Эффекты взаимодействий (игра "Счастливый случай" для 9–10-х классов)

Разделы: Физика


Эпиграф к игре: “Нам необыкновенно повезло, что мы живем в век, когда еще можно делать открытия”. Р. Фейнман

Цели:

  • формирование потребности к углублению и расширению знаний по предмету;
  • развитие познавательных способностей;
  • расширение кругозора учащихся;
  • развитие мышления через: умение анализировать, сравнивать, доказывать;
  • развитие речи, обогащение словарного запаса;
  • вовлечь в интересный мир физики, развить дух здорового соперничества.

В игре участвуют две команды разных классов по 5- 7 человек. Участвующие команды имеют свое название, приветствие, выбрали капитана. Игра проводится в 5 геймов. Присутствуют болельщики. Судит игру команда из трех экспертов. В конце каждого гейма эксперты объявляют итоговый результат каждой команды.

Программа.

  1. Вступление. Приветствие.
  2. Выбор лидера.
  3. 1 гейм “Дальше, дальше, дальше…”.
  4. 2 гейм “ Спешите видеть”.
  5. 3 гейм “ Ты - мне, я – тебе”.
  6. 4 гейм “Заморочки из бочки”.
  7. 5 гейм “Гонка за лидером”.
  8. Подведение итогов.
  9. Награждение.

Содержание игры

1. Вступление. Приветствие

Ведущий информирует ребят о названии игры, целях и задачах, представляет всех участников игры. Затем знакомит с правилами игры, желает удачи и игра начинается

Команды приветствуют друг друга. В конкурсе “Приветствие”, оцениваются выход команд на сцену, соответствие их названий теме состязания, девиз, приветствие, эмблема.

2. Выбор лидера

Лидером становится тот. Кто быстрее разгадает ребус:  (Мощность)

Гейм 1 “Дальше, дальше, дальше…”

Номер вопроса выбирает капитан (от 1 до 5). Команда получает по три вопроса. За правильный ответ – 1 балл.

Вопросы команде 1:

  1. Можно ли, и если можно, то, каким образом уравновесить муха и слона?
  2. Масса одного тела вдвое больше массы другого тела. Сравните силы тяжести, действующие на эти тела.
  3. Почему для спортсменов бегающих на короткие дистанции делают обувь с шипами, а для спортсменов бегающих на длинные дистанции – без шипов?
  4. Как следует передвигаться по хрупкому льду?
  5. Тяжелый брусок равномерно передвигают по горизонтальной поверхности. Почему сила трения увеличивается, если на эту поверхность насыпать песок и уменьшается, если посыпать пшено?

Вопросы команде 2:

  1. Гимнаст, идущий по канату, вызывает восхищение зрителей. Еще более искусным кажется он, неся на коромысле ведра с водой. В каком случае, ему легче удержать равновесие?
  2. Почему Останкинская телебашня не проваливается в землю, ведь давление очень большое?
  3. Если массу воды в ведре уменьшить в два раза, то изменится ли ее вес?
  4. !!! Счастливый случай

Вместо вопроса: Почему лодка становится менее устойчивой, если кто-нибудь из сидячих в ней встает?

Команда может ответить на три более легких вопроса:

  • Процесс перехода вещества из жидкого состояния в твердое?
  • Почему спасательные пояса делают из пробки?
  • Почему камбала плоская?

5. Вес прицепных машин зависит от веса трактора, почему для громоздкого прицепа, трактор тоже должен быть тяжелым?

2 гейм “Спешите видеть”

Вариант 1:

Иллюстрация к сказке “Курочка ряба”.

Ведущий читает сказку 1 команде:

Жили-были дед да баба.
Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко.
Яичко не простое – золотое.
Дед бил – бил – не разбил.
Баба била – била – не разбила.
Мышка бежала. Хвостиком махнула.
Яичко упало и разбилось.
Дед и баба плачут, курочка кудахчет:
“Не плачь, дед, не плачь, баба!
Я снесу вам яичко другое, не золотое – простое”.

Вопрос: Кто разбил яйцо? (Яйцо разбил тот, кто поднял его над полом дед, баба или курочка ряба.

