Движущие факторы антропогенеза, или… Стать разумным нелегко? 11-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Образовательная цель: сформировать понятия о движущих силах антропогенеза на основе изучения особенностей воздействия на него биологических и социальных факторов, показать   актуальность взглядов Ф.Энгельса и современных проблем человеческого общества.

Развивающая цель: развитие умения устанавливать причинно-следственные связи,   оперировать фактами, анализировать источники информации самостоятельно формулировать и аргументировать свою точку   зрения.

Воспитательная цель: формировать компетентности в сфере самостоятельной   познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в группе.

Оборудование: электронная презентация для мультимедийного комплекса, магнитная доска, иллюстративный материал, тексты для работы групп, альбомные листы, фломастеры.

Учебник: Общая биология. 10-11 классы: учебн. для общеобразоват. учреждений/ А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, М.: Дрофа, 2006.

Ход урока

I. Индукция.

Учитель: Меня заинтересовало размышление одного ученого в беседах о человеке:

“Когда вы наблюдаете за тем, как ваш ребёнок или ваш младший брат сначала ползает на четвереньках, потом встает на две ноги и пробует идти, перед вашими глазами в сжатом виде проходит не история человека, а много более древняя история.

Образовавшиеся около 10 млн. лет назад ПРОГРАММЫ, действуют и по сей день”.

(В.Р.Дольник).

Происхождение человека – одна из самых сложных и интригующих глав эволюции на Земле, “мучительная, древняя загадка” (Г.Гейне).

Если мы хотим всерьёз добраться до истины человеческой эволюции, то должны ответить на самый главный вопрос. Попробуйте его сформулировать, уже имея представление об основных этапах эволюции человека.

(Учащиеся высказывают свои предположения, предлагают формулировки)

Учитель обобщает ответы, подводит к теме урока.

Слайд 1. Представляет тему “Движущие факторы антропогенеза, … или

Стать разумным нелегко?

Учитель: Звучит интригующе!

Проблемный вопрос: Как возникло человечество?

Задачи:

1) вскрыть движущие силы антропогенеза;
2) установить роль и взаимосвязь биологических и социальных факторов в эволюции человека.

Не сомневаюсь, что в очередной раз вы убедитесь в справедливости философского определения: “Человек – это материя, познающая самоё себя”. Оно и будет отправной точкой в вашей работе.

II. Деконструкция.

Слайд 2. (Эпиграф, портрет Ч.Дарвина, название его труда)

Учитель: В своём труде “Происхождение видов путём естественного отбора” Ч.Дарвин лишь вскользь коснулся вопроса о происхождении человека, ограничившись словами: “Будет пролит свет на происхождение человека и его историю”: уже одна только фраза великого Дарвина вызвала бурю негодования со стороны церковников и идеалистов всех мастей. В 1871 году он издаёт книгу “Происхождение человека и половой отбор”, которая стала капитальной сводкой всех имеющихся тогда знаний о положении человека в природе, истинное значение которой мы начинаем только сейчас.

Учитель предлагает зачитать тезисы из работы Ч.Дарвина (тексты для работы групп). Вдумчиво отнеситесь к содержанию тезисов, это поможет вам в последующих рассуждениях и выводах.

Слайд 3. (Цитаты из работы Чарльза Дарвина “Происхождение человека и половой отбор”, 1871 год.)

“Я старался по мере сил доказать мою теорию, и, мне кажется, мы должны признать, что человек со всеми его благородными качествами, с его божественным умом, который постиг движение и устройство Солнечной системы, словом, со всеми высокими способностями, все-таки носит в своем физическом строении неизгладимую печать низкого происхождения”.

“Земля долго готовилась к принятию человека, и в одном отношении это строго справедливо, потому что человек обязан своим существованием длинному ряду предков. Если бы отсутствовало какое – либо из звеньев этой цепи, человек не был бы тем, кто он есть…”

“Конечно, цель всего творенья – мы,
Источник знанья и прозренья – мы,
Круг мирозданья подобен перстню,
Алмаз в том перстне, без сомненья – мы” (О. Хайям)

Учитель: Сопоставьте цитаты из работы Дарвина и поэтическое наблюдение Хайяма, нет ли между ними противоречия? (заслушивает рассуждения учеников)

Слайд 4. (Место человека в системе органического мира)

Вопрос: Но почему же человека не выделяют в особое царство? Вспомните, что вам известно о далёком прошлом “человеческой семьи”.

