Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики

Разделы: Математика, Начальная школа


 «Творчество – это высшая и наиболее сложная форма человеческой деятельности, способ его самоутверждения, процесс самореализации творческой индивидуальности и непременное условие его самосовершенствования».

Психологи отмечают, что творческие способности заложены и присутствуют в каждом ребенке, поскольку творчество – это естественная, природная функция мозга, которая проявляется и реализуется в определенной деятельности в меру наличия специальных способностей. И если в дошкольном возрасте приобщение к творчеству происходит в игровой форме средствами умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания, то в младшем школьном возрасте данный процесс протекает в учебной деятельности, когда ребенок начинает присваивать научные знания, художественные образы, нравственные ценности. От ученика это требует анализа, планирования и рефлексии учебной деятельности, что стимулирует развитие его творческого потенциала. Учитель должен организовать такую учебную и внеурочную деятельность, при которой учение превращается в исследовательскую деятельность, которой можно и необходимо управлять, придерживаясь следующих требований:

  • внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности детей;
  • стремиться помогать каждому ребенку понять самого себя;
  • всячески поощрять в детях стремление высказывать и обсуждать с товарищами свои креативные идеи.

Работу по формированию и развитию творческих способностей младших школьников необходимо проводить на каждом уроке и во внеурочное время. Бесценную помощь в решении данного вопроса оказывают уроки математики, которые обеспечивают совершенствование личности ребенка, дают целостное представление о мире и месте в нем человека, способствуют не только развитию творческих задатков и склонностей, но и формируют готовность детей к дальнейшему саморазвитию.

Содержание математического образования ориентировано на формирование самостоятельности и культуры мышления младших школьников, общеучебных умений, которые составляют функциональную грамотность личности. Поэтому предмет математики должен служить для педагога средством обучения. Ученику в равноправном диалоге с учителем необходимо научиться общим способам действия, осуществляя пошаговый контроль и самооценку выполненной деятельности с целью установления соответствия своих действий намеченному плану.

Изучение начального курса математики предполагает в процессе усвоения основных понятий самое важное - помощь ребенку в постепенном переходе от конкретно действенного мышления к отвлеченно – понятийному. Следовательно процесс обучения должен придти к формуле:

ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ, которая полностью реализуется в процессе восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения и систематизации.

Развитие творческих способностей на уроках математики предполагает решение (по желанию на выбор) различных типов заданий и задач. Нестандартные задачи способствуют формированию положительного отношения к заданиям проблемно - поискового характера, критичности мышления и умению проводить мини-исследования; содействуют проявлению более высокой степени самостоятельности в постановке вопросов и поиска решений; приводят к актуализации у учащихся внутренней мотивации, что проявляется в предпочтении трудных заданий, любознательности, стремлении к мастерству и повышении уверенности в себе:

  • задачи с несформулированным вопросом;
    В этих задачах не формулируется вопрос, но этот вопрос логически вытекает из данных в задаче математических отношений. Учащиеся упражняются в осмысливании логики данных в задаче отношений и зависимостей. Задача решается после того, как ученик сформулирует вопрос (иногда к задаче можно поставить несколько вопросов). В скобках указывается пропущенный вопрос.
    Например: На протяжении 155 м уложено 25м труб длиной 5 м и 8 м. (Сколько уложено тех и других труб?)
    Мы сделали покупку. Если заплатить за нее трехрублевыми деньгами, то придется выдать восемью денежными знаками более, чем в том случае, если заплатить пятирублевыми. (Сколько стоит покупка?)
  • задачи с излишними данными;
    В эти задачи введены дополнительные ненужные данные. Ученики должны выделить те данные, которые необходимы для решения, и указать на лишние, ненужные.
    Например: Четыре гири разного веса весят вместе 40 кг. Определить вес самой тяжелой гири, если известно, что каждая их них втрое тяжелее другой, более легкой, и что самая легкая весит в 12 раз меньше, чем весят вместе две средних.
  • задачи на сообразительность.
    На задачах этой серии тренируется способность логически рассуждать, смекалка и сообразительность. Не все эти задачи являются математическими в узком смысле слова, некоторые из них являются логическими задачами.
    Например: В коробке лежат 16 шариков — черных, белых и красных. Красных шариков в 7 раз меньше, чем белых. Сколько в коробке черных шариков? (Решить и доказать. Доказать, что это — единственный вариант решения.)
    Задания на развитие логики очень привлекают детей. А процесс решения, поиска правильного ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе таких упражнений учащиеся постепенно овладевают умением самостоятельно вести поиск решения. Такие задачи развивают умственную активность, инициативу, творческое отношение к учебной задаче, помогают сохранить искру живого интереса к учёбе, к математике.

Особую роль играют задания повышенной трудности (олимпиадные задания), требующие от учеников творческого подхода, нетрадиционного взгляда на решение.

