"Тексты малой формы" (программа факультативных занятий по русскому языку). 5–7-е классы

Разделы: Русский язык


Где мало слов,
Там вес они имеют.
В.Шекспир

Пиши скорей, не медли, слышишь,
Весь мир, весь путь, весь опыт свой,
Пойми, ведь то, что ты напишешь,
Не может написать другой.
М.И. Айгер

Педагогическая наука переживает переходный этап, связанный с обновлением как содержания, так и форм образовательного процесса. Известный психолог А.Г. Асмолов назвал этот этап «непройденным путём: от культуры полезности – к культуре достоинства». В связи с этим роль занятий, которые способствуют формированию у учащихся умения общаться, чувства собственного достоинства, готовности к взаимодействию, взаимопомощи, трудно переоценить.

Проблема общения - одна из самых важных сегодня проблем в различных областях развития общества: это и менеджмент, и социальная и возрастная психология, и теория воспитания… Данная проблема актуальна была всегда, но особое значение она приобретает сегодня. В мире, постоянно меняющемся, необходимы нестандартно мыслящие, творческие люди, умеющие преобразить любую ситуацию. Будут меняться программы, представления о задачах изучения русского языка и литературы, но развитие связной речи учащихся останется одним из приоритетных направлений лингвистической науки, так как в нём видят ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ.

Современные условия, сама жизнь, общая картина того, что происходит сегодня с русским языком, требуют коренного пересмотра отношения к нему. Причиной, вызвавшей эту необходимость, стал общий кризис в стране, кризисное состояние русского языка, снижение речевой культуры общества. Крайнее обеднение разговорного языка, подмена его просторечием и жаргоном, снижение культуры печатного слова, использование варваризмов без особой необходимости, появление целых сфер жизни, где русский язык заменён английским, резкое снижение культуры деловой речи, правила общения посредством Интернета и предельно кратких SMS, почти полное исчезновение личной переписки. И таких, объективных причин изменений, происходящих с русским языком, в наше время много.

К сожалению, не является образцом к подражанию и речь тех, кто в силу своей профессии обязан говорить правильным выразительным литературным языком, а именно работников радио и телевидения. Сейчас, когда к микрофонам, вещающим на всю страну, прорвались люди, «говорящие от себя», «без бумажки», становится заметно, что в России разучились говорить по-русски! Фантастические ударения, невероятно корявые сочетания слов… – язык из «поддержки и опоры», как когда-то  писал И.С.Тургенев, превратился в злейшего врага!

Особое беспокойство общественности вызывает язык молодежи: словарный запас ее часто беден, насыщен штампами, искажениями исконно русских слов, просторечиями и жаргонизмами. Прислушайтесь к речи подростков, школьников, когда они разговаривают между собой на улице, в транспорте, в других общественных учреждениях, даже на переменках в школе, – как правило, никто не следит за речью.

Подростки часто объединяются в группы согласно их интересам и музыкальным пристрастиям, но  зачастую это сводится только к совместному слушанию музыки и так называемому «бескоммуникативному» общению. Дискуссии, обсуждение проблем, споры и дебаты в таких группах не культивируются и не приживаются, что приводит либо к потере общения, либо практическое коммуникативное общение становится бедным или вообще отсутствует, что приводит к разобщенности и потере речевых контактов.

 В последнее время многие дети стали мало читать, их увлекает телевизор, компьютер, Интернет. Большие произведения учащихся просто раздражают, школьники пытаются заменить их кинофильмом или рассказом товарища, прочитавшего книгу. Скучные большие по объёму программные сочинения не могут способствовать пробуждению интереса к предмету, а зачастую вызывают излишнюю напряжённость и тревожность.

 Обучение в школе предполагает всестороннее развитие ребёнка, в том числе, немаловажно и развитие связной речи. Однако формированию умения правильно, чётко и логически обоснованно построить свою речь, преподнести её аудитории на должном уровне, максимально использовать все способы воздействия на слушателей в общеобразовательной школе уделяется недостаточно внимания. В процессе обучения письменной речи мало внимания уделяется и вопросам редактирования текстов сочинений учащихся, чаще всего эта работа проводится на уроках, связанных с разбором ошибок, допущенных учащимися при написании сочинений и изложений.