В этом положении яйцо обладает потенциальной энергией, которая при падении переходит в кинетическую. При ударе кинетическая энергия затрачивается на изменение формы яйца, что как известно заканчивается его разрушением.)

Ведущий читает задание 2 команде.

Медведь - большой любитель меда. Чтобы уберечь от разорения медведем дупло, в котором поселились дикие пчелы, над дуплом подвешивают на веревке бревно. Подбираясь к дуплу, медведь наталкивается на бревно и отталкивает его в сторону, а бревно как маятник возвращается в положение равновесия, ударяет медведя. Все сильнее и сильнее толкает медведь бревно и все больнее и больнее ощущает ответный удар. Итак, до тех пор, пока обессиливший медведь не упадет на землю.

Вопрос: Кто свалил медведя?

(Медведь – лакомка сам свалил себя с дерева. Эта работа была произведена за счет энергии самого зверя. Отброшенное медведем бревно поднималось на некоторую высоту. Потенциальная энергия превращалась в кинетическую. Встречаясь с бревном скорость, уменьшалась до нуля. Кинетическая энергия затрачивалась на деформацию медвежьего тела. Медведь, обессиливший от борьбы с бревном, падает с дерева)

Вариант 2:

Задача для команды 1

Ребята решают задачу вместе, а затем объясняют ее и демонстрируют.

  • На граненый стакан положили фанерную доску и поставили гирю массой пять килограмм. Ударяют молотком по гире. Стакан не разбивается. Почему?

Задача для команды 2

  • На край стола положили листок бумаги. На него поставили горлышком вниз бутылку. Резким движением выдернули листок, бутылка осталась на месте. Почему?

Задача для обеих команд

  • Озвучить небольшой видеофрагмент. Победитель этого конкурса тот, у кого текст озвучания близок к оригиналу.

Гейм 3 “Ты – мне, я - тебе”

Команды задают вопросы друг другу.

Вопрос команды 1:

Найти две физических ошибки в стихотворении?

Однажды как – то жарким летом.
От скуки я перед обедом
На свой вскарабкалась велосипед,
Чтоб уберечь себя от прочих бед.
Спокойно еду, песню напеваю.
(Ах! Лучше бы не строили дорог,
Но, видно, таковым был рок).
Там, вдалеке, как – будто поворот.
Но вдруг какой – то сумасшедший идиот
(Точней его назвать мотоциклистом)
На встречу вылетает мне со свистом но,
Кажется, то был его последний свист –
В меня врезается мотоциклист.
Но мне то - этот гонщик не помеха,
А вот ему, похоже, не до смеха.
Я преспокойно продолжаю путь.
Быть может, слезет с дерева бедняга как бы как.
Дышу я воздухом и еду не спеша.
Прогулка чудная, погода хороша.
Но лучше б я не выезжала на дорогу.
Всем остальным молиться нужно Богу.
От удовольствия я глазки закрываю,
И вдруг во что – то твердое влетаю.
Смотрю: ба, без водителя куда – то едет грузовик.
От управления он, кажется, отвык.
Удар! “Куда же ты? Постой! Вернись!”
Ну что за день! Ну что за жизнь!

Вопрос команды 2:

Отчего погиб Святогор – богатырь?

Ведущий читает отрывок:

Слезает Святогор с добра коня,
Ухватил он сумочку обема руками,
Поднял сумочку повыше колен:
И по колена Святогор в землю угряз,
А по белу лицу не слезы, а кровь течет,
Где Святогор угряз, тут и встать не мог.
Тут ему было и кончение.

(Если бы Святогору был известен закон действия и противодействия, он сообразил бы, что богатырская сила его, приложенная к земле, вызовет равную, а, следовательно, столь же противодействующую силу, которая может втянуть его самого в землю.)

Гейм 4 “Заморочки из бочки”

Ведущий выносит на подносе 7 разноцветных пронумерованных бочонков. Тянуть бочонки начинает команда, у которой на данный момент меньше очков. Ведущий зачитывает команде вопрос, номер которого указан на бочонке. При правильном ответе на вопрос команда получает 2 балла.

Вопросы четвертого гейма:

1. Чтобы это значило?

