Литературный турнир для учащихся 4-х классов

Разделы: Внеклассная работа


Как одно из средств, повышающих интерес детей к чтению, в нашей школе проводятся разработанные мной литературные олимпиады. Они проходят в третьих и четвертых классах в течение всего учебного года. Материалы олимпиады для третьих классов были представлены в журнале «Начальная школа» (№3, 2006г.). Предлагаю вашему вниманию литературный турнир для учащихся четвертых классов.

В течение года проводится 4 тура по 4 книгам: Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»; А. Волков «Семь подземных королей»; Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе»; А. Линдргрен «Рони, дочь разбойника».

Каждый тур состоит из отборочной и конкурсной игры. В отборочной игре принимают участие все ученики. Из участников, набравших большее количество баллов, формируется команда (5-7 человек) для конкурсной игры по этой же книге среди 4-х классов (задания рассчитаны на два класса). Остальные ребята принимают участие как болельщики. Для них также есть задания. Первая игра проводится по классам, вторая – совместно.

В отборочной игре за каждый ответ выставляются баллы по системе: правильный ответ – 1 балл, неполный, неточный – 0,5 балла, неправильный ответ – 0 баллов.

В конкурсной игре две команды 4-х классов соревнуются между собой. Им предлагают задания 3-х уровней и 2 блока творческих заданий.

На 1 уровне – самые простые вопросы, на 2 и 3 они усложняются. Вопросы помещаются в конвертах на доске. Конверты пронумерованы, и команды по очереди выбирают и отвечают на вопросы.

Примерная схема размещения заданий

Если команда не смогла ответить или дала неверный ответ, вопрос передается болельщикам, а затем команде соперников.

Выбрав все задания 1 уровня, и, получив свои баллы, команды переходят на следующий уровень.

По итогам игры команд и болельщиков выдаются дипломы 1 и 2 степеней.

Литературный турнир для учащихся 4-х классов

1 ТУР: Николай Носов «Витя Малеев в школе и дома»

2 ТУР: Александр Волков «Семь подземных королей»

3 ТУР: Николай Носов «Незнайка в Солнечном городе»

4 ТУР: Астрид Линдргрен «Рони, дочь разбойника»

 

1 тур. Николай Носов «Витя Малеев в школе и дома»

Отборочная игра

  • Что обещал Витя учительнице сделать летом? (Позаниматься по арифметике.)
  • Почему Костя Шишкин пришел только на последний урок 1 сентября? (Он опоздал и попал в другой класс.)
  • Что подарил Шишкин Вите и обещал его сестренке Лике? (Мышей.)
  • Чем был недоволен Витя, когда Шишкин вернул ему тетрадь по русскому языку? (Клякса.)
  • Как Ольга Николаевна узнала, кто нарисовал моряка на стене? (Все принесли рисунки, и у Глеба был моряк в альбоме.)
  • За что Витя попал в стенгазету? (За подсказки.)
  • Что обещали Витя и Костя в опровержении в газету? (Что будут учиться без «двоек», а Шишкин обещал, что и без «троек».)
  • Во что играл Витя с Аликом? (В шахматы.)

Конкурсная игра

Для проведения игры:

  • командам и болельщикам иметь цветные карандаши, фломастеры, краски (на выбор);
  • организатору – бумагу для рисования.

1 уровень (каждый ответ оценивается в 5 баллов.)

  • Какой предмет не любил Витя? (Арифметику.)
  • Почему карикатуру на Витю убрали из газеты? (Написал опровержение.)
  • Кем хотел стать Витя, когда вырастет? (Летчиком или путешественником.)
  • Какой способ придумал Витя, чтобы не решать дома задачки? (Списывать.)
  • Где Шишкин прятал Лобзика? (На чердаке.)
  • Чем любил заниматься Витя Малеев? (Играть в футбол.)

2 уровень (10 баллов)

  • Что случилось с Глебом Скамейкиным на юге? (У него сошла вся кожа.)
  • Что делали мальчики, когда разбили стекло? (Учились жонглировать.)
  • На что тратил все свободное время Костя Шишкин? (На животных.)
  • Кем работает папа Вити? (Модельщиком.)
  • О ком это: «Конечно, у него все получалось на скорую руку, кое-как, он ничего не выучивал как следует, но все-таки умудрялся получать как-то тройки, иногда даже четверки. Впрочем, это бывало редко. Больше всего он боялся русского языка и почти всегда выезжал на подсказке»? (Шишкин.)
  • О ком это: «Лицо у него всегда спокойное, голос тихий и даже какой-то добрый, но я лично всегда побаиваюсь . . . , потому, что он очень большой. Ростом он с моего папу, только еще повыше, пиджак у него широкий, просторный, застегивается на три пуговицы, а на носу очки»? (Директор школы Игорь Александрович.)

