Лето красное зовет в гости в лес и огород

Разделы: Работа с дошкольниками


Участники путешествия: Дети разного возраста.

Ведущий и Хозяйка – взрослые.

Игровой материал:

  1. “Волшебный клубочек” с указанием маршрута путешествия.
  2. Грибок, Ежик, Чучело в огороде, Белка, Овощи (натуральные или муляжи), корзинка, котелок, веточки для “костра”.
  3. Карточки:
    * с изображением хвойных и лиственных пород деревьев,
    * с изображением птиц,
    * с изображением предметов для ухи,
    * другой материал.

Задача: Познание окружающего мира через игру, музыку, творчество.

Программное содержание:

  • Воспитывать доброжелательное отношение и положительный интерес к окружающему пространству.
  • Учить детей работать одной командой: старшие помогают младшим.
  • Формировать умение выслушать, вопрос, задания, отвечать на него и действовать в соответствии с условными обозначениями.
  • Побуждать вспомнить ранее разученный материал и умело применить его: загадки, попевки, сказки, песни, игры и др.
  • Закреплять понятия: смешанный, хвойный, лиственный лес, ельник. Учить ухаживать за своим маленьким огородом и наблюдать за процессом роста растений.
  • Формировать физические качества: ловкость, равновесие, реакцию, ориентировку в пространстве (вперед, назад, вправо, влево, обойти вокруг и т д.)

Действие происходит на улице.

Ведущая:

(Муз/рук.)

Возьмемся за руки, друзья,
Нас лето в гости приглашает.
Без песни нам в пути нельзя,
Пусть каждый песню запевает.

Дети берутся за руки и поют песню, выполняя простейшие движения по тексту.

“Лесная прогулка” Сл. и муз. Гольцовой Е.Д.

Ведущая обращает внимание детей на “волшебный” клубочек, который поможет нам совершить путешествие по участку детского сада (сад в лесной зоне), и предлагает любому ребенку разматывать клубок:

“Пусть клубочек нам подскажет
И дальнейший путь укажет”.

(Можно детям задать вопрос: В какой из сказок клубочек помогал герою найти дорогу?)

На первой отмотанной картинке – “БЕРЕЗА”.

Ведущая: Что за дерево такое, ребята? (Ответы детей).

Что мы знаем об этом красивом дереве? (Ответы детей).

Дети вспоминают стихи о березке.

  1. “Люблю березку русскую
    То светлую, то грустную.
    В белом сарафанчике,
    С платочками в карманчиках.
    С красивыми застежками,
    С зелеными сережками”. (Прокофьев А.)
  2. “Чуть солнце пригрело откосы и стало в лесу потеплей.
    Береза зеленые косы развесила с тонких ветвей.
    Вся в белое платье одета,
    В сережках, в листве кружевной
    Встречает горячее лето
    Она на опушке лесной. (Вс.Рождественский.)

Ведущая: В старину вокруг березки водили хороводы. Давайте, ребята, и мы с вами споем про березку любимую русскую народную песню!

Хоровод “Во поле береза стояла”.

Ведущая: Ребята, посмотрите, там, в траве что-то есть! (Достает гриб, все вместе рассматривают его, затем вспоминают про грибы загадки.)

Стоит Антошка на одной ножке.
Сквозь землю прошел, красную шапочку нашел.

(Детям предлагается по “шапочке” определить название гриба и назвать другие виды грибов.)

Двигаемся дальше….

Другой ребенок разматывает клубок.

На картинке – тропинка.

Дети определяют ориентир, а ведущая предлагает отправиться в путешествие по “волшебным” тропинкам.

Игра “Путешествие”.

(Цветными мелками рисуются дорожки. Каждая команда выбирает себе маршрут по желанию. Кто быстрее придет к цели, тот и побеждает. Победившая команда разматывает клубок дальше).

Ведущая: Что мы видим на картинке?

Дети: Костер.

(Ведущая объясняет детям, что костер означает привал, отдых, приготовление пищи у костра. Детям предлагается самим соорудить костер, а для этого потребуются ветки.)

Аттракцион: “Кто больше наберет веток”.

Дети располагаются возле условного костра. Ведущая рассказывает, как усталые путники у костра пекли картошку, варили на костре уху из пойманной рыбы. А что такое УХА?

(Ответы детей.)

Ведущая: Да, это такой рыбный суп, который варится из разных видов рыб. Давайте и мы с вами попробуем вместе сварить такой суп! А что еще можно туда добавить? Дети дополняют. Ведущая показывает карточки с разным набором для ухи. Дети выбирают все то, что по их мнению годится для супа.

