Эпоха Возрождения

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цели урока:

- дать краткую характеристику эпохи Возрождения, раскрыть общественно-исторические предпосылки появления новой культуры, ее гуманистический характер;

- определить ценности эпохи, рассматривая разные жанры искусства;

- воспитание уважения к творчеству великих деятелей культуры;

- воспитание уважения к нравственным ценностям.

Оформление урока.

  1. Презентация.
  2. Иллюстрации.
  3. Семена и цветок для вступления.

Ход урока

Учитель показывает ребятам горсть семян и спрашивает что это. После ответа он задает вопрос “что вырастет из этих семян?”.

Учащиеся: Растение, цветок и т.д.

Учитель показывает цветок и спрашивает “что происходит с цветком зимой?”

Учащиеся: Он засохнет, завянет и может погибнуть.

Учитель: А что с цветком происходит весной? Он снова вырастает.

Учитель: Очень похожие процессы происходили и с европейской культуры: сначала она расцвела, потом пришла в упадок и вновь возродилась. И сегодня мы будем говорить об Эпохе Возрождения.

Учитель: Эпоха Возрождения. Именно эта эпоха явилась переломным моментом во всей европейской культуре. И именно в это время начались процессы, которые во многом определили ход развития всей европейской цивилизации.

В чем же ее особенность? Этот вопрос пройдет через весь сегодняшний урок и, в конце концов, мы получим ответ, что возрождала эта эпоха и чем она была уникальна. У кого-нибудь есть предположения?

Учащиеся: Предлагают варианты.

Учитель: Для того чтобы ответить на этот вопрос нужно проделать большую работу: окунуться в глубину эпох, вернуться на несколько столетий назад и прежде всего вспомнить какую эпоху сменила собой эпоха возрождения.

Учащиеся: Средние века.

Учитель: Давайте вспомним, чем отличалась эта эпоха, какие особенности можно выделить? Средние века, как вы знаете, назывались еще и темными веками. С чем это было связано?

Учащиеся: Раздробленность Европы, наследие варварских королевств, упадок культуры и т.д.

Учитель: Резюмирует. Вся светская жизнь была подвержена строжайшим ограничениям, а развитие получала лишь одна сфера жизни людей – духовная. Если рассматривать основные направления культуры: живопись, архитектуру и скульптуру, то можно заметить некоторую однообразность. Какую?

Учащиеся: В живописи основными произведениями были иконы, если обратиться к архитектуре, то это были храмы и монастыри, скульптура в основном была представлена божественной темой. Подобная ситуация складывалась в литературе и музыке.

Учитель показывает средневековые изображения и просит учащихся охарактеризовать их.

Учащиеся говорят о том, что люди на иконах, гравюрах и средствах крайне слабо напоминают человека, что скульптуры из-за своего длинного облачения не отражают красоту человеческого тела, среди самых монументальных построек – храмы и соборы.

Учитель: Человек был ограничен в своей воле, единственное чувство, которое его охватывало – это чувство смирения перед богом и церковью. Иногда казалось, что даже самое простое изображение, заключенное в церковный оклад или предмет, изображенный с нимбом над головой могут стать шедевром и произведением искусства.

Эпоха средневековья была периодом варварства и невежества, которая последовала за гибелью блестящей цивилизации античной культуры. Как вы думаете, могло ли это продолжаться вечно?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Рано или поздно должен был наступить переломный момент. И в 14-15 веках жизнь европейцев кардинально изменилась. А поскольку культура является отражением жизни, то и она претерпела существенные изменения.

Какие события мирового значения произошли в 14-15 веках?

Учащиеся: Великие географические открытия

Учитель: Как повлияли Великие географические открытия на развитие торговли, экономики, культуры и т.д.?

Учащиеся: Великие географические события сильно повлияли на развитие ремесел и на торговлю. Теперь европейцы стали заинтересованы в продаже иностранных товаров и в наполнении своими товарами рынков других государств. Они стали много путешествовать, открывать новые, неизвестные для себя, уголки земли и восхищаться той культурой, что была в других странах.

