Взаимодействие в педагогическом процессе танцевальной студии

Разделы: Работа с родителями


В современных условиях педагогическое взаимодействие открывает возможность повышения эффективности образовательного процесса. Для нас важны следующие теоретические идеи.

  • Взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Это интегрирующий фактор, способствующий образованию новых структур / С. Ю. Головин.
  • Взаимодействие – нами поставленная цель, как ряд сменяющих друг друга задач; присвоение ценностей путем общения с миром посредством проживания через мораль, науку, искусство / Н. Е. Щуркова.
  • Взаимодействие – способность жить настоящим и вести себя в соответствии с происходящим. Взаимодействовать – значит осознавать выбранную цель для участия в какой-либо деятельности или отношениях и реагировать на то, что происходит в данный момент /Джек Кэнфилд и Фрэнк Сикконнэ.
  • Взаимодействие, по Битяновой М. Р., – создание ситуаций сотрудничества, взаимопомощи, поддержки, сопровождения.
  • Взаимодействие – это воздействие, за которым один стоит в активной позиции, а другой в пассивной: субъект-объектные отношения. Или субъект-субъектные отношения: отношения сотрудничества, партнерства.
  • Значительная часть педагогов вообще не руководствуются никакой теорией. Однако это не значит, что взаимодействия нет. Оно не планируется, процессом никто не управляет, но отсутствие теории – тоже теория: кто как понимает, так и действует /Т. Д. Колябина.

Мы полагаем, что каждая из этих точек зрения имеет право на существование, а эффективность их применения во многом зависит от педагогической позиции. Интересно представлены позиции педагогов во взаимодействии и возможность их гибкой смены у Н. Е. Щурковой.

  • Дистанционная позиция – мера принятия автономности человека, интерес к его личности, жизни выражены в дистанции: “далеко”, “близко”, “рядом”.
  • Уровневая характеризует иерархическую связь участников взаимодействия: “над”, “под”, “наравне”, воля одного сопрягается с волей другого.
  • Кинетическая – это положение по отношению друг к другу в совместном движении, деятельности, событийности: “впереди”, “сзади”, “вместе”.

Взаимодействие может рассматриваться как сотрудничество, соперничество, конфликт. Обратим внимание на то, что педагоги редко рассматривают конфликт как форму взаимодействия участников образовательного процесса и не учат школьников конструктивному разрешению его. Иногда, попадая в конфликтные ситуации, “застревают” в них и возможность разрешения связывают с деятельностью психологов или социальных педагогов, не меняя собственной позиции. Зачастую прячут конфликты, считая, что если их нет, то это хороший показатель работы.

Для нашей деятельности этот теоретический аспект очень важен. Мы полагаем, что знакомство с этой теорией родителей не менее актуально, поэтому знакомим их с ней в интерактивной форме, обучая гибкой смене позиций. В проведении этих занятий помогает психолог.

В педагогическом взаимодействии, на наш взгляд, особое место занимают родители. Мы провели опрос родителей первоклассников. Цель заключалась в том, чтобы выяснить их социальный заказ школе и понять соответствует ли он представлению об этом педагогов. Опрос (выборка 30 человек) показал:

  • 10% родителей ведут детей на занятия хореографией, чтобы заполнить свободное время.
  • 26,7% видят цель в удовлетворении желания ребенка и для общего его развития.
  • 43,3% в укреплении здоровья.
  • 70% родителей связывают цели хореографических занятий с физическим и эстетическим воспитанием.

Заметим, что все эти цели родители разделяют с целями педагога-хореографа. Кроме того родители имели возможность сформулировать свои ожидания от этих занятий. Результаты получились очень интересные:

  • Дети научатся культуре движения, станут стройнее, пластичней, гибче, с красивой осанкой – 20%.
  • Общее развитие и воспитание ожидают 16,7%, из них 3,3% связывают это с социализацией и адаптацией.
  • Дети будут развиваться гармонично, физически и эстетически – 13,3%.
  • Участия в праздниках и концертах ожидают 6,7%.
  • Индивидуальные ожидания родителей (по 3,3%): “самые радужные”, “ребенку должно быть интересно”, “организованность, внимательность”.

Стиль формулировки ожиданий сохранен авторский. Заметим, что мотив долженствования явно не связывается ни с интересом, ни с возрастом первоклассника. Зато выход на адаптацию и социализацию говорит о том, что в среде родителей формируется заказ отвечающий последним современным требованиям.

При этом 20% родителей свои ожидания не сформулировали. Видимо, они не всегда задумываются над тем, для чего определяют ребенка в творческий коллектив. Вот здесь и возникает педагогическая задача в работе с родителями. Важно, чтобы задачи родителей и педагогов “встретились”, а не разошлись. Тогда педагогическая стратегия будет принята родителями. Они будут сознательно влиять на мотивы ребенка, формирование их. А ожидания взрослых, скорее всего, оправдаются, особенно, если они совпадут у родителей и педагогов

Ансамбль, в переводе с французского, означает “совокупность”, “стройное целое”. Он может быть слаженным, дружным, гармоничным, если педагоги и родители занимаются детьми, думая о целом коллективе. Успех ансамбля любой танцевальной студии, высокий уровень достижений воспитанников, их морально-волевые качества и в итоге жизненная состоятельность зависят от коллектива педагогов и родителей. Именно они – единомышленники, сотрудничающие на базе единой образовательной программы. Педагоги – это специалисты, умеющие работать динамично и гибко. Они экспериментируют, ориентируют на сотрудничество с коллегами, родителями, умеют воспринимать противоречивую информацию, ищут нестандартные педагогические подходы к проблемам воспитания и обучения. Вместе они создают психологический климат.

