Развитие познавательного интереса на уроках математики

Разделы: Математика


Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мыслительную деятельность школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большой степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Учителю необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо; активность и увлечённость учащихся станут для учителя отправной точкой для развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.

Для воспитания и развития интереса к предмету я располагаю в основном двумя возможностями: работа на уроке и внеклассная работа. Главной из них является, конечно же, работа на уроке. Но для работы на уроке необходима система методов, которая бы оптимально сочеталась с поставленной целью. Из большого многообразия предложенных в методике преподавания математики методов обучения мною используются следующие.

1. Методы по характеру передачи информации:

а) словесные – изучение материала посредством рассказа, беседы;

б) наглядные – демонстрация математических таблиц, схем, чертежей;

в) практические – выполнение практических работ.

2. Методы по характеру усвоения нового материала:

а) иллюстративно-объяснительный;

б) репродуктивный;

в) эвристический.

3. Методы, стимулирующие мотивы учебной деятельности:

а) дидактическая игра;

б) элементы занимательности;

в) создание ситуации успеха.

4. Методы контроля и самоконтроля:

а) устный опрос у доски, с места;

б) зачёты по темам;

в) математические диктанты;

г) тесты;

д) самостоятельные работы с самопроверкой, проверкой учителя;

е) письменные ответы по карточкам;

ж) контрольные работы.

При выборе этих методов обучения исходила из того, что они должны:

- способствовать активизации деятельности учащихся в учебном процессе;

- обеспечивать глубокое понимание материала;

-предупреждать возможные перегрузки в работе с учащимися;

- учитывать склонности, способности и возможности ребёнка.

Рассмотрю сочетание и взаимодействие методов обучения на конкретных типах уроков на примере изучения темы: “Положительные и отрицательные числа”.

Урок изучения нового материала. При объяснении материала применяю как иллюстративно-объяснительный, репродуктивный методы, так и эвристический, но обязательно с использованием наглядности: демонстрацией таблиц, чертежей, схем, моделей и т.д. На уроках изучения нового материала считаю уместным такой приём формирования познавательного интереса к математике, как логическая занимательность самого математического материала: проблемное изложение, постановка гипотезы, рассмотрение различных путей решения проблемы, решение задач или доказательство теорем различными методами. В ходе введения новых математических понятий стараюсь опираться на жизненный опыт учащихся, что, на мой взгляд, является одним из приёмов, развивающих познавательный интерес.

Тема урока: “Целые числа”.

Цели урока:

  1. Знакомство с отрицательными и положительными числами.
  2. Демонстрация практической направленности математических понятий.
  3. Развитие познавательного интереса к математике.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

2. Объяснение новой темы.

На доске записаны числа: 10, 12, 13, -4, -2, -17.

Задания:

  • найдите отличие между числами;
  • как называются числа 10, 12, 13;
  • где вы могли встречать запись -4, -2;
  • о чём говорит фраза “температура воздуха -11 градусов”?

В ходе беседы учащимся демонстрируется отличие положительных и отрицательных чисел, непосредственное использование их в реальной жизни, смысловая нагрузка отрицательного числа.

3. Уточнение и отработка математических понятий.

4. Подведение итогов. Запись и обсуждение домашнего задания.

Урок закрепления нового материала. В начале урока во всех классах в течение 7 минут проводится устная работа, в которую включаются упражнения с элементами занимательности и игры (для учащихся 5-6 класса), задания с созданием ситуации успеха (для учеников 7-9 класса).

Тема урока: Закрепление знаний по теме “Сложение и вычитание целых чисел”.

Цели урока:

  1. Отработать умение складывать и вычитать целые числа.
  2. Определить степень усвоения нового материала.
  3. Развить способность работать самостоятельно.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

2. Устная работа.

Задание 1. Найдите ошибку.

-3 + (-4) = 7 3 – 4 = 1 -5 – (-4) = 1

-3 + 4 = 1 -5 – 4 = 9 4 – 5 = 1

Учащиеся должны найти, исправить ошибку и объяснить свой ответ.

