Типы химических реакций

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний.

Задачи урока:

  • Обучающие:
    – познакомить учащихся с классификацией химических реакций по признаку: по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции;
    – дать понятие о сущности реакций: горения, разложения, соединения, замещения, обмена, обратимая;
    – продолжить формирование умения записывать уравнения химических реакций;
  • Развивающие:
    – реализовать элементы программ развития: мотивации, внимания, мышления (прогнозирование продуктов реакции);
  • Воспитательные:
    – формирование химической культуры;
    – продолжить формирование взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, умения выслушать других при работе в классе, в группе.

Оборудование:

  • компьютер,
  • проектор,
  • презентация "Типы химических реакций" (Приложение 1),
  • на столах у учащихся инструктивная карточка для проведения исследования,
  • набор соответствующих реактивов, пробирки, спиртовка и т.п.,
  • карточки с тестом для проверки знаний по теме: "Типы химических реакций".

Изучение нового материала.

Учитель: Тема урока “Типы химических реакций” (Слайд 1, 2). Цель урока: познакомиться с типами химических реакций (слайд 3)и научится их определять. Вокруг нас протекают множество реакций.

Что объединяет все эти реакции? (Слайд 4)

В чем их отличие?

Как мы можем назвать процесс, который протекает?

Ответ ученика.

Учитель: …Все, что было создано на Земле до человека, все, что он создал, и все, что он создаст в будущем, – это результат химических реакций, которые так же многообразны, как сам мир.
Что называют химической реакцией? (Слайд 5)

Ответ ученика.

Химическая реакция – превращение одного или нескольких исходных веществ в отличающиеся от них по химическому составу или строению вещества (продукты реакции).

CaO + H2O = Ca(OH)2

4HNO3 = 2H2O + 4NO2 + O2

CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu

AgNO3 + KBr = AgBr + КNO3

2SO2 + O2 2SO3

4Fe(OH)2 + 2H2O + O2 = 4Fe(OH)3

Учитель: при каких условиях протекают химические реакции? (Слайды 6, 7)

Ответ ученика.

  1. При смешении или физическом контакте реагентов.
  2. Самопроизвольно при нагревании.
  3. При участии катализаторов и светоэлектрического воздействия и т. п..
  4. Все реакции сопровождаются тепловыми эффектами.
  5. при разрыве химических связей в реагентах выделяется энергия, которая, в основном, идет на образование новых химических связей.

Учитель: Какие условия должны выполняться, чтобы произошла химическая реакция? (Слайд 8)

1) Необходимо, чтобы реагирующие вещества соприкоснулись и чем больше площадь их соприкосновения, тем быстрее произойдет химическая реакция.
2) Некоторые реакции идут без нагревания, и только для некоторых реакций оно необходимо.
3) Некоторые реакции протекают под действием электрического тока и света.

Учитель: Реакция горения – первая химическая реакция, с которой познакомился человек. Поэтому легенду о Прометее, подарившим людям огонь, можно считать легендой о том, как человек впервые столкнулся с химическими взаимодействиям. (Слайд 9)

Реакции, протекающие с выделением теплоты, называются – ЭКЗОТЕРМИЧЕСКИМИ (+Q)

4Al + 3O2 = 2Al2O3 + Q

Реакции, протекающие с выделением теплоты – ЭНДОТЕРМИЧЕСКИМИ (-Q)

N2+O2 2NO – Q

Учитель: В библейские времена жил один большой народ Израиль. Жил дружно, не тужил. Но в один прекрасный день ему надоело жить вместе и Бог разделил его на 12 племен. Так происходит и с реакцией разложения.

Реакция, при которой из одного сложного вещества образуется несколько новых веществ, называется реакцией разложения. (Слайды 10, 11)

2KMnO4à K2MnO4 + MnO2 + О2

Учитель:

Нас было много,
Мы соединились
В одно большое вместе превратились.
Такой процесс объединения –
Реакция…..

Реакции соединенияхимические реакции, в которых из двух или нескольких менее сложных по элементному составу веществ получается более сложное вещество. (Слайд 12, 13)

NH3 + CO2 + H2O = NH4HCO3

Учитель: В одной сказке о “Спящей красавице” говорится, жил король со своей дочкой красавицей. В один прекрасный привел король к себе во дворец злую королеву. И эта злая королева выгнала свою падчерицу из дворца. Так происходит и в реакции замещения.

