Проект "Русская береза"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Приобщение детей к русской культуре, посредством экологического воспитания.

Задачи:

  • Воспитывать чувство прекрасного через общение с природой, прививать любовь к родной природе.
  • Развивать познавательный интерес, творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки. Расширять кругозор детей, знакомя с деревом - береза.
  • Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию. Активизация желаний искать разрешение проблемной ситуации. Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности.

Участники: Дети, педагоги, родители, музыкальный руководитель.

Вид проекта: Творческо-исследовательский.

Длительность: Долгосрочный.

Этапы работы:

Подготовительный.

  • Определение объекта изучения.
  • Сбор информации, подбор художественного слова и музыки.
  • Диагностика.

Основной - исследовательский.

  • Вхождение в игровую ситуацию.
  • Наблюдение за березой.
  • Изучение роста, развития и ухода за деревом. Объединение детей в рабочие группы.

Заключительный.

  • Презентация проекта "Полезное дерево".
  • Развлечение "Троицин день".

Схема работы по проекту "Русская берёза"

Разделы программы Виды детской деятельности
Игровая деятельность Хоровод: "Во поле берёзка стояла...". Дидактическая игра: " Такой листок лети ко мне", "Собери целое дерево", "Деревья и кустарники", "С какого дерева листок".

Кубики "Деревья".

Познавательное развитие Тематическое занятие: "Берёза - символ России".

Комплексное занятие: "Берёзовая береста и её использование".

Интегрированное занятие "Родное дерево обогреет и вылечит".

Экскурсия в ботанический сад.

Развитие речи Творческое рассказывание: "Где растет берёза".

Прослушивание и заучивание стихотворения "Где растет берёза".

Рассматривание картины.

Экскурсия в парк.

Беседа: "Что я знаю о берёзе".

Разучивание пословиц, поговорок.

Разгадывание кроссвордов.

Изобразительная деятельность Занятие - рисование.

Тема: "Кудрявая берёза", "Золотая берёза".

3анятие - конструирование.

Тема: "Объемное деревце", "Фенечки из бересты", "Макет - берёзовая роща".

3анятие - лепка.

Тема: " Берёза с подберёзовиками", "Зимняя берёза".

Экология 3анятие. Тема: "Ареал произрастания", "Берёза в симбиозе с животным и растительным миром", "Дальневосточная желтая берёза".

Ведение дневника наблюдения за берёзой.

Изготовление гербария.

Художественная литература Чтение рассказа.

Заучивание стихотворения: "Белая береза под моим окном:"

Загадывание загадок. Чтение пословиц, поговорок

примет.

Музыка Слушание грамзаписи.

Заучивание песен.

Хоровод: "Во поле береза стояла:"

Работа с родителями Родительское собрание. Доклад "Приобщение к русской культуре".

Консультация "Расскажи детям об исконно русской культуре".

Прогулка в лес, парк.

Совместное развлечение "Троицин день".

Папка передвижка "Читайте вместе с детьми о березе (загадки,стихи:)".

"Зеленая аптека".

Мастер класс "Берестушка"

Здоровье и физическое развитие Физкультурное развлечение "Осенний марафон"

Туристические походы с родителями в лес (рощу).

Эстафета "Будь здоров".

 Этапы работы над проектом "Русская берёза"

Мероприятия Этапы Дата проведения
Путешествие в летний лес (рощу) Цель: расширять знания о деревьях, воспитывать интерес. 1 Август
Беседа: "берёза в симбиозе с животным и растительным миром"

Цель: дать детям научные знания.

2 Сентябрь - ноябрь
Занятие "Русская берёза - как национальный символ русского народа" Цель: познакомить детей с художественными произведениями. 3 Октябрь
Экскурсия в музей имени Арсеньева. Тема: "Применение берёзы в старину, предметы обихода". 4 Декабрь
Познавательная беседа на тему: "Берёза строить и жить помогает".

Цель: познакомить детей с применением берёзы в наши дни.

5 Январь
Детская продуктивная деятельность. Цель: развивать у детей способность к созданию выразительного образа. 6 Октябрь - апрель
Прогулки в зимний парк. "Как зимуют деревья". 7 Январь
Вернисажи детских работ.

Цель: развивать у детей творческую деятельность.

8 Декабрь - май
Развлечение "Троицин день". 9 Июнь

Конспект занятия

Тема: "Спасем Березку"

Игровая мотивация: Рассказать детям как можно помочь лесу (берёзе).

Цель: Активизация мышления, речи в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации.

Задачи:

  • Развивать поисковую деятельность детей:
    • способствовать к определению задач на основе поставленной проблемы;
    • умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор.
  • Познакомить детей с внешним видом берёзы, подвести детей к выводу, что она растет в определенной среде.
  • Развивать эмоционально-чувственное восприятие природы, умение видеть, слышать.
  • Формировать желание бережного отношения к растениям.
  • Поддерживать интерес к звучащему слову, способствовать словотворчеству.
  • Развивать диалогическую речь.

Развивающая среда: иллюстрации, макет.

Ход занятия

Введение в игровую ситуацию.

В группу входит девочка (Имя). Девочка (Имя): "Здравствуйте, ребята! Я вчера была в роще и видела, как погибает молодая берёзка. Она мне сказала, что ей тяжело расти в грязной роще. Она может погибнуть. Как ей помочь я не знаю?"

Уточнение проблемы. Постановка задачи.

Воспитатель: "Ребята, поможем девочке (Имя)". Ответы детей.

Начнем сегодня мы с разминки. Поразмышляем не спеша! Нас ждет игра, "Четвертый лишний!"

Задание: Детям раздаются карточки, на которых нарисованы растения, ребёнок должен назвать лишнего представителя, объяснить свой выбор.

Карточки:

  • Береза, липа, дуб, водоросль, ива;
  • Груздь, подберезовик, лисичка, боровик, зонтик;
  • Куст смородины, вишня, виноград, мяч.

Поэтапное решение проблемы.

Воспитатель: "Дети, что нужно березке, чтобы она чувствовала себя хорошо?"

Дети: Чистый воздух, вода, солнечный свет, температура.

Воспитатель: В России растет дерево - берёза.... (рассказ).

Физ. минутка: "Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише... Деревцо всё выше, выше!"

Работа с карточками.

"Что ты знаешь о берёзе?"

  • строение (корень, ствол, ветки, листья, семена),
  • место произрастания (по всей территории России),
  • виды берёз,
  • условия произрастания (свет, тепло, вода).

Воспитатель предлагает рассмотреть (слайды) картины с берёзами. Дети читают стихотворение.

Поэтапное решение проблемы.

Воспитатель: "Дети, как необходимо помочь берёзе? Что мы будем делать? Какие у вас есть варианты, предложения? Как нам узнать?"

Рисование берёзовой рощи: рисование ствола, веток, листьев, семян.

Мастер - класс

Тема: Кукла " Берестушка".

Цель: Приобщать детей к традициям русского народа, познакомить с изготовлением и обрядового значения куклы берестушки.

Материал:

  • Березовое полено
  • Лоскут белой ткани 40х40см.
  • Лоскут цветной ткани на платок 30х30см.
  • Лоскут цветной ткани на платье 40х40см.
  • Нитки зеленого цвета.