1-й класс

  1. В трех тарелках лежит 9 пряников. Во II на 2 меньше, чем в первой, в III на 1 меньше, чем в первой. Сколько пряников лежит в каждой тарелке?
  2. Поставь знаки + или – ,чтобы получилось верное равенство:
    7 * 4 * 2 * 5 = 10
    10 * 4 * 3 * 8 = 1
    Составь своё равенство.

2-й класс

  1. Индюк весит 12 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу? Напиши ответ.
  2. Разгадай ребус: АА + У = УРР .
  3. Найди простой способ вычисления суммы всех чисел в ряду от 1 до 20.
  4. Продолжи ряд: 2, 4, 6, 8, … 7, 14, 21, … 8, 16, 24, … Составь самостоятельно свой ряд.
  5. В семье трое братьев. Каждый следующий младше предыдущего на 3 года. А сумма их возрастов равна 15 годам. Сколько лет каждому?

3-й класс

  1. Расставь числа от 2 до 10 так, чтобы этот квадрат стал магическим:

5

 

 

 

6

8

9

 

 

  1. Расшифруй комбинацию кодового замка, если:
    а) третья цифра на 3 больше, чем первая,
    б) вторая цифра на 2 больше, чем четвертая,
    в) в сумме все цифры дают число 17,
    г) вторая цифра 3.
  2. В классе дети изучают английский и французский языки. Из них 17 человек изучают английский, 15 человек – французский, а 8 человек изучают оба языка одновременно. Сколько учеников в классе?

4-й класс

  1. Сколько требуется проволоки, чтобы изготовить каркас куба с ребром 7см?
  2. Расставь скобки так, чтобы получились верные равенства.
    12 * 16 + 128 : 8 + 24 = 240
    12 * 16 + 128 : 8 + 24 = 196
    12 * 16 + 128 : 8 + 24 = 232

Среди занимательных задач особый интерес у учеников вызывают те, которые предполагают несколько вариантов решения. Это позволяет каждому ученику проявить себя и предложить свой вариант решения, отличный от других. В качестве примера приведу несколько задач, которые помогут учителю в развитии творческих способностей младших школьников:

Задача №1

Сумма цифр загадочного числа равна некоторому двузначному числу, при этом число, стоящее в разряде десятков, в 4 раза меньше числа в разряде единиц. Найдите загаданное двузначное число.

Решение:

I способ:

Выпишем однозначные числа парами так, чтобы для них выполнилось второе условие – одно из чисел в 4 раза меньше другого: 1 и 4, 2 и 8. Из полученных пар выберем ту, которая удовлетворяет первому условию, т. е. их сумма должна равняться некоторому двузначному числу: 1+4=5 – не удовлетворяет; 2 + 8 = 10 - удовлетворяет.

II способ:

Представим условие задачи в виде чертежа.

Пусть х – число десятков. Тогда 4х – число единиц. Наименьшее двузначное число – 10. Составим уравнение: х + 4х = 10, х = 2, тогда 2 * 4 = 8. Следовательно, число 28 удовлетворяет условию задачи.

III способ:

Исходя из условия задачи, сумма чисел должна делиться на 5. Таких чисел два: 10 и 15. 10:5=2; 2*4=8. Получим число 28. 15:5=3;3*4=12 – в этом случае не получим двузначного числа.

Ответ: задумали число 28.

Задача №2

На первой грядке росло в 5 раз больше кустов клубники, чем на второй. Когда с первой грядки пересадили 22 куста на вторую грядку, то на грядках кустов клубники стало поровну. Сколько кустов клубники было на каждой грядке?

Решение:

I способ:

1) 5 + 1 = 6 (частей) – всего;

2) 6 : 2 = 3 (части) – приходится на каждую грядку;

3) 5 – 3 = 2 (части) – пересадили с первой грядки;

4) 22 : 2 = 11 (к.) - приходится на одну часть (было на второй грядке);

5) 11 * 5 = 55 (к.) – было на первой грядке.

II способ:

1) 22 + 22 = 44 (к.) – на столько меньше на второй грядке, чем на первой;

2) 44 : 4 = 11 (к.) – приходится на одну часть (было на второй грядке);

3) 11 * 5 = 55 (к.) – было на первой грядке.

III способ:

Построим графическую модель условия задачи.

1) 22 : 2 = 11 (к.) – приходится на 1/5 всех кустов (было на второй грядке);

2) 11 * 5 = 55 (к.) – было на первой грядке.

Ответ: 11 кустов было на второй грядке, 55 кустов было на первой грядке.

Таким образом, формирование творческих способностей младших школьников на уроках математики через решение определенного типа задач, в форме увлекательных заданий, обогащает педагогический процесс, делает его более содержательным; вызывает у детей живой интерес к процессу познания; помогает усвоить учебный материал. Такую работу необходимо проводить в течение всего учебного года.