Слайд 5. (Концепция эволюции человека)

Вопрос: Какой концепции соответствует предложенная схема?

(Предполагаемый ответ: человек вышел из животного мира)

Слайд 6. (Основные черты строения человеческого тела, унаследованные от других животных)

“О тень минувшего, как властна ты над нами” В.Брюсов.

Учитель предлагает осмыслить высказывание Ч.Дарвина из учебника стр.269.

Вопрос. Что же представляет Человек разумный среди всего многообразия видов в природе?

Учитель: Человек – биологический вид, являющийся частью биосферы и, следовательно, продуктом её эволюции.

Дарвин в своей работе применил эволюционную теорию к объяснению причин исторического развития человека действием биологических факторов эволюции видов в природе. Это стало крупнейшим событием понимания истории человека. Впервые была разработана биологическая теория происхождения человека.

Вопрос: Перечислите известные биологические факторы эволюции, общие для всей живой природы, в том числе и для человека (по Дарвину и с позиций СТЭ).

Вопрос: Как вы думаете, какие признаки у наших далёких предков были сохранены и закреплены на разных этапах антропогенеза?

Учитель обобщает: В результате борьбы за существование преимущественно выживали и оставляли потомство особи с наиболее полезными в данных условиях наследственными изменениями. Естественный отбор способствовал закреплению следующих особенностей организации предков человека: в первую очередь, прямохождения, направленное совершенствование кисти руки и развитие головного мозга.

Однако некоторые учёные усомнились в выводах Дарвина о факторах антропогенеза. Действие только биологических факторов не смогло бы привести к появлению человека.

Вопрос: Можно ли объяснить происхождение человека действием только биологических факторов? (можно зачитать фрагменты из книги И.И.Акимушкина “Тропою легенд”)

Слайд 7. (Скульптура Родена “Мыслитель”)

Вопрос: Как вы понимаете утверждение русского философа Н.А.Бердяева:

“Человек есть принципиальная новизна в природе”?

(Предполагаемы ответ: Человек существенно отличается от животных предков, таким образом действие только биологических факторов не смогло бы привести к появлению человека.)

Слайд 8. (Портрет Ф.Энгельса, название его работы, год издания.)

Учитель. Человек – существо социальное. Его быструю эволюцию, как социального вида, объяснил известный немецкий учёный Ф.Энгельс, основоположник трудовой теории антропогенеза.

Задание группам. Для установления социальных факторов в эволюции человека прочитайте отрывки из работы Ф.Энгельса и ответьте на  предложенные вопросы. Какие мысли ученого можно записать в качестве основополагающих тезисов?

(Каждая группа составляет свою схему – кластер о движущих факторах эволюции)

Процесс обсуждения предложенных отрывков сопровождается слайдами 9, 10, 11, 12, 13.

Текст для 1 группы.

“Труд – источник всякого богатства, утверждают политико – экономы. Он действительно является таковым наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Но он ещё и нечто большее, чем это. Он – первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека.

Дарвин дал нам приблизительное описание этих наших предков…

Под влиянием в первую очередь, надо думать, своего образа жизни, требующего, чтобы при лазании руки выполняли иные функции, чем ноги, эти обезьяны начали отвыкать от помощи рук при ходьбе по земле и стали усваивать все более и более прямую походку. Этим был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку”.

Вопросы:

  1. Что стало решающим шагом для перехода от обезьяны к человеку?

  2. Назовите основное условие всей человеческой жизни, главный социальный фактор.

  3. Какую фразу Ф.Энгельса можно считать ведущим тезисом?

Текст для 2 группы.

“Наверное протекли сотни тысяч лет, – в истории Земли имеющие не большее значение, чем секунда в жизни человека, – прежде чем из стада лазяших по деревьям обезьян возникло человеческое общество. Но все же оно, наконец, появилось. И в чем же опять мы находим характерный признак человеческого общества, отличающий его от стада обезьян? В труде…. Труд начинается с изготовления орудий. А что представляют собой наиболее древние орудия, которые мы находим, – наиболее древние, судя по найденным предметам, оставшимся нам в наследство от доисторических людей, и по образу жизни наиболее ранних исторических народов, а также и наиболее примитивных современных дикарей? Эти орудия представляют собой орудия охоты и рыболовства; первые являются одновременно и оружием.