(Рыболовы, обступившие лунку, какими их видит карась, плавающий в воде)

2. Известно, что свет в определенном диапазоне представляет смесь семи основных цветов. Кроме них в спектре содержится переходные, дополнительные цвета. В русском языке можно найти много слов для их названия и связаны они с названием многих растений, например васильковый, вишневый, розовый; иногда с названиями драгоценных камней – рубиновый, изумрудный, бирюзовый.

Запишите все известные вам оттенки одного из цветов, например красного?

(Розовый, рыжий, кадмий красный, апплаг красный темный, бежевый, коричневый, пурпурный)

3. Обманчивые сосуды.

В старину - в 17-18 веках – вельможи забавлялись следующей поучительной игрушкой: изготавливали кружку (или кувшин), в верхней части которой имелись крупные узорчатые вырезы. Такую кружку, налитую вином, предлагали незнатному гостю, над которым можно было безнаказанно посмеяться.

Вопрос: Как пить из нее? Наклонить нельзя: вино польется из множества сквозных отверстий, а до рта не достигнет ни капли.

Случится, как в сказке: мед, пиво пил, да усы лишь обмочил.

(Нужно заткнуть пальцем отверстие B, брать в рот носик и втягивать в себя жидкость, не наклоняя сосуда: вино поднималось через отверстие B по каналу внутри ручки, далее по его продолжению С внутри верхнего края кружки и достигало носика.)

4. Спор между какими древними философами, нашел отражение в этих строках? (Зенон Элейский и Диоген)

А.С.Пушкин “Движение”

Движенья нет, сказал мудрец брадатый
Другой смолчал и стал пред ним ходить
Сильнее бы не мог он возразить
Хвалили все ответ замысловатый
Но, господа забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит
Ведь каждый день, пред нами солнце ходит
Однако ж прав упрямый Галилей.

5. Пропеть куплет песни или прочитать строки из стихотворения, где говорится о движении.

6. Загадка: Что видно, если нечего не видно? (Туман)

7. Загадка: Конь бежит, а щука лежит. Что это? (Вода подо льдом)

Гейм 5 “Гонка за лидером”

Каждой команде подряд задают 15 вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если в течение 3-х секунд после прочтения вопроса команда не дает никакого ответа, ведущий зачитывает правильный ответ и задает следующий вопрос. Ведущий начинает задавать вопросы той команде, у которой меньше очков.

Вопросы командам:

  • Почему заостренные колышки легче забить в землю, чем тупые?
  • Почему еж колется?
  • Зачем некоторые мастера смазывают мылом шуруп перед закручиванием?
  • Что остывает быстрее, жирный суп или чай?
  • Для чего точат режущие инструменты?
  • Назовите самый тугоплавкий металл.
  • Может ли сжатая пружина совершить работу?
  • Зачем на подошве кожаной обуви футболистов набивают кожаные шипы?
  • Зачем стапели смазывают жиром перед спуском судна на воду?
  • Укажите, какая сила действует на воду, падающую с плотины?
  • Зачем для проезда по болотистой местности делают настил из хвороста, бревен и досок?
  • Почему у машин и тракторов с хорошей проходимостью колеса больших размеров и широкими шипами?
  • Почему рыба скользкая?
  • Какого цвета водяной пар?
  • Какую скорость может развить реактивный самолет?
  • Прибор, регулирующий силу тока в цепи?
  • Из какого металла следует изготовлять заклепки?
  • Почему металлически ступеньки имеют рельефные выступы?
  • В каком состоянии находится брошенный вниз камень?
  • Почему почва быстрее просыхает после дождя в ветреную погоду?
  • Любимое дерево молнии?
  • Почему во время ледоходов вблизи реки холоднее, чем в другой части города?
  • Зимой, после длительных скачек, вспотевшую лошадь накрывают попоной. Для чего?
  • Что будет с всадником при быстрой езде, если лошадь споткнется?
  • Единица напряжения?
  • В какой посуде пища подгорает легче: в медной или чугунной?
  • Объясните значение наперстка при шитье иглой?
  • Почему мел оставляет след на классной доске?
  • Чем объясняется износ деталей?
  • Почему шкаф трудно сдвинуть с места?

В конце четвертого гейма подсчитывается общий итог игры. Команды в соответствии с набранными баллами получают призы.

Победители получают медали.