О формировании положительной "Я-концепции" будущего первоклассника

Разделы: Работа с дошкольниками


Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением.

Положительная "Я-концепция" определяется тремя факторами: твердой убежденностью в импонировании другим людям, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости.  

Эти три основные характеристики приобретаются или усваиваются в процессе межличностного взаимодействия в определенной социокультурной среде. Родители, учителя, сверстники предоставляют ребенку необходимую обратную связь, убеждающую его в том, что он нужен, что он нравится, что он способен добиваться успеха в том или ином деле и что вообще он обладает значимостью в их глазах. Это касается всех сторон жизни ребенка - его физического развития, социальных навыков, успеваемости, эмоционального тонуса и т. д. [1]

Дошкольник, убежденный в своей уникальности и неповторимости способен добиваться успеха и учиться с увлечением. Поэтому, в рамках психологической подготовки к школе, автору представляется приоритетным работа над формированием положительной "Я-концепции" будущего первоклассника. В статье приводится пример итогового занятия курса - тренинга для старших дошкольников "Я хочу учиться в школе!"

Цели и задачи:

  • Формирование положительной "Я-концепции" будущего первоклассника.
  • Развитие уверенности в себе через любовь; закрепление благоприятного отношения к себе.
  • Формирование психологической готовности к школе (мотивационной, эмоционально-волевой и др.).
  • Развитие коммуникативной компетенции.
  • Воспитание уважительного отношения к себе, к сверстникам.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ТРЕНИНГА "Я ХОЧУ УЧИТЬСЯ В ШКОЛЕ!"

1. Введение. Ритуал приветствия.

1.1. Упражнение "КАЛЕНДАРЬ НАСТРОЕНИЯ"

Цель: создание настроя на работу.

Оборудование: вырезанные из бумаги картинки: солнышко, тучка, тучка с солнышком.

Проведение: создается календарь настроения. На доске пишутся все имена детей. В отдельном лоточке лежат вырезанные из бумаги картинки (солнышко - отличное настроение, тучка - плохое настроение и тучка с солнышком - настроение не очень хорошее). При входе каждый ребенок выбирает картинку, наиболее подходящую под его настроение, и прикрепляет ее напротив своего имени.

1.2. Упражнение "ЗДРАВСТВУЙ, ДРУГ!"

Цель: приветствие детей, снятие телесных зажимов.

Оборудование: не требуется.

Проведение:

- Когда люди встречаются друг с другом, прежде всего... Что они делают?

Верно, приветствуют друг друга. Любое общение начинается с приветствия. Сейчас, я предлагаю поприветствовать друг друга улыбкой и сказать, о том, как мы рады видеть друг друга.

  • "Здравствуй, друг!" - пожимают друг другу руки.
  • "Как ты тут?" - кладут руку на плечо партнера.
  • "Где ты был?" - берут партнера за ухо.
  • "Я скучал" - прижимают руку к сердцу.
  • "Ты пришел" - разводят руки в стороны.
  • "Хорошо!" - обнимаются.

1.3. Упражнение "ЗДРАВСТВУЙТЕ, Я РАДА ВАМ!"

Цель: приветствие психолога. Сообщение темы и задач занятия.

Оборудование: не требуется.

Проведение:

Все дети встают в круг и держатся за руки. "Здравствуйте! Я рада вас видеть! И Ваня здесь, и Марьяна здесь, и Тимофей здесь". Психолог смотрит и называет по имени каждого ребенка. Дети следом повторяют все имена: "Ваня здесь!", "Антон здесь!" и т.д.

- Сегодня мы вновь будем играть. А играя, подготовимся к школе. Узнаем, какие мы и наши друзья, какие качества у них есть, необходимые для успешной учебы, а над какими стоит еще потрудиться.

2. Разминка

2.1. Упражнение "УЗНАЙ ДРУГА"

Цель: положительная идентификация с именем. Создание позитивного настроя.

Оборудование: не требуется.

Проведение:

- Дети, у каждого человека есть имя, но имя это не просто слово, на которое отзывается человек, имя - это волшебное зеркало, которое может нам рассказать о человеке. Я сейчас расскажу об имени каждого из нас, и тот, про чье имя я буду рассказывать, должен сесть на трон и надеть корону. Потому что это великая честь и гордость - называться именем.

Психолог называет значение имени. Дети отгадывают, кто это.

"Это - Я!" или "Это -:(называют имя)"

(Использование жеста: постучать себя в грудь, погладить себя по голове, посидеть на стульчике в короне и т.п.)

3. Основная часть

3.1.Упражнение "КТО ТЕБЯ ЛЮБИТ?"

Цель: медитация.

Оборудование: фоновая музыка.

Проведение:

- Кто тебя любит?

- Кого любишь ты?

- У кого освещается лицо, когда он вспоминает о тебе?