Сегодня ни для кого не секрет, что школа уделяет большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде письменного тестирования, а потому практически всё время и все силы затрачивают учителя на проведение работы по усвоению детьми определённой информации. Неоправданно мало затронутыми при этом оказываются проблемы развития устной и письменной речи их воспитанников.

А ведь совершенствование связной речи учащихся среднего и старшего звена общеобразовательной школы является неоспоримым фактором, влияющим на дальнейшее гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка в целом. Для школьников обучение и общение являются ведущими видами деятельности, потому подростки испытывают огромную потребность в общении друг с другом, у них велик интерес к жизни, к миру – им хочется об этом думать, говорить…И кто, как ни школа, учитель должны тщательно организовывать коммуникативное обучение, помогать ученику преодолевать коммуникативный барьер и комплекс неполноценности, решать  вопрос о снижении дефицита общения учащихся в социальной среде.

Для того чтобы ученик сумел создать оригинальный текст, иногда не требуется обучение. Отдельные учащиеся тонко чувствуют язык, впечатлительны и способны передать свои ощущения в словесном высказывании…. Школьные «поэтические жемчужинки»  рождаются порой очень неожиданно. Истинное наслаждение доставляет чтение «маленьких шедевров» этих ребят. Какой красивый, «чистый» язык в них звучит!

 Но чаще, на практике, такого опыта у детей нет, они  оказываются не готовы к сотрудничеству, к диалогу. Большинство учащихся признается в том, что в области общения они испытывают небольшие проблемы и страхи: школьникам трудно свободно говорить перед классом, делать сообщения по ключевым словам и опорному конспекту, формулировать самостоятельный вывод. Учащиеся отмечают затруднения и в таких вопросах, как умение слушать другого человека, ждать возможности высказать собственное  мнение, считаться с мнением своих одноклассников. Именно эти проблемы мешают большинству учащихся показать уровень своих знаний, презентовать свои способности, а многим и утвердить свое лидерство.

Как же в условиях общего кризиса в стране сохранить наш великий и могучий язык? Как сформировать у учащихся чувство уважения и бережного отношения к нему? Как научиться пользоваться несметными богатствами русского языка? Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать свое речевое творчество? Как реализовать потенциал его речевых возможностей, побудить к созданию самых простых, незатейливых (но искренних!) рассказов, сказок, стихов? Как сделать, чтобы дети чаще встречались с праздником души – собственным творческим вдохновением? Наконец, какими приемами, методами работы со словом побудить наших девчонок и мальчишек пойти навстречу этому творческому вдохновению?

Эти задачи в современной школе решаются всеми педагогами, но наибольшая нагрузка лежит, конечно, на учителях русского языка и литературы. Насущная проблема времени нашла свое отражение в Государственном стандарте общего образования.

Стимулировать развитие речевых умений, веру школьников в собственные силы и успех, способствовать саморазвитию учащихся призвана продуманная, интересная система работы – факультативный курс «Тексты малой формы».

Цели и задачи курса. Структура курса

Программа спецкурса «Тексты малой формы» дополняет систему работы по развитию речи учащихся 5 – 7 классов, которая заложена в учебном пособии «Русская речь» под редакцией Е.И.Никитиной, предназначена для повторения материала, изученного ранее, углубления имеющихся знаний и направлена на развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся.

Цели курса: дать понимание общих законов создания мини-текстов, их внутренней логики, выработать навыки написания письменных работ малой формы на любые темы, определённых жанров и разного уровня.

Задачи курса:

  • помочь школьникам подняться на новую ступень речевой культуры, научиться более осознанно и свободно пользоваться богатствами  родного языка для передачи своих мыслей и чувств;
  • работать не только над обогащением словаря учащихся, но и над увеличением подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент;
  • соблюдать совокупность требований к правильной и хорошей речи;
  • править написанное;
  • развивать речевое чутьё, гибкость и смелость мышления, вызвать стремление быть вдумчивым и проницательным читателем;
  • формировать умение мыслить творчески, рассуждать логично, доказательно, с опорой на анализ текста художественного произведения или жизненный опыт;
  • учить критически оценивать чужой и свой опыт, сопоставлять различные точки зрения, убеждать, контролировать свою речь;
  • формировать собственный письменный стиль каждого ребёнка;
  • выявлять творческие способности у каждого школьника;
  • способствовать расширению кругозора, развитию общей культуры, формированию умения работать в коллективе (в паре, в группе), созданию благоприятного психологического климата;
  • организовывать дифференцированный подход в обучении школьников;
  • помочь ребёнку преодолеть комплексы, справиться со своими коммуникативными проблемами, развивать речь, память, внимание, способствовать становлению характера, умению побороть себя и свои пороки;
  • помочь учителю-словеснику раскрыть ученикам красоту и богатство русского языка, показать им его многообразные возможности, приучить детей вдумчиво относиться к слову и побудить к созданию собственных творческих работ.