– Ну вот и “сварили” мы с вами уху! Жаль, что ее нельзя кушать, но вы, ребята, не расстраивайтесь. Сейчас я вам загадаю загадки.

Загадки:

  1. Много рук – одна нога. (Дерево.)
  2. Что летом вырастает, а осенью опадает? (Листья.)
  3. Хозяин лесной просыпается весной.
    Под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь.)
  4. Кто с высоких толстых сосен в ребятишек шишку бросил? (Белка.)

Ведущая:

А какую попевочку про белку вы, ребята, знаете?

Дети поют песенку:

“Белка пела и плясала, словно заводная,
Все сапожки истоптала, шла домой босая”.

Ведущая: На нашем участке тоже есть белки, где они живут?

Дети: на дереве, в дупле.

– Что любят? (Орешки.)
– А в какой сказке “ Белка песенки поет,

Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые” (“ Сказка о царе Салтане”)

– А не пора ли нам поплясать вместе с белочкой?

Хоровод “На поляне пляшет Лето” Сл.и муз., Гольцовой Е.Д.

Ведущая:

Славно мы отдохнули у костра, идем дальше…..

Что нам подсказывает клубочек?

(На картинке – Ель.)

На нашем участке растет ель?

Дети: Да! (Уточняют маршрут и подходят к елке.)

– Что вы можете рассказать об этом дереве? (Ответы детей.)

Ведущая загадывает загадку и задает наводящие вопросы.

  1. “Зимой и летом одним цветом?” (Елка.)
  2. У елки есть листочки? (Иголочки, называются хвоей.)
  3. У каких еще деревьев, похожих на елочку, вместо листочков хвоя? (Сосна, пихта, лиственница.)

К нашему саду ведет большая лиственная аллея и вы каждый день любуетесь этими красивыми деревьями. Интересно, а песню про елочку, всеми любимую, помните?

Все вместе исполняют три куплета песни.

“В лесу родилась елочка” Сл.Р. Кудашевой, муз. Л. Бекмана.

(Ведущая предлагает детям поиграть в игру “ ЛЕС”.)

Игра “Лес”.

Дети выбирают по одной картинке с изображением деревьев (клен, дуб, береза, лиственница, сосна и др.) Каждому ребенку Предлагается определить, какое дерево нарисовано на картинке. Какой красивый получился лес! Как называется такой лес?

Дети отвечают.

Ведущая: Правильно, смешанный.

А сейчас каждый из вас посадит свой собственный лес. Пожеланию одного из детей предлагается убрать картинки с хвойными деревьями (убирают).

– Какой лес получился?-

Правильно, лиственный. А если оставить только елочки?

Какой лес получится?

Дети убирают лишние карточки.

– Получился ельник.

Ведущая хвалит детей за смекалку и предлагает детям внимательно посмотреть под елку.

Там спрятался…? Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. Дети находят игрушку – Ежика и поют попевку:

“Ежик, ежик – чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
Сто иголок впереди,
Сто булавок позади.

Игра “Ежик”.

Ход игры: Дети в кругу, ребенок – Еж в центре, идет противоходом. Дети двигаются по кругу, приговаривая:

“Ежик, ежик, тупу-туп,
Весь в иголочках тулуп
Ежик, ежик, ты куда?
Что с тобою за беда?
Слышит ежик, всюду тишь.
Чу! Скребется тихо мышь! (Останавливаются, хлопают в ладоши.)
Пляши, пляши, ежик!
Не жалей, ты, ножек.
Ты лови себе мышей,
догоняй наших детей! (Ежик ловит убегающих ребят.)

Ведущая предлагает Ежику размотать клубок дальше.

Картинка – птичка (воробей).

Дети исполняют дразнилку “Андрей – воробей”, выполняя простейшие ритмические движения.

Ведущая: А каких птиц вы еще знаете? (Ответы детей.)

– Подскажите, какие из них живут у нас постоянно, а какие улетают на зиму в теплые края? (Ответы детей.)

– А для чего нужны птицы? (Ответы детей. Вспоминают дятла – лесного доктора, почтовых голубей, и т.д.)

Ведущая напевает мотив известной детям песенки

“У дороги чибис” – Дети отгадывают и поют два куплета.

“У дороги чибис” Сл. А Пришельца, муз. Иорданского, сб. “БУРАТИНО”.

В конце последней фразы “мы твоих не тронем чибисят”, ведущая еще раз напоминает детям, что нельзя:

а) Разорять птичьи гнезда
б) Держать птиц в неволе
в) Стрелять по ним из рогатки и камушками, потому как птицы наши друзья и помощники.

