Пушкинский бал. Школьный проект для 9–11-х классов

Разделы: Литература, Внеклассная работа, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


…Сиянье люстр и зыбь зеркал
Слились в один мираж хрустальный.
И веет, веет ветер бальный
Теплом душистых опахал…

А. С. Пушкин.

Идея бала – познакомить учащихся с эпохой, сделав их действующими лицами, научить этикету: уметь здороваться, знакомиться, приглашать дам на танец, ухаживать за ними, поддерживать разговор, уметь танцевать, держаться в обществе дам и т.д. Для этого каждый класс (9-11 кл.) должен разучивать вальс, польку, полонез и др., читать книги об известных людях, произведения писателей той эпохи, о том, как проходили балы.

В этот вечер юноши должны быть особенно галантны, а девушки неотразимы. Когда девушка надевает длинное вечернее платье, делает прическу прошлого века, она, сама того не замечая, становится мягче, нежнее, макияж делает более естественный, не слишком яркий, броский.

Еще, нам кажется, юноши чувствуют большую ответственность за бал: это они в основном выступают со стихами, они делают первые шаги к знакомству, приглашают на танец, провожают даму до места. Обычно на балу участвуют не только школьники, но и учителя, родители. Никого не оставляем без роли, без партнера по танцам. Девушки в пышных бальных платьях, с красивыми прическами, с веерами, юноши в черных костюмах, белых рубашках с бабочкой или жабо вместо галстука или в военных мундирах того времени, музыка, восторженные лица, сама атмосфера бала – все это представляет грандиозное по красоте и содержанию зрелище! 

Цели:

  • Воспитание чувства гордости за свою страну, свой народ, создавший великую культуру.
  • Расширение кругозора учащихся, осознанное знакомство с большим количеством литературного, поэтического и музыкального материала за счёт введения литературного материала в исторический контекст.
  • Воспитание, основанное на умении ребят воспринимать окружающий мир, благодаря которому они имеют возможность познать лучшие образцы мировой художественной культуры через музыкальный материал, историко-бытовой танец, литературные и исторические источники.
  • Создание необыкновенной, неповторимой атмосферы, где каждый и актер, и зритель одновременно. Эстетическое воздействие на эмоции учащихся посредством использования разных видов искусства.
  • Развитие творческих способностей через участие в танцах, театральных постановках ,инсценировании.

Используемые наглядные пособия и презентации:

  • Видеоролики из к\ф “Война и мир”
  • Презентация

Творческая группа – создатели проекта “Пушкинский век”
Исполнители

Директор школы№10
Ведущие
Заместители директора
Исполнители литературно-музыкального блока
Автор сценария
Режиссрер-постановщик, распорядитель бала
Звукорежиссер
Чтецы
Мультимедийная презентация
Танцевальные композиции
Литературно-музыкальный блок

“Традиции А.С. Пушкина в русской классической литературе”

Конкурс
“Царица бала 2011
Жюри конкурса “Царица бала 2011”
Дефиле
Хореографическая постановка
Постановка дефиле
Фотосъемка
Музыкальное сопровождение бала
Костюмы
Информационное обеспечение
Материально-техническое обеспечение
Орггруппа

Участники бала:

Ведущие : _____________________________________________________________

Творческие группы учащихся (чтецы, исполнители):_

Гости бала: директор школы, учителя:________________________________________

Подготовка к балу

Оформление зала: кресла расставлены по периметру актового зала, свечи в подсвечниках, искусственные цветы, маленькие столики, экран для медиапроектора . _______________________________________________________________

Работа звукооператора: подбор музыкального сопровождения с произведениями композиторов XIX века: Штрауса, Чайковского, Моцарта, Глинки ___________________________________________________________________________

Танцмейстер:_______________________________________________________________

Ход мероприятия

Зал празднично оформлен (свечи в подсвечниках, гирлянды цветов (искусственные) небольшие столики, стулья). На сцене экран для презентации.

Звучит музыка : произведения Штрауса , Чайковского , Моцарта , Глинки .

Хозяйка бала и хозяин бала встречают гостей, с которыми раскланиваются и обмениваются любезностями.

Каждый из гостей одет в бальный наряд или в вечернее длинное платье и костюм с белой рубашкой

Звучит музыка.

Бальная пара танцует вальс.

Танцевальная младшая группа исполняет вальс.

Звучат фанфары. Входят ведущая и ведущий.

I. Начало бала.

Девушка. Добрый вечер, дорогие друзья!

Юноша. Добрый вечер, уважаемые дамы и господа! Нам выпала высокая честь быть ведущими Пушкинского бала. Меня зовут Данил , а мою партнершу– Ксения. (кланяется).

Ведущий.

Я Валерий, а это – Евгения .

Девушка. По светским условиям бала представляю Вам почетных гостей.

Юноша. На балу присутствуют: (перечисляют официальных гостей)

Родители учащихся 9–11 классов

Учителя школ г. Красноярска и их учащиеся.

Девушка. Участники бала

(Представители класса привстают со своих мест и поворачиваются к залу.)

Девушка. Герцогини (ФИО классных руководителей)и…) со своим семейством!

Юноша. Баронессы …и…!

Девушка. Классные дамы …и …со своими воспитанниками!

Юноша. Классные дамы …и … со своими семействами!

Девушка. Княгини …и …с любимыми сыновьями и дочерьми!

Юноша. Графини …и … со своими семействами!