Структура и содержание курса

Структура курса позволяет последовательно изучить различные виды мини-текстов в соответствии с их классификацией. Таким образом, создаётся режим наибольшего благоприятствования для свободного самовыражения, а работа над лингвистическим материалом сама по себе во многом определяет и меняет язык сочинений.

Содержание курса строится от простого к сложному. Предлагаемая структура обучения обеспечивает поэтапный переход от решения простых задач к их более широкому охвату. Каждый из последующих этапов базируется на багаже, заложенном на предшествующем этапе, и логически из него вытекает. В силу этого, обучение предложенной системе нежелательно начинать с середины или не с начального этапа. Работа с текстами малой формы предусматривает такой порядок: сначала пишем диктант, потом – изложение, затем – сочинение.

Данный спецкурс рассчитан на 68 учебных часов и нацелен на работу с учащимися 5-6 или 6-7 классов. Предложенное планирование – примерное и в зависимости от условий, индивидуального подхода и мастерства учителя, наличия литературы, интересов учащихся может варьироваться за счёт сжатия во времени (вместо 2 лет – 1 год по 2 ч. в неделю), но не сокращения каких-либо этапов работы.

В программе осуществлён единый подход к изучению предмета, учтены  возрастные возможности учащихся.

Материал спецкурса будет интересен и полезен не только учителям-словесникам, учащимся педучилищ, студентам пединститутов, но и родителям учащихся.

Данный спецкурс знакомит с нетрадиционными подходами к обучению родному языку школьников-подростков, предлагает множество оригинальных, не совсем привычных методов, форм, приемов работы со словом, предложением, текстом для развития речи, развития детского речевого творчества. В процессе работы дети знакомятся с разными видами мини-текстов: мини-диктантами, мини-изложениями, мини-сочинениями, рассказами-миниатюрами, мини-зарисовками, речевыми этюдами, мини-рекламой, мини-диспутами, авторской сказкой, мини-эссе. Часто вводятся упражнения повышенной сложности, что позволяет дифференцировать обучение, делать его индивидуальным.

Наиболее эффективным приёмом работы с мини-текстами считается «приём сотворчества». В этом случае пишется коллективное мини-сочинение, учитываются мысли учеников, своевременно исправляются недостатки мысли, тщательнее отбирается лексика, контролируется развитие темы или микротемы. Школьники активно вступают в сотрудничество с учителем и принимают его помощь, активно и заинтересованно участвуют в процессе своего обучения.

Полезна «параллельная творческая работа» учителя и учащихся над текстом одной темы. Здесь проявляется внутреннее психологическое и педагогическое взаимодействие: детям интересно посоревноваться с учителем, их привлекает открытость наставника. Школьники с нетерпением ждут прочтения учителем его текста. Обычно текст учителя служит образцом развёртывания темы, связности и цельности её изложения, использования в тексте определённых грамматических средств.

Успешно проходит «творческая работа по первой строке Мастера-писателя», произведение которого доступно учащимся. На фоне собственных работ очевиднее индивидуальное своеобразие текста Мастера.

При  работе над текстом сочинений-миниатюр дети часто меняются ролями: пишут свою работу творцы-писатели; слушают сочинение товарища слушатели; читают произведение писателя читатели; рецензируют творческую работу одноклассника критики, излагающие свою оценку.

 В методике работы над созданием сочинений-миниатюр можно выделить несколько этапов: настрой на творческую работу – продуцирование текста – его прочтение («выступление на публику» - презентация) - слушание миниатюр товарищей – прочтение сочинения соседа по парте и рецензирование его работы. Восприятие текста на слух, зрительно, путём взаимооценки помогает осмыслить значение разных признаков и средств выразительности  текста. Активность учащихся в порождении творческих текстов – показатель интеллектуального развития детей.