Учитель: Что они привозили из поездок?

Учащиеся: Пряности, украшения, картины, ковры, и много других предметов искусства и сувениров.

Учитель: Видя эти сувениры, люди хотели обзавестись такими же, быть красивыми, хвастаться новыми покупками и богато устраивать свой дом.

Вторым событием, которое сильно повлияло на европейцев и ударило по авторитету церкви, стала реформация. Священники и церковнослужители успели скомпрометировать себя за тысячелетие: они забывали слова на службе, приходили в церковь пьяными и продавали индульгенции, отпуская тем самым грехи.

Каким по характеру должен был быть человек, который бросил вызов морям и океанам и смог противостоять непоколебимому и самому могущественному институту – церкви?

Учащиеся: Мужественным, смелым, решительным, мечтательным, обладать знаниями и пытливым умом и т.д.

Учитель: Эта эпоха дала нам целую плеяду знаменитых людей и прежде всего представителей, так называемых, классических искусств.

Возрождение началось в Италии, в городе Флоренция. Именно там начали свой творческий путь представители этой эпохи. Этих мастеров называли титанами. Почему?

Учащиеся: (Если ребята не могут вспомнить титанов древнего мира, то можно предложить им назвать ассоциации - сильные, мощные и т.д.) отвечают.

Учитель: Тут проводится аналогия с титанами античности – людьми, бросившими вызов Богам.

Давайте назовем имена этих титанов. Вы их все прекрасно знаете. Для подсказки можно предложить вспомнить героев мультфильма Черепашки ниндзя.

Учащиеся: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанарроти, Рафаэль Санти и Донателло. (Донато ди Никколо ди Бетто Барди)

Учитель: Начнем мы с Леонардо да Винчи, который оставил огромную коллекцию картин и считается признанным гением во всем мире. Родился он в городке Винчи, недалеко от Флоренции. Имел очень пытливый ум, был не только художником, но и архитектором, изобретателем, писателем и ученым. (Можно заслушать заранее подготовленный доклад одного из учащихся).

Показывает картину Дама с горностаем и обсуждает ее с учащимися.

Учащиеся: Отвечают (а учитель комментирует): у нее на руках горностай (горностай – признак богатства, его мехом обивали подолы мужских платьев) она хорошо одета, на ней находятся украшения(только богатые могли позволить себе заказать портрет, длинные пальцы, кстати, тоже говорят об аристократичности происхождения), она повернула голову (динамика картины), дама улыбается (она показывает эмоции) и т.д.

Учитель: Один современник Леонардо сказал, что 18-летняя Сесилия Галлерани благодаря кисти Леонардо, как маленькая планета отразила сияние жестокого и веселого, уродливого и прекрасного неповторимого 15 века. Ее можно назвать девушкой эпохи, проявлением красоты и человеческих чувств и ума.

Следующая картина – Мона Лиза. Почему эта картина является шедевром? Что мы видим на ней?

Учащиеся отвечают (а учитель комментирует): Она богатая, хотя на ней нет никаких украшений (Леонардо специально попросил ее снять все украшения и одеть простое платье, перед тем, как он начнет ее рисовать. Чтобы показать истинную первозданную красоту), пейзаж (противостояние городской девушки и мрачного пейзажа) взгляд, улыбка и т.д.

Учитель: Когда Леонардо писал ее портрет, она не улыбалась. К ней приглашали актеров и музыкантов, но улыбка не появлялась на ее лице, тогда Леонардо рассказал ей историю.