- Кому счастливее жить, зная, что ты есть, просто есть?

- Кто приносит счастье в твою жизнь?

Вывод: все начинается с любви к себе.

3.2. Упражнение "А Я СЧАСТЛИВ!"

Цель: создание позитивного настроя.

Оборудование: фоновая музыка.

Проведение:

Все сидят в кругу. Один стул свободный. Начинает тот, у кого свободный стул справа. Он должен пересесть на свободный стул и сказать: "А я счастлив". Следующий, у кого справа оказался пустой стул, пересаживается и говорит: "А я тоже", третий участник говорит: "А я учусь у... (называет имя любого участника)". Тот, чье имя назвали, бежит на пустой стул и называет способ поднятия настроения, затем все по аналогии повторяется сначала.

Обсуждение. Какой из предложенных способов поднятия настроения показался вам наиболее интересным?

3.3. Упражнение "МИР БЕЗ ТЕБЯ"

Цель: создание позитивного настроя.

Оборудование: фоновая музыка, гигантские очки.

Проведение:

- У меня есть волшебные гигантские очки, которые помогают увидеть в человеке только хорошее, даже то, что он иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки, выйду в центр круга и посмотрю через стекла очков на кого-нибудь из вас: "Мир без тебя, (имя ребенка), был бы неинтересен, потому что ты:" А теперь ты, (имя ребенка), примерь волшебные очки, посмотри на ребят и постарайся увидеть в ком-нибудь как можно больше хорошего, может быть даже то, чего раньше не замечал. Так каждый ребенок примеривает очки.

3.2. Практическая часть

3.2.1. Упражнение "ЗАТО"

Цель: положительное программирование. Закрепление положительного мышления.

Оборудование: репродукция Ф. Решетникова "Опять двойка". Песня из м/ф "Двойка".

Проведение:

- Как ты думаешь, ты способный к школе?

- С тобой может случиться ситуация "двойка", "опять двойка"?

- О чем ты подумаешь? (Примечание для психолога: работа с разными модальностями: обращаем внимание на образ, мысли, чувства, поведение:)

Думаем о хорошем! Положительная интерпретация:

- Нет долго автобуса в школу, "пробки" на дороге - "Я буду вовремя!"

- Опоздал в школу.- Зато: хорошо подготовился к урокам; зато завтра буду собираться быстрее:

- Получил двойку. - "Я научусь, я справлюсь, я сумею" и т.п.

3.2.2. Упражнение "ПОРТФЕЛЬ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКА"

Цель: развитие адекватной самооценки, умения принимать мнение о себе коллектива.

Формирование психологической устойчивости.

Оборудование: школьный портфель. Карточки с надписями качеств.

Проведение:

Один участник выходит из комнаты, а остальные начинают "собирать ему портфель в школу". В этот "портфель" складывается то, что, по мнению группы, поможет данному человеку в общении с людьми, то есть те положительные качества, которые группа особенно ценит в этом человеке. Но обязательно будущему первокласснику напоминается о том, что будет мешать ему в дороге, то есть о его отрицательных качествах, с которыми необходимо работать, чтобы его школьная жизнь стала более приятной и продуктивной.

4. Динамическая пауза

4.1. Упражнение "ГУСЕНИЦА"

Цель: учить доверию.

Оборудование: воздушные шары, музыкальная запись песни "Друзья" гр.

Проведение:

- Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой "гусеницей" и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.

Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту. Примечание: психолог обращает внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение "живой гусеницы".

5. Обобщение

5.1. Упражнение "Я ЕСТЬ!"

Цель: развитие адекватной самооценки, самоуважения, самовосприятия, восприятия себя другими, создание ресурса.

Оборудование: фоновая музыка.

Проведение:

- Какие качества нужны первокласснику? Какой ты будущий первоклассник?

Дети называют три своих качества, например:

  • Я есть добрый, общительный, любящий первоклассник
  • Я есть веселый, счастливый, ответственный первоклассник
  • Я есть симпатичная, умная, внимательная первоклассница и т.п.

5.2.Упражнение "ШКОЛА-ЭТО:"

Цель: свободные ассоциации.

Оборудование: не требуется.

Проведение:

- Что для тебя школа?

- Уроки, каникулы, звонки, перемены, учителя, школьники, успехи, неудачи, ошибки, опыт, взросление:

6. Заключительная часть. Ритуал прощания.

6.1. Обобщение:

- Что понравилось на занятии?

- Чему научились?

- Как наша игра помогла тебе подготовиться к школе?

6.2. Упражнение "САЛЮТ!"

Литература.

  1. Р. Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание.- М.: Прогресс, 1986 г.
  2. Карл Фопель. Чтобы дети были счастливы. Психологические игры и упражнения. М.- Генезис, 2005 г.
  3. http://trepsy.net/training

25.11.2011