Задание 2. Дидактическая игра “Крестики-нолики” (правила игры см. дальше).

Выполните действия:

20 - 34 -20 - 34 -20+ 34
-13 +(-7) -13 + 7 -9 + 12
9-12 -9 -12 -13 -7

Цель игры - закрепление знаний учеников по данной теме, развитие познавательного интереса.

3. Самостоятельная работа с последующей проверкой. Цель работы – определить степень усвоения нового материала, выявить типичные ошибки. После сдачи тетрадей по окончании работы с учащимися обсуждаются ответы и ход решения заданий.

4. Подведение итогов. Запись и обсуждение домашнего задания.

Не забываю о развитии познавательного интереса к математике при выборе форм и методов контроля и самоконтроля. При проверке знаний по определенной теме стараюсь чередовать математические диктанты с самостоятельными работами, тесты - с письменными ответами по карточкам, устные опросы - с зачётами по темам. Всё это привносит новизну в процесс обучения, помогает учащимся адаптироваться к проверке знаний в разных ситуациях.

Уроки систематизации и обобщения материала. Важным направлением в системе работы считаю проведение в 5-7 классах уроков систематизации и обобщения материала в форме сказки, путешествия, соревнования. Так как эта форма имеет широкое распространение в методике преподавания математики, остановлюсь на одном виде: урок-сказка по теме

“Положительные и отрицательные числа”. Идея урока была позаимствована из развивающей компьютерной игры “Мышка Мия спешит на помощь”. Причины перехода от сказочных книжных персонажей к компьютерным очевидны:

- незнание учащимися многих книжных сказочных персонажей;

- компьютеризация;

- привлечение внимания учащихся к развивающим компьютерным играм.

Тема урока: Обобщающий урок по теме “Положительные и отрицательные числа” в игровой форме.

Цели урока:

  1. Обобщение знаний по изученной теме.
  2. Демонстрация практики использования дробей в жизненных ситуациях.
  3. Развитие познавательного интереса к предмету.
  4. Развитие творческих способностей учащихся.

Оформление: На доске проектируются задания (см. ниже).

Ход урока

1. Организационный момент. Объявление темы и целей урока. Объяснение правил игры.

2. Основная часть урока. Учащиеся выполняют задания по предложенной теме сначала самостоятельно, затем один обучающийся у доски с объяснением. За правильное выполнение класс получает “самоцвет”. “Самоцвет” - это небольшие коробочки из фольги.

Задание 1. “Посчитай-ка”.

а) устно выполнить действия:

-55 + 27 = - 55 – 27 = -102 : 3 = -13 * (-7) =

(34 + 16) : (-10) =

б) пример – соревнование:

(-26 + 24) * (-5)-17 : (-7) * 6 – 18 =

Задание 2. “Мир геометрии”.

Прослушайте задание и выберите нужную геометрическую фигуру.

  1. Найдите острый угол.
  2. Найдите треугольник
  3. Найдите прямоугольный треугольник.
  4. Найдите прямоугольник.
  5. Найдите окружность.
  6. Найдите пятиугольник.

Задание 3. “Золотой ключик”.

Отметить в прямоугольной системе координат точки и последовательно соединить.

  1. А (-1;1); В (5;1); С (5; 4); Д (2;6); Е (-1; 4).
  2. О (1;2); М (3;2); Н (3;3); Р (1;3).

Задание 4. “Число к числу”.

Расположите в порядке возрастания числа.

-365; -619; 521; -371; 474; -449; 444; -366; 429; 365.

Задание 5. “Уравнения”.

Решите уравнения:

а) 0,4 (6х – 7) = 0,5(3х + 7);

б) 7 (1,4у + 1,8) – 27,6 = 10,1у.

Задание 6. “Выполняй-ка”.

Найдите значение выражения:

(39,96: (-3,7) -14,25 х 0,8) х 0,1=

Задание 7. “Вкусняшка”. Почему? За правильное решение задачи выдаётся 6 самоцветов.

