Основные методы развития музыкального восприятия на уроках слушания музыки в ДМШ и ДШИ

Разделы: Музыка


Термин "музыкальное восприятие" в музыкальной педагогике имеет два значения. Одно, более емкое, понимается как естественное условие различных видов музыкальной деятельности детей на уроке - хорового пения, игры на музыкальных инструментах, музыкально-ритмического движения. Другое значение термина, более узкое, подразумевает слушание музыки: знакомство с музыкальными произведениями различных стилей и жанров, композиторами, исполнителями. При этом две стороны музыкального развития учащихся - восприятие и собственное творчество - неразрывно связаны и взаимно дополняют друг друга.

Развитие способности воспринимать музыкальные явления формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Поэтому, чем разнообразнее и активнее деятельность детей на уроке, тем больше условий для эмоционально-осознанного восприятия ими музыкального материала.

Самым благоприятным предметом для развития навыков музыкального восприятия в ДМШ и ДШИ является урок слушания музыки. А введение его в учебный план (с 1 по 3 класс) является необходимым и своевременным. В сущности, он должен стать неким подготавливающим этапом для изучения курса "Музыкальной литературы".

Главной целью предмета "Слушание музыки" является развитие музыкального восприятия, воспитание музыкальной культуры; приобщение детей к шедеврам мировой классики с самого начала обучения музыке.

Из цели музыкального обучения вытекают три основные задачи музыкального обучения на уроках "Слушание музыки":

1. Формирование эмоционального отношения к музыке на основе восприятия. У детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на классическую музыку, музыкальное чувство, тонкость эмоционального проникновения в образы звучащего материала; воспитывать желание слушать и исполнять музыку, способствовать развитию интереса к познанию классической музыки и сопоставлению ее с окружающей жизнью.

2. Формирование осознанного отношения к музыке. Учащемуся важно приобрести опыт осознанного восприятия произведений; уметь применять музыкальные знания; не только чувствовать, но и понимать музыку, характер музыкальных образов, логику их развития, приблизиться к осознанию идейной основы сочинения, жизненности его содержания.

3. Формирование деятельно-практического отношения к музыке не только в процессе ее восприятия, но и в процессе исполнения даже небольших фрагментов классических произведений.

Эффективность развития музыкального восприятия на уроках слушания музыки в значительной степени определяется применением преподавателем разнообразных методов обучения.

Остановимся на основных методах, использующихся в современном музыкальном образовании и способствующих развитию музыкального восприятия на уроках слушания музыки.

Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия) занимают ведущее место среди методов обучения. На уроках слушания музыки также особое место отводится живому слову преподавателя. В. В. Медушевский отмечал, что слово в музыкальной беседе должно быть откровением, вызывающим яркое эмоциональное отношение воспитуемых. Слово, если оно найдено удачно, во многом активизирует восприятие ребенка, способствует адекватному пониманию музыки, усиливает ценностно-ориентировочную деятельность учащихся.

Условно выделяют следующие этапы в организации процесса восприятия музыкального произведения:

- вступительное слово учителя;

- слушание произведения;

- беседа о прослушанном произведении;

- анализ произведения;

- повторное слушание.

Полезно предварять слушание музыки вступительным словом преподавателя - лаконичным, емким по содержанию, способным заинтересовать детскую аудиторию. Увлечь, заинтересовать ребенка, сфокусировать его внимание на "объекте" - первоочередное условие успешности музыкально-воспитательной работы, в частности развития способности восприятия. Результаты исследований отечественных ученых показали повышение активности, увеличение потенциала деятельности ребенка после предварительного эмоционального настроя.

Перед тем как познакомить детей с новым музыкальным произведением, можно коротко рассказать им о композиторе, о каких-то интересных эпизодах его биографии, об обстоятельствах, связанных с созданием данного произведения (тем более если они содержат в себе нечто примечательное, способное вызвать внимание и интерес). Полезно дать детям "творческое" задание (например, определить характер музыки, пояснить, о чем она рассказывает, что изображает, сравнить две пьесы, найти разницу между ними и т.д.). Если учащиеся в ходе обсуждения прослушанной музыки вступают в диалог, у преподавателя есть основания рассматривать это как свой успех, как достижение в работе. Любые диалоги, диспуты по поводу того или иного художественного явления должны поощряться, поддерживаться; именно диспуты, если они достаточно содержательны, способствуют формированию собственного мнения, учат опираться на личную позицию, вырабатывать свое отношение к музыкальному (и не только музыкальному) материалу.

Для большей полноты и адекватности восприятия важна роль теоретического компонента в обучении, который постепенно расширяется и пополняется.

Анализируя с детьми особенности музыкального произведения, уместно задать им ряд вопросов и заданий. Например, какие ассоциации возникли у детей в процессе слушания; какими средствами музыкальной выразительности был создан образ? и т.д.

Различные задания перед прослушиванием музыки значительно активизируют внимание и интерес учащихся младших классов.

В организации восприятия музыки детьми выделяют ряд методических приемов, способствующих активизации процесса слушания. К таковым относятся:

- ритмопластика. Так, с целью осознания жанровых особенностей музыки учащимся предлагаются задания промаршировать или движением корпуса и кистей пластически выразить сущность вальса;

- сравнение или контрастное сопоставление музыки;

- графическое изображение мелодии;

- составление музыкальных коллекций, подбор музыкальных произведений учащимися класса на какую-то доступную, увлекательную для них тему;

- использование содружества различных видов искусств.

Д.Б. Кабалевским был предложен ряд методов, активизирующих развитие осознанности восприятия музыки детьми.