3 уровень (15 баллов)

  • Как разбирали слова по составу во времена учебы Вити? (Полеты.)
  • Какое общественное поручение получили ребята? (Организовать классную библиотеку.)
  • Почему Витя боялся рассказать Ольге Николаевне о Шишкине? (Чтобы не быть ябедой.)
  • Из чего сделали шкуру «лошади» для выступления? (Из матраца, сена, мочала.)
  • Какой способ придумал Шишкин, чтобы не получать на диктанте «двойку»? (Не ходить в школу.)
  • При помощи чего учили Лобзика считать? (Сахар.)

Творческие задания

Творческие задания включают в себя 2 блока по 2 задания в каждом, т.е. по 1 заданию из блока для каждой команды. Пока команды выполняют задания, болельщикам дается своё задание.

1 блок

  • Вспомнить задачу, которую для Лики смог решить Витя. Составить для команды-соперницы аналогичную. (Мальчик и девочка рвали в лесу орехи. Они сорвали всего 120 штук. Девочка сорвала в 2 раза больше мальчика. Сколько орехов было у мальчика и у девочки?) Если не вспомнят задачу, можно предложить команде ее текст.
  • Вспомнить правило, на которое Ольга Николаевна задала Шишкину упражнение. Придумать 5 предложений со словами на это же правило. Записать для команды-соперницы предложения, пропустив в словах данную орфограмму. (Безударная гласная, проверяемая ударением.)

ЗАДАНИЕ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ:

Нарисовать «лошадь».

2 блок

  • Догадайтесь: в какие годы происходят события в книге (конец 40-х – начало 50-х, т.к. отец Шишкина погиб на войне.)
  • Догадайтесь: сколько девочек было в классе Вити, обоснуйте ответ. (Ни одной, т.к. все действующие лица – мальчики.) Обучение в то время было раздельным для мальчиков и девочек

ЗАДАНИЕ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ:

Какие бы правила для ребят своего класса вы составили, прочитав книгу Носова?

СУПЕРИГРА: (совместно для игроков и болельщиков)

  • Написать и оформить (рисунок, схема и т.д.) 2 заметки о вашем классе в газету:
    1. О том, что является примером для других
    2. О том, чему не следует подражать

2 тур. Александр Волков «Семь подземных королей»

Отборочная игра

  • Почему Гуррикап решил поселиться в уединении? (Надоели просьбы и благодарности людей.)
  • На чем пахали люди в пещере по началу и потом? (На себе, на шестилапых.)
  • Как измерялось время в подземном королевстве? (По песочным часам.)
  • Почему Гудвина приняли за чародея? (Спустился с неба.)
  • Сколько лет не умывалась Бастинда? (500)
  • Кто принес послание от Страшилы в подземное царство? (Дуболомы.)
  • Чем питались Элли и Фред в подземной пещере? (Сырой рыбой.)
  • Что должна была сделать Элли, чтобы ее отпустили из страны рудокопов? (Вернуть усыпительную воду.)
  • Как Элли вернулась домой? (На драконе.)

Конкурсная игра

Для проведения игры:

  • командам иметь цветные карандаши, фломастеры, краски (на выбор);
  • болельщикам – фломастеры 7 цветов, клей;
  • организатору – 2 набора геометрических фигур, 4 листа бумаги.

1 уровень (каждый ответ оценивается в 5 баллов.)

  • Почему Гуррикап не видел людей? (Он большой, а люди маленькие.)
  • За что Бофиро попал в пещеру? (За то, что поднял руку на отца.)
  • Чьи это лакомства: лягушки, пиявки, пауки? (Гигнемы)
  • Как Руф Билан оказался в подземной стране? (Убегал от Дровосека.)
  • Кто строил мост через волшебную реку? (Бобры и обезьяны.)
  • Что сделало из Дуболомов хороших работников? (Новые лица.)

2 уровень (10 баллов)

  • Почему, на ваш взгляд, Бофиро и его люди покорно стали жить под землей? (Считали, что заслужили наказание.)
  • Что обнаружили дети на стенах пещеры, и как им это потом помогло? (Бриллианты. Они снижали действие усыпительной воды.)
  • О ком это: «Не то, чтобы он был ленив или глуп, а просто ему не везло в жизни. За какое бы дело он не брался, у него ничего не получалось»? (Гудвин.)
  • О ком это? «Пещера ему не нравилась. Он подозрительно нюхал воздух и ворчал»? (Тотошка.)

