Принципы и методы обучения, используемые в ходе занятий по строевой подготовке с учащимися. Содержание и последовательность проведения практического занятия

Разделы: ОБЖ


Принцип научности при обучении учащихся предполагает, чтобы оно было направлено на воспитание у обучаемых высоких морально – боевых качеств и строилось на научной основе в соответствии с требованиями Общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ, военной педагогики и методики преподавания. Важным требованием этого принципа является внедрение в практику новых, современных и действенных способов повышения строевой выучки.

Принцип “Учить войска тому, что необходимо на войне” реализуется в строевой подготовке как при изучении теоретической, так и в практической части. Сам процесс строевого обучения содействует выработке у учащихся таких необходимых для солдата в бою качеств, как дисциплинированность, исполнительность. Внимательность, распорядительность, выносливость и др. Соблюдение в процессе обучения этого принципа требует, чтобы строевые приемы строго соблюдались не только в процессе занятий по строевой подготовке, но и в ходе изучения других тем раздела Основ военной службы.

Принцип сознательности, активности и самостоятельности требует от обучаемых ясного и четкого понимания своих задач. В любой дисциплине нельзя рассчитывать на успех, а в строевой подготовке особенно, если учащиеся не будут проявлять сознательного упорства, настойчивости в изучении уставных положений и особенно в отработке практических действий. Здесь от руководителя занятий требуется умение довести до сознания учащихся значимость строевого обучения, занятия проводить живо, интересно, внести и поддерживать на занятиях дух соревнования между учащимися.

Принцип обучения на высоком уровне трудностей. Обучение строевой подготовке требует определенной затраты физической энергии. Успех при этом достигается максимальным напряжением физических сил.

Уровень трудности на занятиях по строевой подготовке определяется:

  • продолжительностью одного занятия;
  • количеством изучаемых строевых приемов на одном занятии;
  • сложностью изучаемых приемов.

Чтобы реализовать этот принцип, необходимо осуществлять отбор, распределение и дозировку учебного материала на каждом занятии.

Принцип прочного овладения знаниями, навыками и умениями в строевом обучении обеспечивается доступным изложением материала, закреплением и углублением знаний, совершенствованием навыков и умений на занятиях и в повседневной деятельности, высокой требовательностью, систематическим повторением пройденного материала.

При обучении строевым приемам принцип коллективизма и индивидуального подхода проявляется наиболее ярко. По своей сути строй предполагает коллективные и согласованные действия. Проведение занятий в строю положительно влияет на воспитание чувства коллективизма и товарищества. С другой стороны, принцип обязывает видеть не только строй, но и каждого обучаемого в отдельности, учитывать их сугубо личные особенности физического развития, своевременно обнаруживать неточности и ошибки, вскрывать их причины, определять способы исправления и добиваться их устранения.

Методы обучения – это пути и способы, с помощью которых достигается сообщение и усвоение знаний, формирование навыков и умений, выработка высоких морально – боевых и психологических качеств.

При этом применяются такие методы обучения как:

  • устное изложение учебного материала;
  • показ (демонстрация);
  • тренировка (упражнение);
  • самостоятельное изучение приема или действия.

В ходе занятия используется не один, а несколько методов обучения в сочетании друг с другом. Устное изложение материала выступает, как правило, в виде краткого объяснения или пояснения сути выполнения отдельных элементов приема. Объяснение выполнения приема или действия должно быть обязательно кратким, лаконичным и доходчивым. Оно может сочетаться с показом приемов и действий, а также демонстрацией наглядных пособий.

Показ представляет собой совокупность приемов и действий, с помощью которых у обучаемых создается наглядный образ выполнения строевого приема или действия. Показ выполнения строевого приема или действия должен быть обязательно правильным (образцовым) и наглядным. Это означает, что он должен быть отработанным в часы подготовки к занятию и полностью соответствовать требованиям строевого устава.

Наглядность показа достигается:

  • правильным выбором расстояния руководителя от строя,
  • умелым выбором ракурса, под которым обучаемые видят исполняемые руководителем приемы и действия.

Показ может быть:

  • личным;
  • с помощью специально подготовленных помощников;
  • в ходе показных занятий;
  • при демонстрации учебных кинофильмов.

При изучении строевого приема показ может повторяться не один раз. Изучение каждого нового действия (приема) необходимо начинать с показа. Допускается так же и показ характерных ошибок учащихся, но после такого показа надо еще раз повторить выполнение приема правильно. От умелого, наглядного и красивого показа во многом зависит успех обучения.

Тренировка – это многократное, сознательное и повторяющееся повторение определенных приемов и действий с целью выработки и совершенствования у обучаемых навыков и умений. Тренировке во время занятий должно отводиться максимум времени, так как строевая подготовка исключительно практическая часть военной науки. Тренировка может производиться подсчет руководителя занятия, под счет самих обучаемых, под барабан или по команде, определенной Уставом. Начинать тренировку необходимо с медленного темпа, постепенно наращивая его до требований Строевого устава, доводя выполнение строевого приема до автоматизма. При этом преподаватель должен добиваться, чтобы приемы выполнялись правильно, быстро, красиво и четко.

При этом не надо забывать: легче научить учащихся выполнять прием правильно, чем исправлять в дальнейшем выработанный навык неправильного выполнения строевого приема или действия.

