Музыкальное занятие в средней группе "В гости к нам пришла Весна"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи

  • учить самостоятельно определять музыкальные жанры;
  • развивать чувство ритма, координацию движений, речь, мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;
  • формировать умение подыгрывать простейший ритм на детских шумовых инструментах;
  • вызывать у детей эмоциональный отклик, подвижность, активность во время занятия;
  • воспитывать коммуникативные навыки, дружеские отношения.

Предварительная работа

  • разучивание пальчиковой игры «Здравствуй!» и пальчиковой игры с пением «Паучина»;
  • разучивания движений танца с лентами;
  • разучивание мелодии и текста песен «Детский сад», «Веснянка»;
  • обучение игре на бубне, погремушке, деревянных ложках;
  • разучивание игры «Муравьи проснулись рано».

Оборудование

  • демонстрационное: кукла в костюме весны; музыкально-дидактическая игра «Что делают в домике?»;
  • раздаточное: детские музыкальные инструменты – бубны, ложки, погремушки; цветные ленты;
  • ТСО: музыкальный центр;
  • музыкальный инструмент: фортепиано.

Ход занятия

Под марш дети входят в зал.

Музыкальный руководитель (м.р.). Здравствуйте, ребята!

Дети. Здравствуйте!

М.р. Ребята, отгадайте-ка загадку.

Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Когда это бывает? [5]

Ответы детей.

М.р. Правильно, ребята, весной. Вот и сегодня к нам в детский сад пришла Весна. (Воспитатель показывает нарядную куклу с веночком на голове.) А давайте поздороваемся с Весной нашей любимой пальчиковой игрой.

Здравствуй!

Пальчиковая игра по стихотворению Т.Сикачёвой. [1]

М.р. и дети.

Здравствуй, солнце золотое! (Показывают «солнце»: кисти рук перекрещены, пальцы растопырены.)
Здравствуй, небо голубое! (Показывают «небо»: руки поднимают вверх.)
Здравствуй, вольный ветерок! (Плавные движения руками над головой.)
Здравствуй, маленький дубок! (Соединяют вместе предплечья, кисти разводят в стороны – «крона дерева».)
Здравствуй, утро! (Жест вправо.)
Здравствуй, день! (Жест влево.)
Нам здороваться (обе руки к груди) не лень (разводят руки в стороны)!

М.р. Ребята, как дружно мы с вами поздоровались! А сейчас Весна зовёт нас в весенний лес. Вы готовы? Поедем в лес на поезде. Будем внимательно слушать музыку и все движения выполнять правильно.

Поезд

Игровое упражнение [8]

И.п.: дети стоят друг за другом, руки согнуты в локтях.

Музыка А. «Едет поезд».

Дети двигаются топающим шагом, вращая согнутыми в локтях руками – как «поезд».

Музыка В. «Остановка».

Дети переходят на марш и расходятся в разных направлениях.

Музыка С.

М.р. говорит детям, что они приехали в весенний лес, где расцвели первые подснежники, и предлагает детям собирать цветы. Дети «собирают цветы».

Музыка А. «Едет поезд».

М.р. обращает внимание детей на сигнал поезда к отправлению. Все дети снова становятся друг за другом и двигаются топающим шагом.

М.р. Молодцы! Посмотрите, Весна принесла нам ленты. Они такие яркие и красивые, как весенние цветы. С лентами мы будем танцевать.

Танец с цветными лентами.

(Трёхчастная полька по выбору музыкального руководителя) [4]

Описание. Дети стоят в кругу. У каждого ребёнка в правой руке цветная лента (чётное число цветов).

Музыка А.

Дети ходят в разных направлениях, держа в поднятой правой руке ленту. Глазами заранее находят себе пару с лентой такого же цвета.

Музыка В.

Пары с одинаковыми лентами встают друг напротив друга. Левой рукой берут ленту своего партнёра за кончик, и выполняя пружинку, руками перед собой делают движение вперёд-назад («пилят»).

Музыка С.

Также держась за свою ленту и партнёра, дети разводят руки в стороны и кружатся.

Танец повторяется 2 раза.

М.р.Хорошо танцевали, ребята, молодцы! А теперь присядем на ковёр.Посмотрите, какую интересную игру нам принесла Весна. (Показывает картинку с домиком.) Игра называется «Что делают в домике?»В домике живут дети. Они все чем-то заняты. Чтобы узнать, чем они занимаются – надо послушать музыку. Будьте внимательны при слушании. Подумайте, что можно делать под звучащую музыку – петь, танцевать или маршировать.

Музыкально-дидактическая игра «Что делают в домике?» [6] [Приложение]

М.р. включает в записи в оркестровом исполнении «Марш» И.Дунаевского, «Детскую польку» М.Глинки, «Детский сад» А.Филиппенко. Дети узнают музыку и для проверки после каждого прослушанного произведения поворачивают картинку с домиком обратной стороной.