В ансамбле нет деления детей на “своих” и “чужих”, “способных” и “неспособных”. Воспитанников объединяют в разные группы, способствуя творческому росту. Условно в нашей студии можно выделить несколько групп: класс-группа, концерт-группа, досуг-группа, проект-группа и другие. Только класс-группа имеет стабильный контингент. Остальные имеют динамичный состав и зависят от интересов, способностей, желаний, возможностей воспитанников и их родителей. Для нас принципиально важно ориентировать воспитанников на успех и здесь нельзя обойтись без родителей. Чтобы ребенок был успешным, необходимо поддерживать тесный контакт с его семьей. Образовательная программа только тогда может быть выполнена, когда педагог учитывает все особенности ребенка, знает о его проблемах дома и в школе. Да и родители хотят видеть в педагоге человека, заинтересованного в творческом и нравственном росте ребенка, небезразличного к его проблемам. Это основание для доверительных отношений и становления их союзниками.

Форм работы с родителями множество. Мы используем индивидуальные беседы, консультации, коллективные собрания, открытые занятия, гостиные, подготовку к праздникам. Родительские собрание – важный элемент работы. В процессе их проведения мы знакомим родителей с правилами и требованиями, сложившимися в танцевальной студии, ее традициями и жизнью, а также узнаем о проблемах, волнующих родителей, знакомим с планами на ближайшее будущее и вместе планируем общие действия. Так возникают неформальные отношения, прежде всего, между взрослыми представителями коллектива.

Проводим совместные занятия с родителями, когда педагог объясняет и показывает принцип исполнения упражнений, нацеливает на успехи, предупреждает ошибки. В коллективе распространена форма индивидуальной консультации ребенка или родителей, а также семейное консультирование, когда присутствуют родители и дети, которые с помощью педагога решают какую-то проблему. Фактически такие занятия являются своеобразной формой сопровождения ребенка, когда в нем участвует не только педагог, но и родители.

Родительский комитет – опора и поддержка ансамбля. Он помогает в оформлении и достойном содержании наших помещений, шьет костюмы, готовит их к концертам, доставляет на концертную площадку, выполняет дизайнерские функции и нередко функции визажистов. Без него невозможна организация гастролей коллектива и прием гостей.

Индивидуального подхода требует к себе не только ребенок. Но и к каждому родителю необходимо применять принципы: искренность, доброжелательность и заинтересованность в судьбе ребенка. Бывают ситуации, когда родители наказывают своих детей тем, что не разрешают посещать занятия из-за плохой учебы в школе или какой-нибудь провинности. Мы стараемся объяснить, какие последствия они вызовут таким решением. Во-первых, занятия в ансамбле – это труд, а отлучение от труда не должно быть наказанием, во-вторых, ребенок может подвести друзей, весь коллектив, ведь выступление готовится месяцами. В ансамбле от каждого зависит успех коллектива, и каждый зависит от всех. Ответственность – общая черта участников образовательного процесса. По тому, как общаются родители между собой, можно судить о детской группе, степени ее сплоченности, дружбе или равнодушии друг к другу. Глядя на своих детей, родители обычно увлекаются творческим процессом подготовки концерта и сами решаются на выступление. Мы это приветствуем, оказывая всяческую поддержку. Участвуют родители в подготовке различных праздников и выпускного концерта. Во время своих репетиций родители превращаются в детей: рождаются новые творческие идеи, часто слышен смех, все получают заряд бодрости. В процессе репетиций и рождения импровизаций приобретается опыт совместной работы детей, родителей и педагогов. Родители выступают с пародиями на номера ансамбля или с собственными композициями. Зал принимает их удивительно тепло и восторженно. Дети смотрят на своих родителей другими глазами, открывая их с новой стороны. Мы все лучше понимаем друг друга, с уважением относимся к чувствам и работе других участников ансамбля, создавая особую психологическую атмосферу комфортности, коллективного творчества, открытости, сотрудничества, партнерства. Главным результатом тогда становятся не только концерты и выступления, а развитие детей.

Личность развивается под воздействием определенной среды. Воспитательная среда ансамбля – это целенаправленное, организованное, длительное воздействие на личность ребенка. Именно отношения творчества являются самой эффективной системой с точки зрения воспитательных возможностей. Исполнение ансамблевого танца требует от участников единых усилий. Общее переживание при подготовке концертов и на выступлениях создают благотворную почву для индивидуального развития. Общее воодушевление, радость исполнения активизирует робких и нерешительных. Для избалованных вниманием успешное выступление других детей служит известным тормозом отрицательных проявлений. Танцевальные занятия влияют на общую культуру поведения, эта деятельность требует внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий. Общая деятельность создает условия для формирования нравственных качеств, преодоления конфликтов. Только “разумный” человек может предвидеть; только “моральный” может ориентироваться на интересы другого; и лишь “творческий” созидает выход из конфликтных обстоятельств. Это формула О. Н. Лукашонок, и мы ее тоже приняли и разделяем эту точку зрения. А как это делаем – материал следующего педагогического анализа.