Задача. Чтобы попасть из села на железнодорожную станцию, путнику пришлось пройти 3,5 км. Из них 66% он шёл лесом, 26% - полем, а остальной путь проходил по посёлку.

На сколько километров больше прошёл он лесом, чем полем?

Подведение итогов урока, анализ ошибок, раскрытие секрета “самоцветов”. Учащиеся на последних минутах урока открывают коробочки и угощаются конфетами, спрятанными в них.

В ходе таких уроков осуществляется не только обучение, но и воспитание детей, что тоже немаловажно в работе учителя.

Устные упражнения. В дидактике немаловажная роль отводится дидактическим играм на уроках математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитательной функциями, которые действуют в органическом единстве. Одним из важнейших этапов урока математики является устная работа. Она имеет немаловажное значение как для учителя, так и для учащихся, потому что:

1) во время устной работы можно выяснить, хорошо ли усвоен теоретический материал;

2) соответствующий подбор вопросов позволяет подготовить к восприятию нового материала;

3) это одна из удобных форм организации повторения;

4) во время устной работы можно задействовать большое количество учеников, что позволяет значительно оживить урок, сделать его более динамичным и эмоциональным.

В зависимости от формы организации устной работы мы можем отследить, как хорошо учащиеся владеют определенными навыками, насколько грамотно они строят свои предложения.

Устный счёт помогает учащимся быстро включиться в работу. Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, развивают внимание, наблюдательность, память, речь, быструю реакцию, повышают интерес к предмету.

В настоящей работе на основе опыта по организации устного счета на уроках математики рассматривается применение дидактических игр и игровых ситуаций, которые способствуют оживлению урока, делают его более интересным, занимательным, насыщенным.

При разработке содержания и форм устных упражнений забочусь о простоте преобразований и вычислений. Этот подход позволяет сосредоточить внимание детей на смысловой стороне их выполнения.

Основные типы устных упражнений, используемых мною в работе:

1. Задания на отработку вычислительных навыков. Чаще такие упражнения используются в

5-6 классах при изучении тем: “Натуральные числа”, “Десятичные дроби”, “Обыкновенные дроби”. Формы проведения: устный счёт по карточкам; примеры-соревнования:

Учитель читает учащимся пример по действиям. Они выполняют вычисления в уме, после вопроса: “Ответ?” ученик, первым поднявший руку, сообщает результат.

Пример- соревнование по теме:

а) “Натуральные числа” 121:11+9х5-100=

б) “Десятичные дроби” 1,2+2,3-0,5+5,6+1,4=

в) “Отрицательные числа” 56:8-7х(-2)х(-4)=

2. Задания на нахождение ошибки.

Такие задания, на мой взгляд, очень эффективны, т.к. вырабатывают критичность мышления, развивают у обучающихся навыки самоконтроля, а в некоторых случаях помогают сделать анализ типичных ошибок учащихся. Для этого при проверке письменных работ выписываю вычислительные ошибки, допущенные учащимися. На следующем уроке записываю их на доске в том виде, в каком они были выполнены в работах, и прошу учеников исправить ошибки с объяснением правил.

Например:

1. Найдите ошибки в записи:

а) 4,47*10=0,447; б) -3+(-4)=7; в) 1,1+0,2=13.

2. Найдите ошибки, допущенные учащимися:

а) 3(8a-4)+6a =24a-4+6a=30a-4

б) 11c+5(8-c) =11c+40-5c=46c

в) 7p-2(3p-1) =7p-6p-2=p-2

3. Задания на восстановление записи.

Цель таких заданий - закрепление навыка использования алгебраических формул. Задания такого типа чаще использую при изучении темы “Формулы сокращённого умножения”

Например:

Восстановите запись:

а) (5- )( + c)=25- б) (x-2)(x+2)=

в) (2y-a)(2y+a)= г) (3b+y)(y-3b)=

4. Задания с продолжением.

На доске записаны уравнения, учащимся необходимо решить их устно. Главное достоинство этих заданий – экономия времени.