Реакция, протекающая между простыми и сложными веществами, при которой атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе, называется реакцией замещения. (Слайды 14, 15)

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H22Fe + 3H2O = Fe2O3 + 3H2

Учитель:

Когда два сложных вещества в реакцию вступают
Меняются фрагментами (себя не обижают),
И происходят с ними тут сплошные перемены
Такой процесс мы назовем….

Реакция, протекающая между двумя сложными веществами, при которой атомы или группы атомов одного вещества замещают атомы или группы атомов другого вещества, называется реакцией обмена. (Слайды 16, 17)

CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O

Учитель: Обратимые реакциихимические реакции, протекающие одновременно в двух противоположных направлениях (прямом и обратном). (Слайд 18)

3H2 + N2 2NH3

Итак, мы узнали, как классифицируют химические реакции.

Самостоятельная работа по группам. (Слайд 19)

А теперь проведем лабораторные исследования и определим, к какому типу принадлежит реакция проведенная вами.

  • 1-й вариант – лабораторный опыт по реакции разложения,
  • 2-й вариант – лабораторный опыт по реакции соединения,
  • 3-й вариант – лабораторный опыт по реакции замещения,
  • 4-й вариант – лабораторный опыт по реакции обмена.

Проверка знаний. (Слайд 20)

Каждый ученик получает карточку с тестом и выполняет ее в течение 6 минут.

Тест на два варианта, состоит 3-х вопросов на соответствие левой и правой части.

Вариант 1.

1. Вставьте пропущенные в высказывании слова: “Реакция, в результате которой из одного вещества образуются несколько веществ, называют реакцией ________________”.

2. Установите соответствие между левой и правой частями уравнения реакции. Ответ запишите в виде последовательности букв и цифр, например, А1, Б2 и т.п.

1) Mg + CI2 =
2) MgO + 2HCI =
3) Mg + 2HCI =
A. MgCI2 + H2O
Б. MgCI2
В. MgCI2 + H2

3. Распределите на две группы реакции – обмена (А) и соединения (Б):

1) Fe2O3 + 6HCI = 2FeCI3 + 3H2O
2) 2Fe + 3CI2 = 2FeCI3
3) 4NO2 + O2 + 2H2O = 4HNO3
4) ZnO + 2HCI = ZnCI2 + H2O
5) FeS + 2HCI = H2S + FeCI2
6) CaO + CO2 = CaCO3

Ответ запишите в виде последовательности букв и цифр, например А123, Б456.

Вариант 2.

1. Вставьте пропущенные в высказывании слова: “Реакция, в результате которой из нескольких веществ образуется одно вещество, называют реакцией ________________”.

2. Установите соответствие между левой и правой частями уравнения реакции. Ответ запишите в виде последовательности букв и цифр, например, А1, Б2 и т.п.

1) 4Fe + 3O2 =
2) 2Fe(OH) 3=
3) Fe2O3 + 6HCI =
A. Fe2O3 + 3H2
Б. 2FeCI3+ 3H2O
В. 2Fe2O3

3. Распределите на две группы реакции – разложения(А) и замещения (Б):

1) Fe + 2HCI = FeCI2 + H2
2) Hg(NO3)2 + Cu = Cu(NO3)2 + Hg
3) 4HNO3 = 4NO2 + O2 + 2H2O
4) Zn + 2HCI = ZnCI2 + H2
5) AI(OH)3 = AI2O3 + 3H2O
6) CaCO3 =CaO + CO2

Ответ запишите в виде последовательности букв и цифр, например А123, Б456.

(При наличии времени проводится взаимопроверка и оценивание друг друга.)

Домашнее задание. Итоги урока. Выставление оценок. (Слайд 21)

Список использованной литературы:

  1. Блохина О.Г. Я иду на урок химии 5–11 классы, М, “Первое сентября”: 2003 г.
  2. Боровских Т.А. Тесты по химии. К учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана “Химия. 8 класс”, М, “Экзамен”:2010 г.
  3. Занимательные задачи по химии. Под ред. Дерябиной Н.Е. Мю: ИПО У Никитских воорот”, 2010 г.

23.04.2012