… труд становился от поколения к поколению более разнообразным, более совершенным, более многосторонним”.

Вопросы.

  1. Какой признак человеческого общества в отличие от стада обезьян называет Энгельс?

  2. С чего начинается труд?

  3. Какую фразу ученого можно считать тезисом?

(Учитель акцентирует внимание на том, что главный фактор эволюции видов в природе – естественный отбор, в эволюции человека был направлен на лучшую орудийную деятельность; именно это и имел в виду Ф.Энгельс, отмечая, что труд создал человека)

Текст для 3 группы.

“Уже у обезьян существует известное разделение функций между руками и ногами… Но именно тут-то и обнаруживается, как велико расстояние между неразвитой рукой даже самых высших человекообразных обезьян и усовершенствованной сотен тысячелетий человеческой рукой. Число и общее расположение костей и мускулов одинаково у обеих, и тем не менее рука даже самого первобытного дикаря способна выполнять сотни операций, не доступных никакой обезьяне. Ни одна обезьянья рука не изготовила когда – либо хотя бы самого грубого каменного ножа.

… решающий шаг был сделан, рука стала свободной и могла теперь усваивать себе все новые и новые сноровки, а приобретенная этим большая гибкость передавалась по наследству и возрастала от поколения к поколению.

Рука, таким образом, является не только органом труда, она также и продукт его”.

Вопросы:

  1. Что называет Ф.Энгельс “органом труда”?

  2. Почему ученый считал руку “продуктом труда”?

  3. Какую фразу можно считать ведущим термином?

Текст для 4 группы.

“Наши обезьяноподобные предки, как уже сказано, были общественными животными; вполне очевидно, что нельзя выводить происхождение человека , этого наиболее общественного из всех животных, от необщественных ближайших предков. Начинавшееся вместе с развитием руки, вместе с трудом господство над природой расширяло с каждым новым шагом вперед кругозор человека.

… развитием труда по необходимости способствовало более тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали более частые случаи взаимной поддержки, совместной деятельности.

… формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась…

Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг… Развитие мозга и подчиненных ему органов чувств, все более и более проясняющегося сознания, способности к абстракции и умозаключению оказывало обратное воздействие на труд и на язык, давая обоим все новые и новые толчки к дальнейшему развитию”.

Вопросы:

  1. Какими движущими факторами объяснят эволюцию человека Ф.Энгельс?

  2. Что появилось раньше: речь или общественный образ жизни?

  3. Какую фразу можно считать ведущим тезисом?

Учитель обобщает:  появление человека разумного означает качественный скачок в переходе от биологической эволюции к социальной истории.

III. Реконструкция.

Дается задание группам создать свой рисунок по теме “Движущие факторы антропогенеза”.

IV. Афиширование.

Представители групп прикрепляют свои работы на магнитной доске.

Слайд 14 (Социальные факторы эволюции)

Учитель предлагает учащимся сопоставить свои данные с предложенной схемой.

V. Разрыв (углубление в проблему)

Вопросы.

  1. Как вы думаете, какие факторы оказывают решающее влияние на развитие человеческого общества на ранних этапах антропогенеза и в настоящее время?

  2. Отменило ли возникновение социальной сферы действие биологических законов для современного человечества? (нет, лишь изменило их проявление).

  3. Можно ли считать, что эволюция человека прекратилась? (Для ответа на данный вопрос можно предложить осмыслить текст в учебнике на стр. 279-280)

  4. В работе Ф.Энгельса есть и обращение к человеку будущего. Какое же предупреждение он делает будущим поколениям, предвидя события? (Слайд 15)

“Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит.  …мы отнюдь не властвуем над природой так, как завоеватель властвует над чужим народом… мы, наоборот, нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри её, что все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать её законы и правильно их применять”.

Учитель обобщает: в своей истории человечество имеет великие достижения, два из которых оказывают исключительное влияние на его развитие:

1) неолитическая революция – одомашнивание животных и выведение культурных растений,
2) научно-техническая революция 20 века, в результате которых человек получил в свои руки огромные силы.

Как будут использованы эти силы, зависит от социальной организации и разума человечества.

VI. Рефлексия.

Вопросы учащимся: Какие ощущения у вас возникли в ходе мастерской?

Какой этап работы был самым интересным?