Альманах "Наша древняя столица". Внеклассное мероприятие по истории

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цель представленного альманаха – сформировать образное представление о возникновении, росте и усилении Москвы, которая в течение веков из маленького безвестного городка на окраине Владимиро-Суздальской земли превратилась в столицу самостоятельного сильного княжества, центр объединения Руси.

В мероприятии показана столица Русского государства как центр ремесла, торговли, культуры. Для этого подобран материал истории строительства Московского Кремля, явившегося образцом оборонительного сооружения (крепости). Одновременно Кремль и памятники архитектуры на Красной площади представлены как замечательные произведения русского зодчества.

Задачи альманаха – довести до сознания учащихся, что своим усилением Москва обязана созидательному труду народа.

Представленные картины жизни и труда древних москвичей воспитывают у учащихся уважение к славному прошлому нашей Родины.

Автор альманахаКолесникова Елена Васильевна, учитель истории МОУ “Лицей № 6” города Курска. 2011 – 2012 учебный год.

Оформление: компьютерная презентация.

Музыкальное М.П. Мусоргский. “Рассвет на Москве-реке”; оформление: П.И. Чайковский. Музыка из балета “Щелкунчик”.

Звучит музыкальное вступление “Рассвет на Москве-реке”.

1 чтец.

Москва – река, тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Ты б рассказала нам о том,
Как люди начали селиться.
За тыном – тын, за домом – дом
Росло на берегу твоём
Начало будущей столицы.
Ты отражала в глади вод
Тот первый Кремль и город новый,
Что строил русский наш народ
Под первою стеной сосновой…
Вот этот первый городок
На перекрёстке всех дорог.

2 чтец. Город начинает существовать для нас с того времени, как мы впервые услышали его имя, хотя он мог существовать задолго до того, как мы о нём узнали. Так было и с Москвой. Никому не известно, с каких времён она существует, известно только, когда название “Москва” впервые упомянуто в летописях.

1 чтец. Как показывают археологические раскопки, поселения людей на той территории, где сейчас расположена Москва, существовали уже с середины I тысячелетия до н.э. Причём такие поселения были обнаружены по всему бассейну реки Москвы. А когда же появилось вполне определённое поселение, которое потом станет известным под именем “Москва”?

2 чтец. Впервые это название упомянуто в летописи под 1147 годом, где сообщается о том, что Владимиро-Суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил к себе в гости, в Москву своего союзника – князя Новгород-Северского Святослава Олеговича с сыновьями Святославом и Олегом. Святослав послал к Юрию вперёд себя сына Олега с подарком для князя – шкурой барса. Юрий очень обрадовался прибытию дорогих гостей и принял их с большими почестями: устроив для них богатое угощение, и одарил ценными дарами и Святослава с сыновьями, и их дружину. А когда гости уезжали, он даже отправили с ними своего сына.

1 чтец. Начиная с 1147 года Москва упоминается уже практически во всех летописях. В 1176 оду в Москву принесли на носилках заболевшего в пути из Чернигова князя Михалка, в “Повести временных лет” под 1177 годом описано трагическое событие, когда рязанский князь Глеб по наущению своего тестя сжёг Москву.

В другой, тверской летописи, под 1156 годом сообщается, что “Князь Великий Юрий Владимирович заложил Москву в устье Неглинной выше реки Яузы”.

Судя по сохранившимся историческим документам, сведения из которых подтверждаются и археологическими раскопками, Москва как крепость существовала гораздо раньше того времени, когда здесь начал расти город. Когда археологи делали раскопки на территории Кремля и Зарядья, то обнаружили здесь остатки древней мостовой, которая относилась к XI веку. А это означало, что крепость, которая потом стала называться Кремль, существовала на 100 лет раньше Москвы и в ней уже были улицы.

3 чтец. Археологи узнают о многих сторонах жизни москвичей в древности, в том числе и о том, что было у наших предков на столе.

Рожь, ячмень, пшеница, овёс, гречиха – из их зёрен мололи муку, делали крупу. Главной пищей москвичей были каши. Ячмень шёл на изготовление пива, из ржи делали квас.

Трудно поверить, но в те далёкие времена москвичи ничего не знали о чае, который появился гораздо позднее. Пили квас и сбитень – горячий напиток на меду и травах.