Каждой команде по 1 простому вопросу и по1 вопросу «Кто это».

3 уровень (15 баллов)

  • Что служило сырьем для светильников? Как их делали? (Шерсть шестилапых, вымачивали в воде, воду выпаривали, порошок смешивали с рыбьим клеем и намазывали деревянные шарики.)
  • Что такое «7 хитрых замыслов»? (Усыпить конкурентов.)
  • Как в подземной стране избавились от господ? (Усыпили и перевоспитали.)
  • Что стало убежищем для Страшилы в стране рудокопов и почему?
  • Что это: «Эта неизмеримая вышина, где клубились золотисто-розовые облака, эта грустная осенняя даль с лесистыми холмами и разбросанными между ними деревушками. Этот город, смутно видневшийся вдали…»? (Страна рудокопов.)
  • Что это: «Над ними раскидывался свод. Тёмно-синий купол неба уходил в неизмеримую даль, и в этой дали светили мириады ярких точек – звезд»? (Волшебная страна.)

Каждой команде по 2 простых вопроса и по 1 вопросу «Что это».

Творческие задания

Творческие задания включают в себя 2 блока по 2 задания в каждом, т.е. по 1 заданию из блока для каждой команды. Пока команды выполняют задания, болельщикам дается своё задание.

1 блок

  • Нарисовать пещеру, которую люди увидели впервые (ровная поверхность, кое-где холмы, поросшие лесом, в середине круглое озеро).
  • Нарисовать драконов и шестилапых.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ:

Командам болельщиков выдается одинаковый набор геометрических фигур белого цвета, фломастеры 7 цветов, клей, листы бумаги. (Количество фигур рассчитано на «постройку» семи башен.)

Сконструировать замок 7 королей (7 башен, 7 цветов радуги).

2 блок

  • Придумать свой проект светильника.
  • Придумать проект использования пещеры рудокопов.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ:

Придумать для соперников 3 вопроса по книге.

3 тур. Николай Носов «Незнайка в Солнечном городе»

Отборочная игра

  • О чем говорили Незнайка и Кнопочка? (О сказках.)
  • На чем работало автомобиль Незнайки? (На газводе.)
  • Кто такой Автомобильный путешественник Незнам Незнамович? (Незнайка.)
  • Срок самого большого наказания в Солнечном городе? (15 суток.)
  • В каких коротышек превратились ослы? (В ветрогонов.)
  • Как найти своего солнечного братца? (Поменяться рукавичками.)
  • Как Незнайка потерял волшебную палочку? (Отобрала обезьяна, когда он ее дразнил.)

Конкурсная игра

Для проведения игры:

  • командам иметь цветные карандаши, фломастеры, краски (на выбор);
  • болельщикам – фломастеры или цветные карандаши;
  • организатору – листы бумаги для творческих заданий.

1 уровень (каждый ответ оценивается в 5 баллов)

  • Что надо сделать, чтобы появился волшебник? (3 хороших поступка подряд.)
  • К чему привык Незнайка, пока делал хорошие поступки? (Умываться по утрам.)
  • Когда волшебная палочка теряет свою силу? (3 плохих поступка подряд.)
  • Чьи это правила: «Никогда не умываться, ничему не удивляться» (Пачкуле.)
  • Кто прозвал Пачкулю Пестреньким? (Циркуль.)
  • Почему город назывался Солнечным? (Хорошая погода и всегда светит солнце.)

2 уровень (10 баллов)

  • При помощи чего в Солнечном городе разгоняют тучи? (Волшебный порошок.)
  • Для чего у домов лежали коврики? (Чтобы по ним спускаться вниз по желобу.)
  •  Каких театров было особенно много в С. Городе? (Кукольных.)
  • Сколько надо машин, чтобы вспахать все поля? (10)
  • О ком это :«Они увлекались чтением до такой степени, что иногда даже не ходили в театр, кино, не слушали радио и не смотрели телевизора, а вместо этого сидели и читали какую-нибудь интересную книжку»? (Листик и Буковка.)
  • О ком это? «Да такая, вроде тебя. Тоже все время упрекает меня. Говорит, что хочет, чтоб я был лучше.» (Совесть.)

Каждой команде по 1 простому вопросу и по1 вопросу «Кто это».

