Урок "Советский союз во Второй мировой войне: причины и цена Победы"

Разделы: История и обществознание


Цель урока: Систематизировать знания о главных итогах Великой Отечественной войны, основных чертах послевоенного мироустройства.

Задачи: выяснить, насколько свободно ученики оперируют фактами, характеризующими участие СССР во второй мировой войне.

- Продолжить формирование умения анализировать и обобщать исторический материал.

- Воспитать уважительное отношение к исторической памяти своего народа.

- Воспитать ответственное отношение к порученному делу.

- Уметь оценивать потребности личности и участия в мероприятиях, посвящённых празднованию памятных дат.

- Развивать учащихся интерес к историческим событиям и способствовать формированию культуры диалога, политического мышления.

- Продолжить формирование патриотического воспитания на героических примерах участников Великой Отечественной войны.

Оборудование: карта "Великая Отечественная война", таблицы, раздаточный материал, видео фильм "Хроника военных лет", музыкальное оформление.

Организация урока: групповая работа.

Ход урока

Звучит песня "На безымянной высоте" и объявляется минута молчания. Учитель формулирует тему и задачи урока.

Показ видеофильма "Хроника военных лет" - 5 мин.

Викторина "Знаешь ли ты историю "Второй мировой войны" и предлагается десять вопросов, за правильный ответ 1 балл группе.

1. 22 июня 1941 г. в 12 часов миллионы жителей СССР узнали о вероломном нападении фашисткой Германии из заявления советского правительства. "Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами", - слышался голос из радиоприёмников.

Чей голос слышали граждане СССР по радио? /выступал В.М. Молотов/.

2. Назовите союзников Германии во второй мировой войне?

/Италия, Япония, Румыния, Венгрия, Болгария, Финляндия/.

3. Какие посты занимал Сталин в годы войны?

/Генеральный секретарь ЦК ВКП/б/, Председатель Президиума ВС, председатель ГКО, Верховный Главнокомандующий, нарком обороны/.

4. Кому из немецких военачальников поражение на советско-германском фронте принесло повышение по службе?

/Паулюсу, 27 января 1943 г. ему было присвоено звание фельдмаршала за заслуги в деле защиты немецких позиций в Сталинграде./

5. День 25 апреля 1945 г. вошёл в историю сразу двумя событиями. Назовите их.

/Встреча на Эльбе советских и американских войск, конференция в Сан-Франциско./

6. Когда и по какому поводу был дан первый салют в годы Великой Отечественной войны?

/5 августа 1943 г., освобождение Орла и Белгорода/.

7. Кого называли "Большой тройкой" /Сталин, Черчилль, Рузвельт./

8. Что означает слово Холокост?

/Политика уничтожения гитлеровским режимом в 1933-1945 гг. свыше 16 млн. гражданских лиц и военнопленных в концентрационных лагерях смерти: 6 млн. евреев, 10 млн. украинцев, русских, поляков и других. /

9. "Это был самый жестокий, самый суровый, самый сердитый и самый важный приказ, когда- либо обращённый к Красной Армии". О каком приказе идёт речь, когда и почему он был принят?

/Приказ 227, 28 июня 1942 года "Ни шагу назад"/.

10. Назовите всех известных военачальников Советской Армии в годы Великой Отечественной войны.

/Г.К. Жуков, И.С. Конев, К.К. Рокоссовский, Н.Ф. Ватутин, Л.А. Говоров, К.А. Мерецков, Г.Ф.Захаров, И.Д. Черняховский, И.Х. Баграмян, Р.Я. Малиновский, Ф.И. Толбухин, А.М. Василевский, А.И. Еременко, С.К. Тимошенко./

Повторение событий войны.

Каждая группа получает задание. Римскими цифрами обозначены номера заданий. Каждое из заданий содержит перечень событий. Нужно в свободные клеточки таблицы поместить буквы, соответствующие этим событиям, с учётом хронологии.

Критерии к оценкам:

  • "5" - 20;
  • "4" - 15 и более правильных ответов;
  • "3" - не менее 13 правильных ответов.

Время ограничено - 5 минут.

  1941 1942 1943 1944 1945
I г а а б в
II а г д в б
III б д в а г
IV в б г д а

После работы каждая группа заполняет одну строчку таблицы на доске. Сразу проводится проверка работы, и учитываются баллы.

Образец карточки:

Задание 1

а/ Курская битва.

б/ Снятие блокады Ленинграда.

в/ Ялтинская конференция.

г/ Смоленское сражение.

д/ Оборона Кавказа.

Задание 2

а/ Начало битвы за Москву.

б/ Висло-Одерская операция.

в/ Операция "Багратион".

г/ Окружение советских войск под Харьковом.

д/ Форсирование Днепра.

Задание 3

а/ Выход советских войск на государственную границу СССР.

б/ Оборона Бреста.

в/ Освобождение Киева.

г/ Капитуляция Германии.

д/ Начало Сталинградской битвы.

Задание 4

а/ Капитуляция Японии.

б/ Уход Советской Армии из Севастополя.

в/ Оборона Одессы.

г/ Тегеранская конференция.

д/ Открытие второго фронта.

Обсуждение проблемных вопросов.

Группы получают проблемные вопросы, которые они должны обсудить и затем сделать небольшое сообщение. К каждому проблемному вопросу прилагается план, который должен помочь при отборе фактического материала во время подготовки группы. В это время учащимся разрешается пользоваться различными источниками информации. На подготовку даётся 10 минут, а на сообщение 5 минут.

Вопрос первой группе.

  1. Подавляющее большинство советских историков утверждают, что "СССР сыграл решающую роль в разгроме фашистской Германии".
  2. Часть историков, напротив, полагают, что "Архитектором победы" выступили США. Кроме того, весьма распространена точка зрения, согласно которой, основным поворотным пунктом явились сражения в Африке, на Тихом океане, во Франции. Хотя и признаётся определённое значение Сталинградской битвы и тяжесть бремени, вынесенного СССР.
  3. Кто и почему прав в этом споре?

Вопрос ко второй группе.

  1. В последнее время пропагандируется тезис, будто победа советского народа в Великой Отечественной войне была одержана, главным образом, благодаря нашей готовности заплатить за неё любую цену. Иными словами, неумением побеждать, а единственно- "большой кровью".
  2. Можно ли согласиться с данным тезисом?
  3. Почему он вызывает возражения?

Вопрос к третьей группе.

  1. После победы в В.О.В. Сталину при его жизни достались лавры великого полководца. Как бы вы оценили роль и действия Верховного Главнокомандующего в годы войны?

Вопрос к четвёртой группе.

  1. Каковы основные итоги В.О.В. и Второй Мировой войны?
  2. В чём состоит всемирно-историческое значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне?

Обобщающие вопросы:

  1. Какие факторы определили победу СССР в Великой Отечественной Войне?
  2. Как вы думаете, чему должна научить человечество - Вторая Мировая война?

Заключительное слово учителя: Одним из главных итогов войны стала новая геополитическая ситуация. Она характеризовалась нараставшим противостоянием ведущих капиталистических держав и Советского Союза, распространившего своё влияние на ряд стран Европы и Азии. Зачитывается четверостишье Ф.И. Тютчева :

"Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить."

Подведение итогов урока, вручение призов и выставление оценок.