В процессе создания готового письменного текста в зависимости от предложенной темы применяются различные формы работы со словом: индивидуальная, коллективная, парная и групповая, что способствует проведению факультативных занятий «в духе соревнования и сотрудничества». Такая организация взаимодействия совместной деятельности приводит к тому, что практически все участники оказываются вовлечёнными в процесс познания, в котором знания добываются в совместной деятельности, через диалог, полилог. В условиях множества мнений дети учатся мыслить и рефлексировать по поводу того, что они знают и не знают, востребован субъективный опыт учащихся, формируется их личностная оценка.

Обычно учащиеся охотно читают, слушают, пересказывают, записывают, создают сами малые тексты. Небольшой объем не отягощает школьников. Важным стимулом в работе является результат: малый текст быстро, оперативно проверяется (самопроверка, взаимопроверка, проверка учителем), сопоставляется с исходным текстом (если это изложение), прочитывается вслух и сопоставляется с работами одноклассников (если это сочинение).

Для результативности подобных работ учителю следует учитывать мотивацию создания текста – желание детей высказаться, поделиться своими впечатлениями. Поэтому темы необходимо предлагать такие, которые были бы интересны для них, вызывали бы у детей эмоциональный отклик, давали бы возможность содержательного выбора: могу написать об этом, а могу о другом,  но во всех случаях о том, о чём мне хочется сказать.

Предлагаемые в спецкурсе темы ориентированы на то, чтобы помочь учителю-словеснику раскрыть ученикам красоту и богатство русского языка, показать им его многообразные возможности, приучить детей вдумчиво относиться к слову и побудить к созданию собственных творческих работ.

Обилие разнообразного интереснейшего материала для учителя и учащихся сделает факультативные занятия по русскому языку живыми, «очеловеченными», интересными и занимательными, создаст положительные эмоции, доброжелательную атмосферу, благоприятный психологический климат. Только так, в условиях положительного эмоционального напряжения, может быстро сформироваться прочный навык написания сочинений, сочинений «с удовольствием», «по вдохновению» и «по собственному желанию».

Анализ работ учащихся показывает, что школьники, используя жанровое многообразие нашей речи, действительно стремятся к поиску выразительных средств, к яркой, образной речи, ищут творческую форму самовыражения. выбирают её в соответствии со своей внутренней потребностью, миропониманием и мироощущением в данный момент.

Некоторые пробуют свои силы в жанре письма, странички из дневника, путевого очерка, путешествия, строгого сочинения-рассуждения, описания, а для кого-то самым благодатным и любимым становится жанр эссе, при написании которого главное не воспроизведение факта, а отражение впечатлений, раздумий, ассоциаций. Эссе – художественная форма размышления, свободная трактовка какой-либо проблемы, темы, одним словом, «свободное письмо». В настоящее время эссе часто называют «потоком сознания, перенесенного на бумагу». Долгое время этот жанр не использовался в школьном обучении, теперь же учителя активно практикуют письменные задания в форме эссе. Особое место он занимает и в данной программе.

Представленные в программе упражнения можно разделить на несколько групп. ПЕРВАЯ ГРУППА УПРАЖНЕНИЙ включает задания, помогающие ученикам освоить само понятие, т. е выделить соответствующие признаки явления, научиться определять их и по ним подводить под понятие конкретный речевой «продукт». Среди упражнений этой группы основное место занимает анализ готового текста, образцового или негативного, проводимый под углом зрения определённого понятия.

ВТОРАЯ ГРУППА УПРАЖНЕНИЙ предполагает обучение школьников-подростков применению полученных знаний при выполнении отдельных речевых действий, т.е. направлена на формирование конкретных речевых умений. Эту группу составляют  задания, известные учителю, но иногда наполненные новым содержанием: конструирование фрагментов текста из заданных элементов с учётом указанных условий; редактирование высказываний; продолжение заданного начала; воспроизведение готового текста(мини-изложения); создания небольших собственных высказываний по точным рекомендациям.

ТРЕТЬЯ ГРУППА-это упражнения творческого характера,  направленные на формирование у школьников всего комплекса речевых умений.  Преимущественно это упражнения, предполагающие написание различных сочинений.

