Семинар для педагогов "Педагогические условия повышения эффективности эколого-эстетического воспитания детей средстами познания и отражения образов природы в детском творчестве"

Разделы: Работа с дошкольниками


Большое значение для всестороннего развития ребенка, на мой взгляд, имеет эстетическое воспитание – воспитание у ребенка способности воспринимать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, стремится самому участвовать в создании прекрасного, вносить его элементы в жизнь, приобщать ребенка к художественной деятельности и развивать у него художественно-творческие способности. Главной задачей, я считаю, является воспитание у детей с ранних лет эстетической восприимчивости, отзывчивости на всё доброе и красивое, желание заниматься элементарной творческой деятельностью – рисованием, лепкой, аппликацией, воспринимать красивую мелодию, художественное слово, а также формировать высокие художественные вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Трудно представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы – этого самого естественного источника красоты. Природа – великий учитель и воспитатель. Она пробуждает любознательность, активизирует сенсорное развитие, совершенствует эстетический вкус, имеет огромное значение для нравственного воспитания, потребности к труду, а также расширению умственного кругозора.

Во все времена природа оказывала огромное влияние на развитие творческих способностей человека. Великий критик Белинский считал природу “вечным образцом искусства”. Многого- лосое звучание природы нашло отражение в творчестве талантливых композиторов: П.И.Чайковского, Свиридова, Рахманинова, Вивальди и других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах И.И.Левитан, И.И.Шишкин, И.Грабарь и многие другие.

Сегодня всеми осознается необходимость создания условий для развития художественных способностей ребенка, раскрытие его творческого потенциала. Развитие ребенка и формирование его личностной культуры, по моему мнению, должно осуществляться в процессе восприятия природы, искусства и собственной художественной деятельности, т.е. при взаимосвязи всех видов искусства.

Мой личный опыт показал, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить проблему развития творческой личности. Для этого необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его интересы и способности, т.е. нужно искать новые формы работы с детьми, родителями.

В поисках новых методов и технологий я обратилась к программам Т.Дороновой, Т.Комаровой, И.Копцевой, И.Лыковой.

Начиная работу по данной теме, наметила для себя задачи эстетического воспитания и развития детей средствами природы:

1. Развивать ощущения и восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт, обращая их внимание на эстетические свойства и качества объектов и явлений природы.

2. Развивать воображение детей.

3. Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей у детей средствами природы, т.е. привлекать разные виды искусства: поэзию, музыку, изобразительное искусство.

4. Широко включать природу в изобразительное творчество, предлагая детям передавать образцы природы в рисунках, лепке, аппликации.

5. Формировать эстетические суждения и отношение к природе.

Начиная решать эти задачи и исходя из того, что огромное влияние на формирование личности ребенка оказывает окружающая среда, прежде всего, я обратила внимание на создание в группе эстетически развивающей среды на основе различных видов искусства. Собрали коллекцию русского народного декоративно-прикладного искусства: хохломских изделий, произведений гжельских мастеров, дымковской игрушки, матрешек, павловопосадских мастеров, т.к. творчество народных мастеров построено на использовании обобщенных образов природы. Все многообразие трав, цветов, ягод дает детям представление о реальной флоре и будит в них фантазию, творческий поиск.

Создали своеобразный мини-музей, разместив репродукции различных художников с изображением пейзажей, натюрмортов, портретов на детских шкафчиках в раздевалке.

Организовали уголок сказок, где находятся наборы различных театров, атрибуты для театрализованной деятельности.

Была организована “полочка умных книг”, куда помещалась разнообразная природоведческая литература, энциклопедии, тематические альбомы “Собаки”, “Кошки”, “Цветы нашего детского сада”, “Птицы”, сделанные воспитателем вместе с детьми.

Организовали так называемый центр изобразительной деятельности, где разместили литературу, посвященную художникам, репродукции картин, альбомы и книги по изобразительному искусству, дидактические игры.

Большое значение придаю ознакомлению детей с работами художников-иллюстраторов детской книги, посвященной природе. Такое ознакомление с произведениями книжной графики способствовало уточнению углублению и расширению знаний и представлений детей о мире природы, живых существах, о растениях. А также раскрывало творческую манеру того или иного художника, используемые выразительные средства создания образа природы. Для удобства в работе составила список детских книг, раскрывающих жизнь животных и растений в литературной и графической форме, а также список репродукций картин и соответствующих им литературных и музыкальных произведений.

Особое место в моей работе занимают дидактические игры с природным содержанием. В таких играх содержатся интересные возможности для установления связи их с изобразительной деятельностью, что способствует формированию у детей более глубоких эстетических знаний, представлений, развитию воображения, творчества, усвоению способов изображения.

Также были изготовлены дидактические игры для знакомства с жанрами изобразительного искусства: “Собери пейзаж”, “Составь натюрморт” и т.д.

Такая работа не позволяла застыть на месте, всё время шёл поиск новых интересных нетрадиционных методов и приёмов работы с детьми.

Составила перспективный план по эколого-эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей у детей разного возраста с учётом требований и задач “Программы воспитания и образования детей в детском саду” (Приложение 1).

Обучение детей на занятиях проходит за столами, которые поставлены буквой “П”. Начиная занятие, стараюсь прежде всего создать у детей хорошее настроение, вызвать доброжелательное отношение и интерес к занятию. На каждом занятии использую пальчиковую гимнастику, физкультминутки, дидактические игры, пластические этюды. Очень часто на занятии использую нестандартные приемы изображения: пальчиковую живопись, рисование ладошкой, поролоном и т.д.

Выставки, которые я оформляю во все времена года, представляют собой вернисаж детских работ, выполненных в традиционной и нетрадиционной технике, и являются итогом предшествующей работы.

В течение года наряду с другими формами работы шли занятия по ознакомлению детей с природой, проводились беседы, организовывались наблюдения, прогулки, труд в цветнике, читали познавательную и художественную литературу о природе, загадывали загадки. Большую помощь в ежедневных наблюдениях за погодными явлениями и сезонными изменениями природы оказывает ,,Календарь наблюдения за природой”. А находящиеся в уголке природы тематические макеты вызывают огромный интерес не только у детей и родителей группы, но и у деток из других групп. Здесь есть "Уголок древнего мира. Динозавры" и "Животные джунглей".

К такой работе активно привлекаю родителей. Поощряю желание детей и родителей творить вместе, устраиваю выставки таких совместных работ. Чтобы расширить кругозор родителей, оформляю папки-передвижки, консультации, где они знакомятся с методическими рекомендациями, получают педагогические и психологические советы. Специально для родителей в нашей группе выпускается информационный вестник “Аистенок”, где воспитатели и специалисты нашего детского сада дают советы, рекомендации, консультации по разным вопросам, в том числе и по эколого-эстетическому воспитанию детей и развитию творческих способностей.

Не каждый ребенок приходит в это мир, чтобы стать художником. И этого не изменят самые лучшие психологические рекомендации и педагогические методики. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал надо раскрыть. Надо принимать всех детей так, как будто они – потенциальные художники. В этих условиях наиболее одаренные скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать природу и искусство.

Приложение 1