Самостоятельное изучение приема или действия является важнейшим методом учебы. При подготовке к занятию преподаватель должен не только лично изучить требования методики и демонстрации показа, но и продумать содержание объяснения приема, спрогнозировать действия обучаемых, возможные их ошибки и реакцию на них. Для правильной организации самостоятельной работы учащихся требуется:

  • поставить конкретные задачи, дать необходимые советы;
  • сделать ссылки на литературу, которую можно использовать в ходе самостоятельного обучения;
  • осуществлять постоянный и действенный контроль, оказывать необходимую помощь обучаемым в самостоятельном овладении учебным материалом.

Методическое мастерство преподавателя определяется умением найти такой метод обучения, показа, тренировки строевого приема, который в данное время, на данном занятии, при изучении именно этого строевого приема или действия даст наилучший результат в кратчайшее время.

На занятиях руководителю необходимо соблюдать выдержку и терпение. Повышенный тон, окрики и раздражение подавляют волю и инициативу ученика. Он еще больше теряется и допускает более серьезные ошибки, которые могут способствовать формированию неправильного навыка. Большое значение имеют знание и умение преподавателя громко и четко подавать команды. Нечетко поданная команда затрудняет ее выполнение, а неправильно поданная – приводит обучаемых в замешательство или к невыполнению приема. Необходимо объяснить учащимся, что неправильно поданные команды исполнению не подлежат. Во время проведения занятий преподаватель должен быть строг и подтянут, вежлив и корректен, не допускать лишних движений и жестов. От личности преподавателя, его авторитета во многом зависит интерес учащихся к предмету обучения.

Только умелое сочетание изложенных принципов и методов обучения позволит достичь планируемого результата в сроки, отведенные учебным временем.

Содержание и последовательность проведения практического занятия по строевой подготовке.

Строевая подготовка является делом сугубо практическим. Поэтому основной и единственный способ обучения выполнению строевых приемов – практические занятия, которые по своим целям, содержанию и составу обучаемых могут проводиться в форме учебных, инструктивно-методических и показных.

 

Форма занятия

Цель занятия Инструкторско-методические Показные Учебные
Проверить подготовку руководителей (помощников руководителей) к занятиям по указанной теме. Уточнить методику проведения занятия. Образцово показать организацию и методику проведения конкретного занятия по выбранной теме. Научить учащихся выполнять строевые приемы. Совершенствовать технику выполнения приемов.
Состав обучаемых Руководители, помощники руководителей занятий. Руководители, помощники руководителей занятий, учащиеся образцово выполняющие приемы. Учащиеся классов, привлеченных к изучению строевых приемов.
Содержание занятия Используя руководителей (помощников) занятий в качестве обучаемых, в замедленном темпе, с пояснениями и паузами проводится занятие по указанной теме. Уточняются вопросы методики и последовательности занятия, акцентируется внимание на наиболее эффективных методах достижения цели занятия. С одним из классов (группой) проводится строевое занятие по выбранной теме. Присутствующим руководителям и их помощникам показывается методика проведения занятия. Доведение, разучивание и тренировка выполнения строевых приемов по теме занятия.

Практическое занятие по строевой подготовке рекомендуется проводить в следующей последовательности:

Вступительная часть (10% отведенного на занятие времени):

Принять доклад, проверить наличие учащихся, их готовность к занятиям. Объявить тему и цель занятия. Объявить учебные вопросы. Повторить ранее изученные строевые приемы.
При проверке готовности к занятиям руководитель перемещается от одного учащегося к другому приставными шагами, соблюдая строевую выправку. Перед объявлением темы занятия необходимо подать команду “Смирно”. Перед объявлением учебных вопросов следует подать команду “Вольно”. Желательно повторять те приемы, которые будут в той или иной мере использоваться при разучивании новых.

Основная часть (80% времени):

Ознакомление с приемом Разучивание приема Тренировка
1. Назвать прием.

2. Указать случаи применения строевого приема.

3. Назвать (подать) команду, по которой этот прием выполняется.

4. Образцово показать прием.

5. При необходимости показать прием в медленном темпе и с краткими пояснениями.

1. Начать разучивание приема в целом, если прием простой.

2. Начать разучивание по разделениям, если прием сложный.

3. Начать разучивание приема с помощью подготовленных упражнений, если прием сложный и отдельные его элементы вызывают затруднения в усвоении.

1. Тренировка в медленном исполнении под счет (барабан).

2. Тренировка в темпе, определенном Строевым уставом ВС РФ.

3. Состязание на лучшее исполнение приема между учащимися (группой учащихся).

В ходе ознакомления активно работают руководитель занятия и его помощники, если таковые имеются. Учащиеся наблюдают и внимательно слушают. На этапе разучивания непрерывно работают обучаемые по практическому освоению приема под руководством руководителя занятий. В ходе тренировки совершенствуется техника выполнения строевого приема.

Заключительная часть (10% времени)

Построить учащихся в одношереножный или двухшереножный развернутый строй. Провести разбор занятия:
– напомнить тему и цель занятия;
– сделать и обосновать вывод о степени достижения цели, поставленной на занятии
– отметить положительные стороны занятия и лучших учеников;
– назвать общие ошибки, их причины и способы работы над их устранением
– объявить оценки.
Выдать задание на самостоятельную подготовку;
– определить статьи Строевого устава ВС РФ для изучения и повторения;
– определить строевые приемы, требующие дополнительной тренировки.
Назвать тему следующего занятия.

Ответить на вопросы учащихся

1.11.2011