Таким образом, данная система упражнений позволяет вести учеников от знакомства с определёнными речевыми понятиями к овладению на основе этих понятий необходимыми речевыми действиями и далее к свободному использованию приобретённых умений в речевой практике.

Речевым заданиям, по возможности, придаётся ситуативный характер. Введение учеников в ситуации, приближённые к естественным, позволяет избежать формализма при выполнении речевых упражнений, способствует созданию более непринуждённой, творческой атмосферы на факультативных занятиях.

В программу введены и такие задания, рассчитанные на значительную самостоятельность учащихся: им предлагается только тема, и они свободны в уточнении ситуаций (условий и задач речи), применительно к которым создаётся высказывание, а следовательно, свободны и в выборе стиля и типа речи, жанра, в определении основной мысли, в формулировании конкретной темы  высказывания. В каждой из таких работ звучат нотки  авторского отношения к теме.

Выполнение таких заданий – важный шаг на пути к свободному владению речью в естественных условиях общения. Эти упражнения помогут детям проникнуться творческим настроением, испытать муки речевого творчества, станут для ребят праздником открытий, удивления и радости.

В качестве источников для диктантов, сочинений и изложений (мини-текстов) использованы художественные публицистические тексты, в основном не входящие в школьную учебную программу. Тем самым расширяется круг произведений, с текстами которых будут работать учащиеся. Хорошо известно, что разного рода афоризмы, изречения, цитаты, высказывания – полезный и необходимый материал над сочинением, важное средство аргументации, подтверждения своей мысли.

Систематически выполняя подобные задания, ученик, несомненно, шаг за шагом приобретает навыки более свободного письма на ту или иную (интересную для себя тему), которую он самостоятельно (одновременно с основной мыслью) определяет и формулирует.

 В целом все материалы факультативного курса направлены на то, чтобы помочь школьникам подняться на новую ступень речевой культуры, научиться более осознанно и свободно пользоваться богатствами  родного языка для передачи своих мыслей и чувств.

Ожидаемые результаты

Проблема формирования и развития коммуникативной культуры учащихся – одна из ключевых проблем анализа результативности работы учителя и школы.

Интенсификация коммуникативного обучения – это возможный путь, который поможет и учителю, и учащимся ощутить удовлетворенность и успех на уроке и  во внеурочное время.

Если ученик разовьет в себе умения активно общаться в ходе факультативных занятий, а учитель поможет ему в этом не на словах, а на деле – возрастет не только эффективность таких  занятий, но изменится отношение и взрослого, и ребенка к выполняемой работе.

Сегодня очень много говорят о личностно-ориентированном обучении, основной составной частью которого является социально-коммуникативный компонент.

Тренировка в общении в ходе факультативного занятия дает ученику возможность не только повысить свои учебные достижения, но и повлиять на будущий профессиональный выбор, улучшить свои профессиональные шансы.

На данных занятиях формируются, прежде всего, коммуникативные умения детей, школьники учатся:

  • владеть языком как средством коммуникации;
  • быстро реагировать на окружающую обстановку, находить в каждой ситуации нужное решение, убедительный тезис;
  • вести диалог в малой группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнёрами для получения общего продукта;
  • занимать в соответствии с собственной оценкой ситуации, ценностями, целями различные позиции и роли, понимать позиции и роли других людей;
  • думать о том, как его слова отзовутся в другом человеке, какие чувства вызовут, будут ли способствовать тому, чтобы гармонизировать межличностные отношения, либо они изначально будут конфликтны;
  • составлять собственные, оригинальные мини-тексты на различную тематику;
  • учатся устанавливать грамматические связи между словами, развивать  внимание и логическое мышление, через слово узнавать и осознавать законы языка, убеждаются в его тонкости, красоте, выразительности, богатстве, и сложности, учатся чувствовать, как живёт слово в сказке, маленьком рассказе, в стихах… как может ранить, обидеть человека или, наоборот, излечить, сделать его счастливым.

При этом повышается регулярная способность писать, снимается страх перед созданием большого по объёму сочинения, устанавливается  привычка править. Дети понимают, что написанный ими текст востребован другими и  спокойно выносят его на суд аудитории. Многие гораздо легче переходят к ответам на вопросы, ранее казавшиеся очень трудными, учатся убеждать, вести полемику, вступать в диалог. Школьники стремятся мобилизовывать свои волевые усилия, развивать самооценку, преодолевать комплексы по оценке своих речевых умений в общении с одноклассниками и преподавателями.