3 уровень (15 баллов)

  • Для чего сеют одуванчики? (Корни – резина, стебли – волокна для тканей.)
  • На чем ездили в С. Городе? (Автолошадки, спиралеходы, реактивнае роликовые труболеты, гусеничные велосипеды и мотоциклы.)
  • В чем измеряется рост в Солнечном городе? (В ногтях.)
  • Что использовалось для освещения улиц? (Светящиеся краски.)
  • Кому не нужна волшебная палочка? (У кого ума достаточно.)
  • Что изобрела Селедочка? (Ракету.)
  • Что изобрела Фуксия? (Зимнее солнце.)
  • Как волшебник решил вылечить ветрогонов? (Напишет, что они берут пример с обычных ослов.)
  • Какое изобретение с фабрики телевизоров и радиоприемников сейчас появилось у нас? (Жидкокристаллическая панель.)
  • Кому принадлежат слова: «Сейчас вам будет крышка»? (Шахматному автомату Крышке.)

Творческие задания

Творческие задания включают в себя 2 блока. В первом блоке по 1 заданию для каждой команды, во втором блоке одно и то же задание для каждой команды. Пока команды выполняют задания, болельщикам дается своё задание.

1 блок

  • Нарисовать архитектурный заповедник.
  • Нарисовать Веселый городок.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ:

Нарисовать жителя Солнечного города в натуральную величину (около 9 см).

2 блок

Придумать приключения Незнайки в стране рудокопов.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ:

Придумать, что бы вы сделали, если бы у вас была волшебная палочка?

4 тур. Астрид Линдргрен «Рони, дочь разбойника»

Отборочная игра

  • Что случилось с замком в ночь, когда родилась Рони? (В него ударила молния, и он раскололся пополам.)
  • Под какую песню засыпала Рони? (Под «волчью».)
  • Когда родился Бирк? (В ту же ночь, что и Рони.)
  • Где Рони познакомилась с Бирком? (У пропасти.)
  • Что принес Рони малыш Клип в Медвежью пещеру? (Хлеб, соль.)
  • Где провели зиму Бирк и Рони? (У себя дома.)
  • Кто победил в «Медвежьих боях»? (Маттис, отец Рони.)

Конкурсная игра

Для проведения игры:

  • командам иметь цветные карандаши, фломастеры, краски (на выбор);
  • болельщикам – фломастеры или цветные карандаши;
  • организатору – листы бумаги для творческих заданий.

1 уровень (каждый ответ оценивается в 5 баллов)

  • Кого встретила Рони, когда первый раз пошла в лес? (Серых гномов.)
  • Кто поселился в Северной башне? (Разбойники Борки.)
  • Чем Рони занималась зимой в подземелье? (Разбирала завал.)
  • Из-за чего поссорились Рони и Бирк в Медвежьей пещере? (Нож.)

2 уровень (10 баллов)

  • Когда серые гномы становятся опасными? (Когда их боятся.)
  • Кто занял Медвежью пещеру, когда Рони и Бирк ходили в лес? (Серые гномы.)
  • О ком это: «…был явно очень сильный, тут ничего не скажешь. Ростом, правда, не вышел, зато какой широкоплечий и крепкий! Его рыжие волосы торчали во все стороны»? (Борка.)
  • О ком это: «Его гладкие рыжие волосы были подобны шлему из красной меди. Горделивая посадка головы, длинная шея, прямые плечи…»? (Бирк)

Каждой команде по 1 простому вопросу и по1 вопросу «Кто это».

3 уровень (15 баллов)

  • Какие существа жили в лесу? (Тюхи, друды, серые гномы, черные тролли.)
  • Что надо делать раньше, чем закукует кукушка? (Вытаскивать сеть.)
  • Что такое Водопадная жаба? (Валун.)
  • В чем поклялся Бирк на пиру после Медвежьих боев? (Что не будет разбойником.)
  • Какой секрет Рони рассказал Лысый Пер? (О серебряной горе.)
  • Когда Рони назвала Бирка братом? (Когда он помог ей выбраться из домика тюхов, в который она провалилась.)

Творческие задания

Творческие задания включают в себя 2 блока. В первом блоке по 1 заданию для каждой команды, во втором блоке одно и то же задание для каждой команды. Пока команды выполняют задания, болельщикам дается своё задание.

1 блок

  • Нарисовать друду.
  • Нарисовать серого гнома.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ:

Нарисовать замок Маттиса после грозы.

2 блок

Составить приглашение на пир в замок, «перевести» его на язык тюхов. (к каждому слову в конце добавляется «ханцы»)

ЗАДАНИЕ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ:

Придумать, как будут жить Рони и Бирк, когда вырастут?