“Перебиваться с хлеба на квас” – так издавна говорили о бедняках. А ещё на их столе часто бывала “тюря” – в квас крошили лук, хлеб, солили, добавляли масло.

В Москве было много садов, в которых выращивали фрукты. Очень любили горожане овощи. “Проще пареной репы” – это выражение подсказывает, какое овощное блюдо готовили чаще всего. Кроме того, на огородах москвичей росли морковь, горох, лук, тыква, свёкла. На зиму капусту квасили, а огурцы солили в больших деревянных кадках.

А вот картошка, как и чай, до Москвы тогда ещё не дошла.

Конечно, были в Москве и мясо, и молоко. Из последнего делали творог, сыр, масло, сметану.

Не забудем и о рыбе, которой была полна Москва-река. Блюда из неё были любимыми на столе любого жителя древнего города.

4 чтец. Многие слободы Москвы XVI в. ничем не отличались от деревень. Улицы пролегали то меж покосившихся деревянных заборов, то меж простецких ивовых плетней. Из курных изб вырывались сизые столбы дыма. Избушки крыли тёсом, дранью, соломой…

Многими слободами была окружена главная, центральная часть Москвы.

И каждую слободу населяли люди по преимуществу одного ремесла.

В Серебрянической слободе мастера выделывали золотую и серебряную посуду для великокняжеского стола.

В Кожевниках ремесленники мяли кожи. Там купцы закупали сапожный товар: подошвенную кожу, сафьян.

Хамовники и Кадаши готовили для дворцового обихода тонкое полотно на бельё, скатерти, полотенца.

В Садовниках каждый дом был окружён фруктовым садом, а за садами, у берега Москвы-реки, раскинулись огороды.

Москва не была княжеской вотчиной, хотя многие тысячи её жителей обслуживали государевы нужды. Москва была столицей обширного государства, которому она дала своё имя (иностранцы называли русское государство Московией). Москва устанавливала порядок в стране, обеспечивала ей безопасность. В Москве были приказы, ведавшие государственными делами; московские гости торговали со всеми областями большого царства и с другими странами.

5 чтец. В старину Москву называли белокаменной. Это поэтичное название столицы России пришло к нам из глубины веков, и теперь уже точно никто не скажет, кто первый назвал Москву белокаменной. Известно, что великие князья и бояре любили строить свои дома и церкви из белого камня или украшать их белокаменными фигурами. Так что в древней Москве сооружения из белого камня были не редкостью. Свою лепту в это название мог внести и Московский Кремль. В начале кремлёвская стена представляла собой обычный частокол, в 1389 году Кремль был обнесён рубленой дубовой стеной, которая при великом князе Дмитрии Донском с 1363 года была заменена невысокой каменной стеной, а впоследствии – мощной белокаменной.

6 чтец. Со временем город разрастался, и, чтобы защитить его от набегов вражеских соседей, необходимо было строить новые укрепления. С этой целью вокруг города копали глубокие рвы. Один из них проходил от Кучкова поля до реки Неглинной, которая теперь полностью находится под землёй.

В XVI веке вдоль всего рва была возведена стена, её основание тоже частично было сложено из белого камня, а постройки внутри неё именовались Белым городом. Спустя 200 лет стена Белого города была снесена, и сам Белый город перестал существовать. На его месте было разбито десять бульваров, которые полукольцом огибают Москву до сих пор. Теперь о бывшей стене Белого города напоминают современникам только названия ворот, которые в те времена находились в местах пересечения города с главными дорогами, ведущими от Кремля. Сейчас ворот никаких нет, а названия остались – Никитские ворота, Покровские, Мясницкие…

5 чтец. Приверженность к белому камню сохранилась в Москве и в более поздние времена. Так, при строительстве шатрового верха Спасской башни Кремля в 1625 году её украсили белокаменными человеческими фигурами.

Сейчас в Москве зданий из белого камня не строят, но название “Москва белокаменная” живёт и, надо полагать, останется навсегда, как память о прошедшем.

Звучит музыка из балета П.И. Чайковского “Щелкунчик”. На её фоне

6-й чтец читает:

6 чтец.

Москва! Москва!.. Люблю тебя как сын,
Как русский – сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль, зубчатый, безмятежный.

