семинаров, посещение уроков коллег, работать над индивидуальной темой по самообразованию.

III. Методическая работа

В начальной школе работает методическое объединение, которым руководит учитель высшей квалификационной категории Камышова Наталья Николаевна.

В 2010-2011 учебном году коллектив учителей начальной школы работал по теме: «Создание благоприятной образовательной среды для удовлетворения образовательных, коммуникативных, нравственных, духовных потребностей младших школьников», решая следующие задачи:

– обеспечение высокого методического уровня всех видов занятий;
– выявление и развитие способностей каждого ученика;
– создание условий для формирования осознанных базовых знаний. Умений и навыков, развития творчески мыслящей личности.

В течение учебного года были проведены 5 заседаний методического объединения начальной школы по различным темам. Учителя знакомились с новыми нормативными документами по введению ФГОС второго поколения в начальной школе, обсуждали вопросы адаптации первоклассников, преемственности в обучении и воспитании школьников, обменивались опытом по использованию здоровьесберегающих технологий в процессе урочной и внеурочной деятельности, слушали и обсуждали отчёты учителей по темам самообразования, делились своим педагогическим мастерством. На заседаниях МО уделялось также большое внимание работе учителей по воспитанию у учащихся культуры поведения и общения, по подготовке и проведению разнообразных внеклассных и внешкольных мероприятий, по новым формам и приёмам работы с семьями учащихся. В ходе обсуждения этих вопросов отмечено, что усилия педагогов в воспитательной работе приносят положительные результат. Так активнее стали участвовать в мероприятиях "проблемные" дети. Было проведено анкетирование учителей начальных классов с целью улучшения работы МО, составлен тематический план работы МО на будущий учебный год. В течение года решались текущие вопросы МО, велась необходимая документация.

Все учителя проявляют инициативу в саморазвитии, приобретая опыт и новые знания на курсах повышения квалификации.

Ежегодно учителя начальной школы принимают участие в различных конкурсах. Так, Забугина Елена Петровна и Ермакова Галина Николаевна, участвовали в областном конкурсе на звание «Лучший учитель ПНПО».

В 2010-2011 учебном году учителя начальных классов проделали огромную работу по распространению своего педагогического опыта. Учителя представили свои работы в Издательском доме «Первое сентября», на сайте школы и на независимом учительском сайте «proshkolu.ru».

Методическая работа была направлена на повышение качества профессионального уровня учителя посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях и умений за счет использования их в своей деятельности. Она должна содействовать формированию профессионально-личностных характеристик, профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций и педагогического творчества современного учителя.

Ключевые компетенции – наиболее общие способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни. Ключевые компетенции: исследовательские, социально-личные, коммуникативные, организаторская деятельность и сотрудничество.

Путями приобретения компетенций, прежде всего, являются: практическая направленность обучения, развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности, а также применение современных образовательных технологий. В свете введения Федеральных Государственных образовательных стандартов второго поколения это особенно актуально. Методическое объединение учителей начальных классов, в этом учебном году, добивалось выполнения тех целей, которые были поставлены в начале года, т.е. учителя старались создавать условия для получения учащимися качественного образования на основе формирования ключевых компетенций как целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности.

IV. Задачи на следующий учебный год

  • Продолжить работу по обеспечению качества обучения.
  • Совершенствовать формы и методы работы с одарёнными и слабоуспевающими детьми.
  • Активно использовать информационные компьютерные технологии в образовательном процессе.
  • Изучить нормативные документы и разработать образовательные программы в соответствии с ФГОС второго поколения.
  • Составить план работы методического объединения на 2011-2012 учебный год, включая вопросы по внедрению ФГОС второго поколения.
  • Продолжить работу просветительскую работу с родителями по вопросам обучения и воспитания, систематически знакомить их с результатами обучения и достижениями учащихся, разработать тематику классных собраний на основе родительского запроса.
  • Создать условия для реализации творческого потенциала педагогов, поддерживать и стимулировать инициативу учителей, развивать и совершенствовать различные формы методической деятельности.
  • Продолжить работу по реализации принципа индивидуального подхода, опираясь на результаты психолого-педагогических исследований.