Учебный кроссворд как средство интеллектуального развития. Из опыта работы

Разделы: Начальная школа


Кроссворд (crossword) – пересечение слов; интеллектуальная игра, ответы на вопросы при подборе слов в соответствующее количество пустых клеток таблицы (из словаря).

Кроссворд на уроке относится к занимательному материалу. Он разнообразит учебную деятельность, привлекает внимание учащихся, позволяет проверить конкретные знания по теме. Но, помимо этого, кроссворд может выполнять развивающие функции:

кроссворд учит анализировать заданный вопрос, отбирать учебный материал на конкретный вопрос или загадку,

развивает читательскую компетентность, грамотность, логическое мышление, память, внимание, воображение,

учит взаимодействию в группе, развивает чувство ответственности за свою работу,

самостоятельность,

повышает интерес к учебному предмету,

при самостоятельном составлении развивает творческие способности, связную письменную речь,

повышает информационную компетентность.

При использовании предлагаемой методики использования кроссвордов в учебной деятельности были отмечены успехи в интеллектуальном развитии учащихся класса компенсирующего обучения общеобразовательной школы.

Работа с кроссвордами в основном проводилась на уроках окружающего мира по учебникам А.Плешакова. Из 9 учеников вновь сформированного 3-го класса ККО только один умел разгадывать детские кроссворды. Остальные отказывались отвечать, т.к. эта работа казалась трудной.

Учащимся была предложена следующая методика работы с кроссвордами.

1 этап. Коллективное разгадывание кроссвордов из 5 слов с короткими конкретными вопросами.

2 этап. Постепенное увеличение количества слов в кроссвордах.

3 этап. Включение в вопросы загадок.

4 этап. Индивидуальное разгадывание кроссворда с коллективной проверкой.

5 этап. Индивидуальное разгадывание на оценку.

6 этап. Знакомство с правилами составления кроссворда. Коллективное составление кроссворда под руководством учителя.

7 этап. Самостоятельное составление кроссворда с заданными словами.

8 этап. Самостоятельное составление кроссворда на определенную тему по тексту учебника.

9 этап. Использование ученических кроссвордов на уроках.

10 этап. Знакомство с различными видами кроссвордов.

Опыт работы показал, что первичная коллективная работа с кроссвордами сняла у учащихся неуверенность в себе и помогла ориентироваться в тексте учебника. Постепенно появилось желание узнать о правилах составления кроссворда. К концу 3-го класса семь учащихся попробовали свои силы в составлении кроссворда из 4-5 слов, испытывая затруднения в формулировке вопросов к подобранным словам.

В 4-ом классе все учащиеся стали составлять небольшие кроссворды по окружающему миру и литературному чтению, что явно свидетельствует о повышении их интеллектуального уровня.

Кроссворды по окружающему миру.

3 класс. Учебник «Мир вокруг нас» А.Плешакова, Е.Крючковой.

КРОССВОРД  1

Разнообразие растений

1. Вещество из растений и животных, которое придает почве темный цвет.
1. Нецветущее растение с длинными листьями, похожими на перья.
2. Растет во влажных местах, без корня, цветков, плодов.
3. Растение, живущее в воде.
4. Высокое хвойное дерево, очень любит солнце.
5. Подземная часть растений.
6. Необходимое условие для питания растений.
7. Часть растений, в которой образуются сахар и крахмал.
8. Хвойное новогоднее дерево.
9. Наука о растениях.

КРОССВОРД  2
Эта удивительная природа

  1. Как учёные называют гусеницу?
  2. Из чего появляются головастики?
  3. Как называется животное, которое питается животными?
  4. Что из семени прорастает вначале?
  5. Родственник кошки из «Красной книги».
  6. Животные, выкармливающие детёнышей молоком.
  7. Чем надо срезать грибы?
  8. Музей животных.
  9. Какие животные покрыты перьями?

Ответы. 1. личинка. 2. икра. 3. хищник. 4. корень. 5. тигр. 6. звери. 7. нож. 8. зоопарк. 9. птицы.

КРОССВОРД  3
Опорно-двигательная система

  1. Основное назначение скелета.
  2. Как надо сидеть за партой?
  3. Что приводит тело в движение?
  4. Что делает человека красивым?
  5. Из чего состоит опорно-двигательная система?
  6. Какие части организма защищает скелет?
  7. Какая часть скелета защищает внутренние органы?

Ответы. 1. опора. 2. прямо. 3. мышцы. 4. осанка. 5. скелет. 6. органы. 7. кость.

КРОССВОРД  4
Животноводство

1. Что состригают с козы?
2. Что изготавливают из хлопка и льна?
3. Высушенные кормовые травы.
4. Кто следит за здоровьем домашних животных?
5. Сочный корм для животных.
6. Где разводят пчел?
6. Где разводят рыбу?
7. Где разводят домашних птиц?

Ответы. 1. шерсть. 2. одежда. 3. сено. 4. ветеринар. 5. силос. 6. à пасека. 6. пруд. 7. ферма.

Литература
А.Плешаков, Е.Крючкова. Мир вокруг нас: учебник для 3 класса начальной школы.