7 чтец. Московская Красная площадь. Это место знает каждый человек на земле. Красная площадь – центр нашей столицы, центр России. Вся история Москвы неразрывно связана с Красной площадью.

Почему же эта площадь называется Красной? По этому поводу существует несколько мнений. Одно из них: “Красная” – значит “красивая”. Другое мнение разделяют люди, что Красная площадь получила своё название по торговым рядам, которых было много в древние времена и которые назывались красными.

Большинство историков сходятся в одном: эта площадь называется Красной потому, что была она всегда самой красивой, большой и главной в жизни Москвы.

В древнерусском языке слово “красный” употреблялось, когда говорили о чём-то красивом, лучшем. До сих пор всем знакомы такие выражения, как “красная девушка” – красивая девушка, “красный угол” – лучший угол, убранный иконами.

8 чтец. Красная площадь появилась в конце XV века, а точнее в 1493 году, когда великий князь Иван III приказал снести деревянные постройки вокруг Кремля. Они часто горели и представляли большую опасность. С тех пор эта территория с восточной стороны Кремля становится торговой площадью. Со временем вокруг неё построили большие красивые здания, и она стала называться Троицкой площадью, по названию церкви Святой Троицы, которая стояла на том месте, где сейчас находится Собор Василия Блаженного.

Здесь мятежники собирали недовольный властями люд, здесь же и великие князья московские, а позже и цари, чинили расправы над мятежниками. Так, в 1698 году на Лобном месте по указу Петра I были казнены мятежные стрельцы. На Красной площади зачитывались царские указы, собирались бояре для решения государственных вопросов. На Красной площади проходили различные мероприятия, связанные с коронацией царей, сюда возвращались воины, чтобы отпраздновать победу. Так, в 1612 году, сюда, на Красную площадь, во главе народного ополчения въехали Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский – руководители освободительной войны русского народа против польских захватчиков.

9 чтец. Подлинным украшением Красной площади является Собор Василия Блаженного, который был построен в 1551 – 1561 годах русскими архитекторами Бармой и Постником по велению царя Ивана Грозного в честь победы русского войска над Казанским ханством. Барма и Постник возвели по-народному яркий и торжественный памятник, который должен был увековечивать память о тех, кто погиб в этом военном походе.

Сказочно затейливый силуэт, невиданно нарядный убор давно создали легенды о строителях собора. Вот одна из них.

После того, как собор был закончен, царь Иван Грозный призвал к себе зодчих и спросил их, могут ли они построить храм ещё лучше, ещё краше этого. Барма и Постник ответили, что они могут это сделать. Грозный царь не захотел, чтобы ещё где-нибудь было здание, которое затмило бы Покровский собор. Он приказал ослепить замечательных мастеров. Эта легенда послужила темой для прекрасной поэмы Дмитрия Кедрина “Зодчие”.

(Отрывок из поэмы звучит на фоне музыки из балета

П.И. Чайковского “Щелкунчик”).

10 чтец.

Как побил государь
Золотую Орду под Казанью,
Указал на подворье своё
Приходить мастерам.
И велел благодетель, –
Гласит летописца сказанье, –
В память оной победы
Да выстроят каменный храм!
И к нему привели
Флорентийцев,
И немцев,
И прочих
Иноземных мужей,
Пивших чару вина в один дых!
И пришли к нему двое
Безвестных владимирских зодчих,
Двое русских строителей,
Статных,
Босых, молодых.
– Смерды!
Можете ль церкву сложить
Иноземных пригожей?
Чтоб была благолепней
Заморских церквей, говорю?
И, тряхнув волосами, ответили зодчие:
– Можем!
Прикажи, государь! –
И ударились в ноги царю.

Мастера выплетали
Узоры из каменных кружев,
Выводили столбы
И, – работой своею горды, –
Купол золотом жгли,
Кровли крыли глазурью снаружи
И в свинцовые рамы
Вставляли чешуйки слюды.
И уже потянулись
Стрельчатые башенки кверху,
Переходы,
Балкончики,
Луковки да купола.
И дивились учёные люди, –
Зане эта церковь
Краше вилл италийских
И пагод индийских была.