Одним словом, развивают способность правильно и красиво выражать свои мысли, повышают творческую активность, формируют читательскую культуру – УЧАТСЯ БЫТЬ УСПЕШНЫМИ КОММУНИКАТОРАМИ.

Один из главных плюсов данного курса – совершенно меняется речевая ситуация: предпочтение отдаётся активной речи ученика, а учитель в большей степени становится дирижером этого процесса.

Безусловно, необходимо осознанное понимание педагогами необходимости повышения и собственной коммуникативной культуры, которая способствует повышению коммуникативной культуры учащихся.

Реальный процесс обучения русскому языку требует от учителя готовности опираться на жизненные впечатления учащихся, откликаться на происходящее в окружающем детей мире, в природе, в социальном пространстве, поэтому для творческого владения письменной и устной речью учителю работу с текстами малой формы необходимо организовывать!

Хорошо спланированная и целенаправленная работа с текстом в целом будет способствовать приобретению школьниками интереса к слову, повышению их языковой культуры, формированию у детей внимания, уважения, любви к родному слову. А ЭТО ЗАДАЧА НЕ ТОЛЬКО УЧЕБНАЯ, НО И НРАВСТВЕННАЯ.

Экспериментальное апробирование данной программы подтвердило эффективность предложенной системы обучения.

Данная программа факультативных занятий предлагает учителям некую тренировку, специальные приёмы для того, чтобы высказывания школьников были свободны и эффективны, а учащимся открывает много новых способов для реализации своих творческих способностей, способностей, о которых они даже и не подозревают, – СПОСОБНОСТЕЙ ПИСАТЬ.

«Каждый ребёнок есть в известной степени гений», – эти слова Шопенгауэра определяют сущность и пути сотворчества учителя и ученика.

Эти факты в полной мере свидетельствуют о том, что учащиеся испытывают определенный дискомфорт в учебных занятиях, который напрямую связаны с их интерактивной компетенцией.

Тематическое планирование

Использованная литература:

  1. Александрова Г. Занимательный русский язык (серия «Нескучный учебник»). – Санкт-Петербург: Тригон, 1997. – С. 612.
  2. Барылкина Л.П., Давыдова Е.А. Русский язык: Тесты, проверочные работы, мини-диктанты: Начальная школа: 1-4 класс. – М.: 5 за знания, 2007.
  3. Русский язык. 5-7 классы. Необычные диктанты / сост. С.А. Брагина. – Волгоград: Учитель, 2009.
  4. Вачков И.В. Метафорический тренинг. 2-е издание. – М.: Ось-89, 2006. – С. 63, 65-66.
  5. Воротаева. Стимулирование творческой деятельности учащихся. – М.: Русский язык в школе, 1995. – № 5.
  6. Гаврикова М.Ю., Гаврикова Н.Ю. Говорите красиво! Развитие речи 4-11 классов. – М.: Волгоград: Панорама, 2006.
  7. Голобородько Е.П. и др. Изучение русского языка в 5 классе школ с русским языком обучения: Пособие для учителя / Е.П. Голобородько, Л.И. Минина, Н.П. Болик, Е.А. Михайловская. – К.: Освита, 1992. – С. 164, 176, 178, 179, 182, 183.
  8. Дейкина А.Д., Новожилова Ф.А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: Флинта, Наука, 1998. – 144 с.
  9. Дейкина А.Д. Подготовка учащихся на основе текстов-миниатюр к экзаменационному изложению. IX класса // Русская словесность. – М.: Школа-Пресс, 1997. – № 1.
  10. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения. – М.: 5 за знания, 2005. – 192 с. – (Методическая литература).
  11. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие / Г.Т. Егораева. – 6-е изд., стереотипное. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
  12. Егораева Г.Т. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
  13. Канакина Г.И., Пранцова Г.В., Петрукина В.М., Сазонова Г.М., Гурьянова Л.Б. Уроки развития речи. Методическое пособие для учителей-словесников по программе «Речь». 5 класс. – Пенза, 1995. – С. 152-156.
  14. Козулина С.Ю. Сочиняем сказки о языке (из опыта работы). М.: Школа-Пресс, 1993. – № 2. – С. 74-76.
  15. Развитие речи: Школьная риторика: 5 кл.: Пособие для учащихся. В 2 ч. Ч. 1 / Т.А. Ладыженская, Г.Б. Вершинина, В.Ю. Выборнова и др.; Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Дрофа, 1997. – С. 52-67.
  16. Развитие речи: Школьная риторика. 5 кл.: Пособие для учащихся. В 2 ч. Ч. 2 / Т.А. Ладыженская, Г.Б. Вершинина, В.Ю. Выборнова и др.; Под ред. Т.А. Ладыженской. – 2е изд. – М.: Дрофа, 1997. – С. 4, 21, 28, 54, 136.
  17. Развитие речи: Школьная риторика. 6 класс: Пособие для учащихся / Т.А. Ладыженская, Л.Г. Антонова, Г.Б. Вершинина и др.; Под ред. Т.А. Ладыженской. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998. – С. 193, 206-222.
  18. Львов М.Р. Школа творческого мышления. Учебное пособие. – М.: Дидакт, 1993. – С. 147, 157.
  19. Любичева Е.В., Болдырева Л.И. Учиться языку как искусству. Уроки речевого развития. 5-7 классы. Пособие для учителей-словесников. – Санкт-Петербург: Паритет.
  20. Матвеева Е.И. Литературное чтение (1-4): учим младших школьников писать сочинения разных жанров: сценарии занятий / Е.И. Матвеева. – М.: Эксмо, 2007.
  21. Максимова А.Л. 10 уроков речевого этикета. – Санкт-Петербург: Златоуст, 2000. – С. 4, 21, 28, 47, 60, 67, 82.
  22. Мищенкова Л.В. Игровые программы и праздники в начальной школе. / Л.В. Мищенкова. Худож. М.В. Душин. – Ярославль: Академия развития, 2007.
  23. Назарова Т.Н. Диктанты-предложения. Тренинг по орфографии и пунктуации / Т.Н. Назарова, Е.Н. Скрипка. – М.: Айрис-пресс, 2008.
  24. Никитина Е.И. Уроки развития речи: К учебному пособию «Русская речь. 5-7 классы»: 6 кл. – М.: Дрофа, 1999.
  25. Никитина Е.И. Уроки развития речи: К учебному пособию «Русская речь. 5-7 классы»: 7 кл. – 2е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000.
  26. Орлик Е.Н. Занимательные диктанты и изложения (Пособие для учеников, учителей и родителей). – М.: Грамотей, 2006.
  27. Петраковская Л. Игры на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: МИРОС-МАИК «Наука/Интерпериодика», 2000. – С. 23, 71-81, 115.
  28. Петровская С.С. Диктанты по русскому языку. 6 кл. / С.С. Петровская, И.Н. Черников. – М.: Дрофа, 2002.
  29. Подгаецкая Н.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – С. 90, 92-93.
  30. Подгорная В.С. Сочинение …? Это интересно! Теория и практика написания сочинений нетрадиционных жанров. ОООИПЦ «КАРО», 2000. – С. 3-9, 29-31, 103-108, 115-116.
  31. Потемкина Т.В., Сабурова С.В. Программы элективных курсов. Русский язык. – 10-11 классы. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006.
  32. Родин И.О. Сочинения: правила составления текстов: полный курс: 5-6 кл. / И.О. Родин, Т.М. Пименова. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
  33. Синицын В.А. Путь к слову. Из записок учителя. Пособие по развитию речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников. – М.: АО «Столетие», 1996. – С. 107, 233.
  34. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. – Санкт-Петербург: Издательство «Тускарора» совместно с фирмой «Р и Д», 1997. – С. 3-4.
  35. Тандит И.В. Великий и могучий… Художественные тексты и педагогические советы. – М.: Педагогическая литература, 2008. – С. 77, 79, 91, 131, 145, 151.
  36. Узорова О.В. Обязательные литературные тексты для обучения написанию сочинений о природе: 1-4-й кл. / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.
  37. Хайт А., Левенбук А. Весёлая грамматика «Радионяни». – М.: Росмэн, 1997. – С. 46, 50, 68, 82, 91.