Девушка.

Добрый вечер, дорогие друзья! Очень приятно видеть вас всех в этом прекрасном зале, на Пушкинском бале!

Юноша:

На нашем блистательном празднике мы рады приветствовать наших почетных гостей – Государыню Императрицу школы № 10… , учителей школы ________________________________________________________________

 ________________________________________________________________

Наши аплодисменты несравненным и любимым нашим гостям!

(Фоном спокойная музыка)

Девушка:

XIX век был давно. Сколько поколений отделяет нас от той эпохи… Какие люди жили тогда? Как жили? О чём мечтали?

Юноша:

Всмотритесь в эти лица — лица людей, живших в эпоху Пушкина, Лермонтова, Гоголя…Они так же, как мы, любили и ненавидели, радовались и грустили, страдали от боли и наслаждались видом прекрасного.

(Показать картины-слайды презентации “Пушкинский бал 2011”)

Девушка:

Сегодня мы даже представить не можем жизнь не только без телевизора или автомобиля, но даже без электричества…без асфальта на дорогах… без больших многоэтажных домов … без больших городов.

Юноша:

Сегодня мы приглашаем вас в увлекательное путешествие в XIX век, приглашаем побывать на великосветском бале, перелистать поэтический альбом барышни XIX века,  рукоплескать знаменитым певицам, актрисам и постановщикам   театральных действии, насладиться поэзией Пушкина.

Девушка:

Сегодня мы окунемся в минувшую жизнь, в эпоху XIX века. Одна из примет XIX века – бал как элемент дворянского быта, дворянской культуры.

Звучат фанфары.

II часть

Ведущая:

Бал – это невероятно важное событие в жизни человека 19 века. Основным элементом бала как общественно-эстетического действа были танцы. Они служили организующим стержнем вечера, задавали тон и стиль беседы. “Она имела свою прелесть — оживленность, свободу и непринужденность”.

Ведущий:

Обучение танцам начиналось рано — с пяти-шести лет. Так, например, Пушкин начал учиться танцам уже в 1808 году. До лета 1811 года он с сестрой посещал детские балы у московского танцмейстера Иогеля в общие праздничные дни: на Новый год, масленицу и т.п. Изящество, сказывающееся в точности движений, являлось признаком хорошего воспитания. В учениках Иогеля в разные годы были Жуковский В. А., Грибоедов А.С., Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю. …

Ведущая:

Кроме подростков, которых среди приглашенных было большинство, на такие балы приезжали и взрослые. Если бал давал танцмейстер, он приглашал на детский праздник всех своих бывших учеников. Это позволяло девушкам потанцевать с "настоящими" кавалерами, а молодым людям приглашать на танец взрослых дам и таким образом потренироваться и в танцах, и в знании бального этикета, и в умении поддержать беседу.

Ведущий:

На нашем блистательном бале юные участники – воспитанники 5-го класса и их руководитель – Катерина Ивановна. Это их дебют.

Встречайте!

(Учащиеся 5 класса Б исполняют полонез и вальс)

Ведущий:

Благодарим! Вы были великолепны.

Для юной девушки, которую только начинали вывозить в свет, это повод для волнений – там ее увидят в красивом бальном платье, и будет много света, и она будет танцевать, и тогда все узнают, какая она легкая, грациозная…

Ведущая:

Вспомним одну из пленительных страниц романа “Война и мир” – первый бал Наташи Ростовой!

Ведущий:

“С хор разделились отчетливые, осторожные и увлекательные мерные звуки вальса… Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю Андрею… С учтивым и низким поклоном, подходя к Наташе… он предложил ей тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой… Они были вторая пара, вошедшие в тур. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастья…”.

Ведущая:

Первый бал Наташи Ростовой. Разве не замирали мы вместе с ней в отчаянии, что никто не пригласит ее танцевать, благодарные князю Андрею, словно не Наташу, а нас закружил в танце…(демонстрация видеоролика из к\ф “Война и мир)

Спасибо за прекрасные минуты.

III. Из истории балов. Фоном спокойная музыка.

Ведущий:

Бальный сезон начинался поздней осенью и разгорался зимой, когда столичные дворяне возвращались из своих усадеб, с Рождества (25 декабря по старому стилю) и до последнего дня масленицы

Ведущая:

Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью бала , кроме танцев, были развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей – певцов и музыкантов – из числа гостей, живые картины даже любительский спектакль.

Ведущий:

Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма
О, эта бешеная младость,
И теснота, и блеск, и радость,
И дам обдуманный наряд.

Так отзывался о балах А. С. Пушкин.

Ведущий:

Бал – это оживленность, свобода и непринужденность беседы между мужчиной и женщиной , которые оказывались одновременно и в центре шумного празднества, были невозможны в других обстоятельствах

Ведущая:

Отправляясь в путешествие во времени, мы скажем, что бал в 19веке начинался с полонеза.

В 1858 году Теофиль Готье присутствовал на балу в Зимнем дворце и так описал его:

“В России балы при дворе открываются полонезом. Это не танец, а нечто вроде процессии. Присутствующие теснятся по сторонам, чтобы освободить середину бального зала, где образуется аллея из двух рядов танцующих. Когда все занимают свои места, оркестр играет музыку в величественном и медленном ритме, и процессия начинается”

Итак, полонез, господа!

Продолжение статьи

Фото

Видео

9.01.2012