И спросил благодетель:
А можете сделать пригожей,
Благолепнее этого храма
Другой, говорю? –
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
– Можем!
Прикажи, государь!
И ударились в ноги царю.

И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его
Церковь
Стояла одна такова.
Чтобы в Суздальских землях
И в землях Рязанских
И прочих
Не поставили лучшего храма,
Чем храм Покрова!
Соколиные очи
Кололи им шилом железным,
Дабы белого света
Увидеть они не могли.
Их клеймили клеймом,
Их секли батогами, болезных,
И кидали их
Тёмных,
На стылое лоно земли.
И стояла их церковь
Такая, что словно приснилась,
И звонила она,
Будто их отпевала навзрыд,
И запретную песню
Про страшную царскую милость
Пели в тайных местах
На широкой Руси
Гусляры!

(Выходят 11-й, 12-й, 13-й чтецы).

11 чтец. Испокон веков русский народ называл Москву матушкой. Когда с огнём и мечом на Русь надвигался враг, собирала Москва войско – шли к ней ото всюду отряды и полки. Сюда, к Москве, к Кремлю, спешили они, чтобы вместе ударить по иноземным захватчикам.

Давным-давно стоит Кремль. Многое видели его стены, которым уже более 500 лет. А вот башни Кремля появились при Иване III.

Во все времена главной башней была Спасская. Бой её курантов слышит по радио каждый день вся планета. В 1625 году на Спасскую башню установили часы с циферблатом небесно-голубого цвета. Стрелка была неподвижна, а сам циферблат вращался. Затем Пётр I заказал в Голландии другие часы, с “колокольной музыкой”. Те часы, которые мы видим сейчас, были изготовлены в Москве в середине XIX века.

Следующая башня Кремлёвской стены – Сенатская. До 1917 года в здании за этой башней размещался Сенат – высший суд.

Мощная угловая башня – Арсенальная. Стены у неё плоские, восьмигранные. За ней находился арсенал (здание, где хранили оружие и воинское снаряжение). Стены её очень толстые – 4 метра. В 1812 году французы попытались взорвать башню вместе с арсеналом, но сама башня устояла.

Самая высокая башня Кремля – Троицкая. Её высота вместе со звездой –

80 метров. К воротам башни ведёт арочный мост. Сохранилась здесь и Кутафья башня. Она обороняла вход на мост. Кутафью башню окружал ров, а с берега на неё можно было попасть по подъёмным мостам – они спускались с боковых сторон башни.

12 чтец. Позади Оружейной башни расположен один из музеев Кремля – Оружейная палата. Многое в этом музее связано с русской историей. Боевой шлем князя Ярослава Всеволодовича (XIII в.); кольчуга Ермака Тимофеевича (дар Ивана Грозного); сабли Минина и Пожарского.

Высокая проездная башня – Боровицкая. Она напоминает ступенчатую пирамиду. Построена башня в 1490 году. Когда-то здесь рос сосновый бор – отсюда и название башни.

А вот круглая угловая башня. Стоит она на берегу Москвы-реки, называется – Водовзводная. В 1633 году в ней установили машину, которая подавала в Кремль воду. По свинцовым трубам текла вода к царскому дворцу.

Южная сторона Кремля проходит вдоль берега Москвы-реки. Здесь расположены Благовещенска, Тайницкая, первая и вторая Безымянные башни, Петровская. За ними стоит круглая угловая башня – Беклемишевская. Она отважно защищала брод через реку и переправу, первая давала отпор врагу. В её подвале имелся тайник. Из него можно было совершать неожиданные для неприятеля вылазки, наблюдать за подкопами.

13 чтец. Через Константино-Еленинскую башню в 1380 году на битву с Золотой Ордой выступило войско Дмитрия Донского.

В Набатной башне висел колокол весом в 150 пудов. Его отлил в 1714 году Иван Моторин, мастер, отливший и знаменитый Царь-Колокол.

Последняя Кремлёвская башня – Царская. Она самая “молодая”. Выстроена она в 1680 году. Точнее сказать, это не башня, а каменный теремок, поставленный прямо на стену. Маленький восьмигранный шатёр опирается на четыре каменных столба, схожих с кубышками.