Например:

Решите уравнения

а +20 = 42 2(c-28) = 56

с -14 = 44 100+ (2z- 24) = 150

Дидактическая игра. В 5-6 классах внимание учащихся неустойчивое, поэтому на уроке возникает необходимость переключаться с одного вида деятельности на другой. В этом случае выручает дидактическая игра.

Дидактическая игра очень хорошо уживается с “серьёзным” учением, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Каждая дидактическая игра должна иметь устойчивую структуру, состоящую из следующих компонентов:

- игровой замысел;

- правила игры;

- оборудование;

- игровые действия;

- результат.

С использованием данной технологии разработки игр мною разработана игра “Крестики-нолики”, которую очень любят мои ученики.

Оборудование. На классной доске чертится таблица, готовится мел.

Игровой замысел заимствован из обычной игры “Крестики-нолики”.

Правила. К доске приглашаются два ученика, которые поочерёдно выполняют задание. Если задание выполнено верно, то в отведенном для ответа поле ставится крестик или нолик, в зависимости от выбора ребёнка. Если учащийся допускает ошибку, то он пропускает ход.

Результат игры: три подряд поставленных крестика или нолика, хорошее настроение,

игровые действия и возможность применить полученные на уроках математики знания, умения и навыки.

Мною разработаны дидактические материалы к игре “Крестики-нолики” по темам:

“Натуральные числа”, “Десятичные дроби”, “Обыкновенные дроби”, “Проценты”.

Вот примеры некоторых игровых полей:

Задание. Выполните сложение и вычитание натуральных чисел.

100 + 75 70 -14 59 + 23
100 - 75 70 + 14 59 - 23
81 + 12 81 - 12 49 + 23

Задание. Выполните действия с десятичными дробями.

7,3 + 1,1 2,4: 0,4 7,3 * 10
7,3 - 1,1 7,3 * 0,1 8,9 + 0,1
7,3 : 0,1 2,4: 6 7,3: 10

Внеклассная работа. Это направление считаю неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.

Математический КВН. Данный вид состязания заимствован школой из телевизионной игры КВН. Поэтому при проведении целесообразно придерживаться ритуала, принятого телевидением и хорошо известного ученикам. Класс разбивается на две команды по десять человек. Выбирают капитана, название и девиз команды. Им сообщается заранее два задания: - подготовить три вопроса по пройденному материалу для команды соперников;

- нарисовать Чебурашку или Крокодила Гену только с помощью цифр.

Остальные вопросы готовит учитель. Важно, чтобы задания были посильны для решения в течение трёх минут.

В начале занятия в форме КВН команды сообщают жюри название и девиз команды.

Первый конкурс. Разминка. На доске кроссворд, команды по очереди отвечают на вопросы. За правильный ответ один балл.

Второй конкурс. Блиц-турнир. Команды задают заранее приготовленные вопросы команде соперников. За правильный ответ один балл, всего можно получить три очка.

Третий конкурс. Конкурс капитанов. Капитанам от каждой команды необходимо решить задачу.

Задача. В первом бруске массой один килограмм содержится 50% меди, а во втором массой 0,5 кг – 80% меди. Бруски сплавили. Сколько процентов меди содержится в новом бруске?

За правильное решение задачи можно поставить три балла.

Четвёртый конкурс. Командам необходимо с помощью пантомимы изобразить математический термин так, чтобы догадалось жюри. Предлагаются термины: медиана, сложение, вычитание, биссектриса. Команда получает один балл в случае, если жюри отгадало пантомиму.

Пятый конкурс. Разгадай ребус. Командам предлагаются по три ребуса, которые необходимо разгадать. Максимальное количество баллов - три.

Шестой конкурс. Домашнее задание. Команды демонстрируют плакаты с рисунками. Жюри подсчитывает количество цифр, использованных на рисунке; той команде, у которой цифр больше, присуждается один балл.

В заключении подводятся итоги, награждаются победители и проигравшие.