Жил-был один бедный человек, было у него четыре сына: три умных, а один из них и так, и сяк. Перед смертью, отец позвал к себе детей и сказал: “Сыны мои, скоро я умру. Как только вы схороните меня, заприте хижину и идите на край света добывать себе счастья. Пусть каждый из вас чему-нибудь научится, чтобы мог кормить сам себя”. Отец умер, а сыновья разошлись по свету, договорившись спустя три года вернуться на поляну родной рощи. Пришел первый брат, который научился плотничать, срубил дерево и обтесал его, сделал из него женщину, отошел немного и ждет. Вернулся второй брат, увидел деревянную женщину и, так как он был портной, в одну минуту одел ее: как искусный мастер он сшил для нее красивую шелковую одежду. Третий сын украсил женщину золотом и драгоценными камнями – ведь он был ювелир. Наконец, пришел четвертый брат. Он не умел плотничать и шить, он умел только слушать, что говорит земля, деревья, травы, звери и птицы, знал ход небесных тел и еще умел петь чудесные песни. Он запел песню, от которой заплакали притаившиеся за кустами братья. Песней этой он оживил женщину, она улыбнулась и вздохнула. Братья бросились к ней и каждый кричал одно и то же: “Ты должна быть моей женой”. Но женщина ответила: “Ты меня создал – будь мне отцом. Ты меня одел, а ты украсил – будьте мне братьями. 

А ты, что вдохнул в меня душу и научил радоваться жизни, ты один мне нужен на всю жизнь”. Закончив сказку, Леонардо взглянул на Мону Лизу, ее лицо озарилось светом, глаза сияли. Потом, точно пробудившись от сна, она вздохнула, провела по лицу рукой и без слов пошла на свое место, сложила руки и приняла обычную позу. Но дело было сделано – художник пробудил равнодушную статую; улыбка блаженства, медленно исчезая с ее лица, осталась в уголках рта и трепетала, придавая лицу изумительное, загадочное и чуть лукавое выражение, как у человека, который узнал тайну и, бережно ее храня, не может сдержать торжество. Леонардо молча работал, боясь упустить этот момент, этот луч солнца, осветивший его скучную модель...”.

Приемником Леонардо стал Микеланджело. В детстве его отдали на воспитание в семью каменщика и именно там, по его словам, Микеланджело впитал вместе с молоком матери умения обрабатывать камень, работать долотом и молотком. (Можно заслушать заранее подготовленный доклад одного из учащихся).

Микеладжело занимался архитектурой, живописью, был военным инженером, но больше всего прославился своими скульптурами.

Изображение Давида. Статуя высотой в пять метров весит более шести тонн. Она была сделана великим мастером из единой глыбы мрамора. Что бросается в глаза, что Вы видите на изображении? Можно попросить ответить учащихся на вопросы:

Почему он голый?

Что он держит в руке?

Он перед боем или после? (Очень трудно определить, так как он спокоен).

Учащиеся отвечают, дискутируют.

Учитель напоминает историю про Голиафа. Шла война между иудеями и фелистимлянами. Голиаф был необычайно сильным воином огромного роста. Ростом Голиаф был 2 метра 89 сантиметров. Филистимский великан был одет в чешуйчатую броню весом 57 килограммов и медные наколенники, на голове его был медный шлем, в руках медный щит. Голиаф нес тяжёлое копьё, один только наконечник которого был весом 6,84 кг, и большой меч. У Давида же вообще не было доспехов, а единственным его оружием была праща. Он смог победить его с одного броска, чем вызвал уважение и признание.

Наверняка Микеланджело брал пример не только с античного героя, но и со своих современников, осмелившихся бросить вызов церкви и всему обществу.

Следующая скульптура “Пьета”. Что вы видите на изображении?

Учащиеся: Мать скорбит по своему сыну.

Учитель: Кто эта женщина?

Учащиеся: Мать Мария оплакивает Иисуса после распятия.

Учитель: Можно ли этот сюжет назвать религиозным?

Учащиеся: Можно.

Учитель: Но что отличает его от скульптур средневековья?

Учащиеся: Показываются красота и напряженность тела, хорошо выражены чувства.

Учитель: Это единственная скульптура, подписанная Микеланджело. Когда скульптуру выставили на обозрение, Микеланджело, который находился среди зевак, подслушал разговор двух миланцев. Они говорили, что такой шедевр может создать лишь их земляк. Микеланджело сильно разозлил их разговор. Он прокрался ночью в храм и сделал на скульптуре надпись : Микеланджело Буанарроти – фларенциец.