Вот и закончился наш путь. Мы совершили путешествие в старинную Москву: заглянули вглубь веков, побывали на Красной площади, обошли вдоль стен весь Кремль. Недолго длилось путешествие, но в какие давние времена мы смогли сегодня заглянуть!

Выходят 14 и 15 чтецы.

14 чтец. Наверное, нет такого человека, который бы, приехав в Москву, не побывал на Красной площади.

Эта площадь у всего мира на виду, и каждый день можно встречать здесь людей, говорящих на разных языках, живущих за многие тысячи километров друг от друга. Как же не взглянуть на таинственный Кремль, как не побывать у этих древних стен, о которых писали великие мастера слова – Пушкин и Толстой, Ромен Роллан и Лермонтов.

Но с особым чувством приходят сюда русские люди, приходят, чтобы ощутить её простор, подышать её воздухом, постоять рядом с ковровыми кремлёвскими стенами, услышать серебряный перезвон курантов Спасской башни.

У нас должна быть хорошая, крепкая память. Обязательно крепкая. Мы должны помнить всё: и хорошее, и плохое. Если мы забудем хорошее, не сможем добиться лучшего в жизни. Если забудем плохое, то обязательно повторим ошибки прошлого.

Бьют часы на Спасской башне. Их голос слышит вся Россия!

15 чтец. Мы только начинаем входить в эту жизнь. И нам предстоит многое узнать, многое построить, создать, изобрести. Но каждому дому нужен фундамент, каждой ракете – стартовая площадка. Каждому человеку в жизни – твёрдая опора.

Мы не первыми появились на этой земле. И до нас много лет назад люди жили, мечтали, строили, растили детей, сражались с врагами. Мы приняли у них недоделанные дела, неосуществлённые проекты. Но мы взяли у них и всё, чего они достигли, получили готовыми знания и опыт, которые достались им великим трудом в многолетних поисках.

И после нас будут жить люди, будут продолжать наши дела и нас вспоминать добром, если сделаем мы это добро.

В этом вечном неиссякаемом потоке творчества, поисков, в заботе о будущем – смысл человеческой жизни.

14 чтец. Мы не случайно рассказали о Москве, о Красной площади. Ведь именно здесь сегодня в тугой узел сплетаются история с современностью, бьётся сердце нашей прекрасной России. Ведь именно здесь можно разговаривать с древними камнями о прошлом, настоящем и будущем.

Выходят участники “Альманаха” и исполняется стихотворение

Ф.Н. Глинки на фоне музыки.

1-й:

Город чудный, город древний
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы.

2-й:

Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах:
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!

3-й:

Исполинскою рукою
Ты как хартия развит,
И под сильною рукою
Стал велик и знаменит!

4-й:

На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных…
Это матушка-Москва!

5-й:

Кто, силач, возьмёт в охапку
Холм Кремля-богатыря?
Кто собьёт златую шапку
У Ивана-звонаря?..

6-й:

Кто Царь-колокол подымет?
Кто Царь-пушку повернёт?
Шляпы кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?!

7-й:

Ты не гнула крепкой выи
В бедовой своей судьбе;
Разве пасынки России
Не поклонятся тебе!..

8-й:

Ты, как мученик горела
Белокаменная!
И река в тебе кипела
Бурнопламенная!

9-й:

И под пеплом ты лежала
полоненною,
И из пепла ты восстала
Неизменною!..

10-й:

Процветай же славой вечной
Город храмов и палат!
Град старинный, град сердечный,
Коренной России град!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Рябцев Ю.С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт XI – XVII вв.: Учеб. Пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
  2. Три века Русской поэзии. Составитель И.В. Банникова, М.: Просвещение., 4-е изд. 1987.
  3. Чернявская Я.А., Регушевская Г.В. Детская литература: Хрестоматия. – М., Просвещение, 1980.
  4. Энциклопедия для детей: Т.5, ч.1 (История России и её ближайших соседей). – Сост. С.Т. Исмаилова. – М.: Аванта +, 1995.
  5. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. ч.1/Глав. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта +, 1997.
  6. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Российские столицы. Москва и Санкт-Петербург /Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта +, 2001.
  7. А.А. Данилов. Электронное приложение к учебнику “История 6 класс. Россия с древнейших времён до конца XVI века”. Издательство “Просвещение”, 2009.