Метод размышления о музыке направлен на личностное, творчески индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей. Его использование подразумевает выбор проблемы преподавателем и предъявление ее для самостоятельного решения учащимся. Важно, чтобы решение новых вопросов приобретало форму кратких собеседований педагога с детьми. В каждом таком собеседовании должны наглядно ощущаться три неразрывно связанных момента: первый - четко сформулированная преподавателем задача; второй - постепенное совместно с учащимися решение этой задачи; третий - окончательный вывод, сделать который должны сами учащиеся. Столкновение мнений, по мысли автора, вызывает "творческий конфликт", который приводит к открытию новых, точнее, к осознанию давно уже известных, но ранее не осознававшихся истин.

Метод забегания вперед и возвращения к пройденному позволяет устанавливать преемственные связи между темами программы, формируя целостное представление о музыке у учащихся. При этом предусматривается установление связей на трех уровнях: между годами обучения, между темами четвертей, между музыкальными произведениями. Преимущества этого метода заключаются в том, что освоение новой темы на уже знакомом материале становится более легким; пройденный материал поднимается на более высокий уровень новой темы, на уровень большей сложности и большей содержательности; устанавливаются связи между различными музыкальными явлениями.

При ознакомлении учащихся младшего возраста с более сложными образцами "взрослой" музыки, Ю.Б. Алиев рекомендует использовать прием "парного восприятия" [1]. Он состоит в том, что к каждому более трудно воспринимаемому классическому произведению подбирается аналогичная по настроению несложная детская пьеса, содержание которой тщательно разбирается с детьми, и когда они "войдут" в настроение пьесы, им предлагается послушать уже "серьезное" произведение. Этот прием облегчает восприятие более сложного материала.

В силу звуковой природы музыкального искусства широко используется на уроках слушания музыки наглядно-слуховой метод, предполагающий демонстрацию музыкальных произведений, как в живом звучании, так и с использованием аудио- и видеозаписей, что позволяет детям познакомиться с тембрами различных инструментов, исполнителями. Так, например, использование фрагментов из кинофильмов помогает ощутить конкретную эпоху создания того или иного произведения, а демонстрация видеофильмов опер и балетов способствует восприятию этих жанров как синтетических видов искусства. Однако в целях активизации музыкального восприятия учащихся все же предпочтительнее непосредственное, "живое" исполнение музыки учителем. Первоочередное условие при этом - хорошее, профессиональное исполнение преподавателя.

Чтобы учащиеся лучше запомнили музыкальное произведение, оно должно быть повторено. Преподаватель не должен бояться лишний раз повторить музыкальное произведение: детям нравится по нескольку раз слушать понравившуюся им музыку. При этом у них углубляется восприятие, возникают новые структурно-смысловые связи в явлениях музыкального искусства. Повторение можно проводить в игровой форме - викторины, концерта.

В музыкально-педагогической практике широко применяется и наглядно-изобразительный метод. Так, многие преподаватели с успехом используют в качестве своего рода аналогов к музыкальным произведениям репродукции картин известных живописцев, главным образом тех полотен, которые совпадают по своему эмоциональному тонусу и художественной образности с содержанием музыки. Такие иллюстрации, если они подобраны удачно, разумеется, оказывают влияние на процесс музыкального восприятия, оживляя и усиливая его. Схожие функции выполняют и рисунки детей о музыке и под музыку. Подобный метод работы содержит в себе "азы", зачатки так называемых межпредметных связей, весьма актуальных и действенных именно в "педагогике искусства".

Метод создания художественного контекста, направленный на развитие музыкальной культуры учащихся через "выходы" за пределы музыки в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы, создание богатой художественно-педагогической среды предлагает Л.В.Горюнова. Данный метод дает возможность представить музыку в богатстве ее разнообразных связей, понять сходство и отличие от других искусств, других сфер общественного сознания.

Методом, активизирующим восприятие является такая форма деятельности как игра на простейших музыкальных инструментах - детских ксилофонах, металлофонах, звоночках, треугольниках, ударных инструментах (типа бубна и барабана), гармониках и др. К числу музыкантов-энтузиастов, в свое время убежденно пропагандировавших этот вид учебно-воспитательной деятельности, по справедливости относят К. Орфа, успешно разрабатывавшего подобный метод приобщения детей к музыкальной культуре.

Урок слушания музыки дает необозримый простор для применения различных приемов и способов преподавания, методических "подходов" к учащимся. Для формирования полноценного активного музыкального восприятия детей в основе работы преподавателя должны лежать методы и приемы как словесного показа, пояснения материала, так и непосредственного участия детей в музыкальной деятельности. Все зависит от профессионализма, творческой фантазии и изобретательности преподавателя-музыканта. Если ему удастся вызвать интерес учащихся и поддерживать его в течение нужного времени, необходимые предпосылки для успеха будут созданы. Интерес к занятиям поднимает эмоциональный тонус обучающихся; в свою очередь эмоции удваивают, утраивают силу и яркость восприятий.

Список литературы

  1. Алиев, Ю.Б. Настольная книга учителя музыканта / Ю.Б. Алиев. - М.: ВЛАДОС, 2000.-336 с.
  2. Белобородова, В.Г. Музыкальное восприятие школьников / В.Г.Белобородова. - М.: Педагогика, 1975. - 506 с.
  3. Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л. Бочкарев. - М.: Изд-во Институт психологии РАН, 1997. - 352 с.
  4. Иванченко, Г.И. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы / Г.И.Иванченко. - М.: Смысл, 2001. - 264 с.
  5. Медушевский, В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки / В.В.Медушевский // Восприятие музыки. - М., 1980. - с. 178-194.
  6. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов / М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова. - М.: Академия, 2001 - 368 с.
  7. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студ. и препод. / В.И. Петрушин. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 384 с.
  8. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1972. - 383 с.