Анализ работы педагога-психолога ГБОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Разделы: Школьная психологическая служба


Введение

Психолого-педагогическое сопровождение одна из форм работы с ребенком оказавшимся в стенах детского дома. Оно предполагает обеспечение наиболее комфортных условий пребывания ребенка в детском доме, позволяющее наиболее в полной форме реализовать успешность его деятельности, развивать его способности, адекватной самооценки, личное самоопределение. Выбирая задачи на 2010-2011 уч. год мы опирались на принципиальные с нашей точки положения:

- организация сопровождения, при котором осуществляется непрерывный мониторинг психологического статуса каждого ребенка;

- организация массового обследования детей с целью выявления нуждающихся в психологической помощи, использования экспресс диагностики;

- использования скрининг-обследования, что позволяет выявлять в сжатые сроки информации о психологических проблемах наиболее типичных для каждого возраста воспитанников;

- вынужденной интеграции детей с разным психологическим статусом в одном учебно-воспитательном учреждении.

Автор посчитал необходимым провести ряд методических и теоретических обобщений и выводов, которые дадут возможность получить углубленную информацию о детях столь специализированного учреждения, учитывая что подчас доступ к данным методикам может быть затрудненным. В отчетах даны ссылки как на наиболее обстоятельные психодиагностические руководства так и на опубликованные труды автора. Автор выражает глубокую благодарность руководителям и педагогам, благодаря помощи которых удалось провести перечисленные исследования и коррекционно-развивающие занятия.

Предполагаемые решение проблем по организации психологического сопровождения и неоднократно обсуждались на совещаниях при директоре педсоветах, научно - практических конференциях и получили одобрение коллег.

Столь большое и важное дело не может считаться завершенным и автор всегда с глубокой благодарностью примет замечания и пожелания в свой адрес. Ведь всегда не только возможен но и нужен новый взгляд на цели и задачи психологического сопровождения особенно в связи с новыми условиями и изменениями в жизни учебно - воспитательных учреждений. Спасибо за внимание!

I. Научно методическая работа

1. С целью повышения педагого-психологической компетентности воспитателей были проведены консультации по вопросам практического применения в психологии. На педсоветах и совещаниях они получали информацию о результатах проведенных психодиагностических исследований и психокоррекционных занятий.

С ними были проведены консультации и беседы;

1. Реабилитационная работа психологической службы по адаптации детей, вновь поступивших в детский дом;

2. Консультирование по интересующим вопросам (день откровений);

3. Развивающее занятие с воспитанниками младшего школьного возраста "Обращение с просьбой";

4. Тренинговые занятия со старшеклассниками "Ценностно-смысловое и личностное самоопределение личности".

2. В целях рационализации и научной организации труда были составлены планы и графики работ:

1). План работы на 2010-2011 г.

2). Циклограмма работы кабинета педагога психолога.

3). График занятий воспитанников у психолога.

Научно-исследовательская деятельность проводилась по программам обсужденным на педсовете и утвержденным директором ГБОУ Петровский детский дом.

1). Программа экспериментальной научно-исследовательской площадки на базе кафедры психологии БИРО (руководитель кандидат психологических наук Ф. К. Нуриманова) "Развитие жизненного и профессионального самоопределения учащихся" (6,с.5)

2). Технология "Самоопределение личности" (10, с.7)

3). Личное, ценностно-смысловое профессиональное самоопределение как направление реабилитации воспитанников детских домов с ограниченными возможностями (5, с.2)

4). Программа тренинга по ценностно-смысловому определению воспитанников как приоритетное направление развивающей работы психолога (8, с.6)

5). Специальный психологический курс развивающих занятий для младших школьников детского дома (с.)

II. Психодиагностическая деятельность

1. Психологическая диагностика отклонения развития детей младшего школьного возраста.

Обследование младших школьников проводилось с целью использования комплекса методик "Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста", составленной под научной редакцией М.Л. Шинициной (8, 11-37)

С использованием диагностических методик И.А. Артюховой (3, с.3-12) были изучены психологические особенности детей, проведен анализ причин дезадаптации первоклассников (Лагошина Сергея, Артомонова Славы, Кутлиахметова Юры).

Была создана программа для обеспечения условий адаптации с учетом рекомендаций о профилактике дезадаптации первоклассников и описанием игровых приемов (9, с.4). Коррекционно-развивающие занятия проводились по специальному психологическому курсу развивающих занятий для младших школьников детского дома.

2. Особенности обследования воспитанников младшего школьного возраста.

Поскольку основные затруднения у воспитанников возникают в их учебной деятельности, при подготовке к заседаниям ПМПК мы стремились подробно изучить возможности интеллектуального развития детей, т.к. недоразвитие познавательной деятельности выступает в качестве основного фактора их неуспехов в учении (4, с.3)

Для определения точного диагноза развития у воспитанников были выявлены степень и качества имеющихся у ребенка недостатков индивидуальных особенностей личности. К 7-10 годам ведущей становится учебная деятельность. Происходит перестройка всех познавательных процессов, необходимых для включения воспитанников в новые виды деятельности и межличностные отношения. Поэтому, изучая познавательные процессы ребенка, мы исследовали их произвольность, продуктивность, устойчивость (7, с.4-58).

3. Анализ и выводы по результатам обследования воспитанников младшего школьного возраста.

Объем и концентрация устойчивость произвольного внимания у Юры Кутлиахметова и Анны Лагошиной близки к требованиям социально-педагогического норматива. А Тагиров Ильшат, Сергей Лагошин, Артомонов Вячеслав сумеют достичь уровня данных требований лишь в результате целенаправленных развивающих занятий. У Юры и Ани хорошо развиты механическая, и логическая память, а у Ильшата, Сергея, Вячеслава необходимо развивать логическую память. Юра и Аня постепенно переходят к освоению высшей формы словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий, Ильшат, Сергей и Вячеслав в основном используют наглядно действенные и элементарные образное мышление. Одновременно с интеллектуальным развитием происходит становление личности. Младшие школьники осваивают дифференцированную самооценку. Она у воспитанников неадекватная: у Ани заниженная, у Юры, Славы, Ильшата, Сергея - завышенная. Говоря о мотивации достижения успехов, у воспитанников закладывается основа волевых черт его личности. Черты характера, такие как решительность, требовательность, целеустремленность часто проявляются в намерениях и действиях Юры, Ани.

Иногда для поведения Сергея, Славы, характерно нерешительность, безответственность, уступчивость.

В поступках воспитанников проявляются такие черты как трудолюбие, самостоятельность. Общение приобретает новые качества за счет расширения его темы и игра отступает на второй план, замещаясь деловым общением со взрослыми.

Все более заметным становятся индивидуальные различия детей по поведению, интеллекту и личным ценностям.

Приложение.