Идем дальше. Разматываем клубочек…

Картинка – Мостик.

Ведущая: Через мост перейти надо нам, ребята!

Берите малышей за руку, помогайте им преодолеть препятствие.

Малышей проводят по низенькому мостику, старшие дети идут по высокому мостику (Сооружения на спорт – площадке.) Ребята, наш клубок заканчивается, осталась последняя картинка.

Смотрите!

Кто стоит на длинной палке
И с соломой в голове,
С большой дыркой в старой шляпе
,Без ботинка на ноге? (Чучело.) (авт. Гольцова Е.Д.)

(Дети отгадывают.)

Ведущая:

Где же может стоять на нашем участке чучело? (Ответы детей.)

– Правильно, в огороде. Чтобы попасть туда, куда надо повернуть?

(Ответы детей.) Вместе с ведущей дети подходят к огороду, где у каждой группы есть своя грядка. Их встречает хозяйка огорода, здоровается с детьми и читает стихотворение Н. Кончаловской

“Огород”.

Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, заселенных густо,
Огурбузы росли , помидыни росли
Редсвекла, чеслук и капуста. (Дети смеются.)

Хозяйка: А почему вы смеетесь?

Дети: Потому, что смешно и весело.

Хозяйка: А что же такого смешного росло на огороде, о котором я вам рассказывала?

Дети перечисляют.

Хозяйка: А бывают такие овощи?

Дети: Нет!

Хозяйка: А из чего же у поэта получился такой овощ, как помидыня, редисвекла?

Дети отгадывают, называя овощи своими именами правильно.

Хозяйка: А с яблони можно сорвать капусту?

Дети: Нет! И объясняют почему.

У хозяйки большая корзина с овощами, она предлагает детям самим вспомнить стихи и загадки про огород.

Дети читают стихи:

“Кабачок”. Авт. И Беляев.

Подставив солнышку бочок, лежит на солнце кабачок.
Листок в сторонку отодвинув, он солнцу говорит:
– Погрей, погрей, пожалуйста мне спину,
Я подрасти хочу скорей…
Вмиг солнце принялось за дело
И спинку кабачку погрело.
А кабачок хотел потом
Улечься кверху животом.
Он надувался, он пыхтел…
Но повернуться не сумел.

“Гороховый стручок”.

Весной гороховый стручок
Надел зеленый пиджачок.
Стручок толстел,
И с каждым днем
Старел, линял пиджак на нем.
Совсем недолог век стручка –
Он стал похож на старичка…
Теперь, на грядке созревая,
Он ночью, днем и поутру,
Как погремушка заводная
Гремит, качаясь на ветру.

“Морковь”.

До морковки долетела весть,
Что ее зайчишка хочет съесть.
Брось, косой, не думай, бесполезно!..
Морковь глубже в чернозем залезла.
А чтоб не видно было головы,
Раскинула палатку из ботвы.

“Загадки”.

  • Что копали из земли,
    Жарили, варили?
    Что в золе мы испекли,
    Ели да хвалили? (Картошка.)
  • Нарядилася Алена
    В сарафанчик свой зеленый,
    Завила оборки густо.
    Узнаешь ее?... (Капуста.)
  • Летом – в огороде
    Свежие, зеленые,
    А зимою – в бочке,
    Крепкие, соленые (Огурцы.)
  • В десять одежек плотно одет,
    Часто приходит к нам на обед.
    Но лишь за стол ты его позовешь.
    Сам не заметишь, как слезы прольешь (Лук.)

Хозяйка предлагает детям поиграть.

“Веселый огород” песенка – игра.

Сл. М. Садовского, муз. С. Соснина (Журнал “Музыкальный руководитель” № 5, 2005 г.)

В конце прогулки хозяйка спрашивает ребят, не проголодались ли они. Пора и пообедать. Наше долгое путешествие подошло к концу.

Вон из окошка нам машет повар – Надежда Ивановна. Клубочек мы весь размотали, все посмотрели, отгадали, препятствия преодолели. Весело провели время!

Хозяйка и ведущая интересуются, понравилось ли ребятам путешествие, не устали ли они, затем прощаются:

Всем спасибо, до свидания! До новых встреч!

(!) в сценарии использованы материалы из сборника “Играем, развиваем, учимся” (мастер – класс финалистов конкурса “ Воспитатель года –2006”) и авторские сочинения Гольцовой Е.Д. – музыкального руководителя д/с № 1813 г. Москвы.