Самым младшим из представителей культуры эпохи Возрождения стал Рафаэль Санти. Первым его учителем был его отец. Рафаэль прославился своими образами Мадонны или Божей матери. (Можно заслушать заранее подготовленный доклад одного из учащихся).

Сикстинская мадонна. Что мы видим на картине?

Учащиеся перечисляют персонажи, а учитель комментирует и называет их. Святой Сикст, Святая Варвара, мать Мария и маленький Иисус.

Учитель делает акцент на попытку Рафаэля показать в одном человеке духовную мудрость и земную красоту.

Картина Афинская школа – дань античности.

Учитель называет персонажи, и спрашивает про них у учащихся (Аристотель и Платон, Пифагор, Диоген, Евклид и другие). Идет обсуждение картины.

Учитель: Окончательно ответить на вопрос что возрождала эпоха возрождение нам поможет стихотворение А.С Пушкина. Стихотворение раздается на каждую парту и выводится на экран. Стихотворение зачитывается учителем, одновременно с ним на экране изображен слайд №18 и звучит музыка.

Художник-варвар кистью сонной
Картину гения чернит.
И свой рисунок беззаконный,
Над ней бессмысленно чертит.

Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуей;
Созданье гения пред нами,
Выходит с прежней красотой.

Так исчезают заблужденья,
С измученной души моей,
И возникают в ней виденья
Первоначальных, чистых дней.

А. С.Пушкин                   1819 год

Учитель: Так что же возрождала Эпоха Возрождения?

Учащиеся: Красоту людей, их душу, их ум и илу и т.д. Возрождая античные традиции.

Учитель: Сравнить три эпохи и показать это на экране. Фаюмский юноша с венком на голове – победитель олимпийских игр (на которых атлеты выступали в обнаженном виде специально, чтобы показать красоту и силу тела). Средневековая картины монаха с неестественным овалом лица, с безразличным взглядом и отношением. Мона Лиза - женщина эпохи, загадочная, интересная, таинственная и красивая.

Эпоха средневековья незабываема, она внесла в историю культуры свой вклад, она находится на ступеньке ниже по отношению к человеку, к его достижениям и к его душе.

Такая же аналогия проводиться по скульптуре: Танцующий фавн, средневековая скульптура, Давид.

Учитель: Кто был в центре внимания в Средневековье и во время эпохи Возрождения?

Учащиеся: Центром мироздания в средневековье был бог, в эпоху возрождения – человек.

Учитель формулирует вместе с учащимися и записать определение термина Эпоха возрождения.

Эпоха Возрождения - это период в Европейской культуре с XV по XVI века, который характеризовался проявлением интереса к личности человека, отрицая средневековую смиренность и подчинение церкви.

Эпоха средневековья, со своим призрением ко всему земному, сменяется жадным интересом к человеку и его качествам и способностям, к стремлению творить и создавать, проявлять себя изучать окружающий мир, выбирать жизненный путь, распоряжаться своей свободой.

Рефлексия. Закрепление материала.

На столе лежат картинки с изображениями произведений искусства разных эпох (Средние века и Возрождение). Учитель просит выйти к доске двух учащихся и наделяет каждого из них ответственностью за одну из двух эпох. Они выбирают картинки, относящиеся к их эпохе, и вешают их при помощи магнитов на доску. Класс вместе с учителем проверяют выбор.

Учитель выставляет оценки и выдает домашнее задание.

Варианты домашнего задания.

  1. Подготовить рассказ об одном из представителей эпохи Возрождения.
  2. Подготовить презентацию о других направлениях эпохи Возрождения.
  3. Сделать выставку картин эпохи Возрождения.
  4. Найти в учебнике 5 класса и 7 класса изображения, скульптуры и другие произведения, которые имеют сходство.

Изображения для рефлексии (Приложение)