М.р. Всё правильно вы услышали – в первом домике дети маршировали, во втором домике – танцевали, в третьем домике – пели. А сейчас и мы с вами споём. Подходите ко мне, присаживайтесь на стульчики. Наступила весна, начали просыпаться насекомые – бабочки, жучки, паучки. Про паучков мы и споём Весне нашу распевку.

Паучина

Из коллекции детского мирового фольклора.

Пальчиковая игра с пением [2]

Пау-паучина паутину сшил. (1-й палец левой руки соединить со 2-м пальцем правой, затем наоборот.)
Вдруг закапал дождик, паутину смыл. (Щёлкать 1 и 3 пальцами, в конце фразы правой ладонью быстро скользнуть по левой.)
Вот и солнце вышло, стало подсыхать. (Соединив ладони, поднять руки вверх, поворачивая их то в одну сторону, то в другую.)
Пау-паучина трудится опять! (Быстро перебирая пальцами, постукивать подушечками.)
Попевка исполняется 3 раза с повышением по полутонам.

М.р. Молодцы! Пальчики у вас хорошо плели паутину и пели вы тоже дружно. А сейчас повторим слова песни «Детский сад».

Дети поют песню без аккомпанемента.

«Детский сад»

Музыка А.Филиппенко, слова Т.Волгиной [7]

  1. Рано утром детский сад малышей встречает.
    Там игрушки ждут ребят, в уголке скучают.

Припев.

Красный мяч, синий мяч, куклы, медвежата –
Детский сад, детский сад любят все ребята.

  1. Мы водили хоровод, голубей кормили,
    Поливали огород, песенку учили.

Припев.

  1. Вот стемнело во дворе, нам пора прощаться.
    С детским садом детворе жалко расставаться.

 Припев.

М.р. Все дети запомнили слова, молодцы. Весна принесла вам музыкальные инструменты. (М.р. достаёт из корзинки и показывает детям музыкальные инструменты.) Назовите их. (Дети называют бубны, погремушки, ложки.) А теперь мы споём песню «Детский сад» и сыграем на музыкальных инструментах. Вступление будут играть ребята на ложках, после первого куплета играют погремушки, после второго - бубны, а после третьего куплета будем играть все вместе. Слушайте вступление и играйте под музыку.

Дети повторно исполняют песню «Детский сад»

под музыкальное сопровождение с игрой на музыкальных инструментах.

М.р. Ребята, хорошо спели и сыграли песню про детский сад. Весне понравилось. А давайте ещё порадуем Весну и споём для неё «Веснянку».

Дети встают в хоровод и исполняют «Веснянку»

музыка и слова О. Девочкиной [3]

  1. Мы поём веснянку, мы поём веснянку,
    Песня так и льётся, песня так и льётся.
    Мальчикам и девочкам, мальчикам и девочкам
    Хорошо живётся, хорошо живётся! (Идут по кругу взявшись за руки.)

Припев.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля, хорошо живётся!
Ля-ля-ля, ля-ля-ля, хорошо живётся!
 (На месте кружатся шагом, руки выполняют «фонарики».)

  1. А в саду так звонко, а в саду так звонко (идут в центр круга)
    Птички распевают, птички распевают (идут из центра спиной),
    Солнечные зайчики, солнечные зайчики
    В лужицах сверкают! (Руки на поясе у мальчиков, за юбочки у девочек, «пружинка».)

Припев.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля, в лужицах сверкают!
Ля-ля-ля, ля-ля-ля, в лужицах сверкают!
 (На месте кружатся шагом, руки выполняют «фонарики».)

М.р. Нашей гостье Весне, конечно, понравился этот хоровод. Мы с вами говорили, что весной просыпаются насекомые, а в том числе муравьи. Поиграем в весёлую игру «Муравьи проснулись рано».

Игра «Муравьи проснулись рано»

слова Е. Шаламоновой [9]

Дети сидят на корточках врассыпную, закрыв глаза, руки под щёчкой – «спят».

М.р.

Муравьи проснулись рано (открывают глазки),
Потянулись (встают, тянутся вверх), встали прямо (опускают руки вниз).
Прыг да скок, прыг да скок – новый начался денёк (прыжки на двух ногах)!
Улыбнулись всем друзьям (поворачиваются вправо-влево, улыбаются)
Побежали по делам (под музыку бегают врассыпную).

С окончанием музыки дети опять садятся на корточки и закрывают глазки.

Игра повторяется 2 раза.

М.р. Молодцы, ребята! Сегодня вы хорошо танцевали, пели, играли для нашей гостьи Весны. С весной мы не прощаемся, вы встретитесь с ней на прогулке, понаблюдаете за её приметами. А всем гостям пропоём:

М.р. (поёт). … до сви-да-ни-я!

Дети (поют). До сви-да-ни-я!

Под марш дети выходят из зала.

Литература:

  1. Бодраченко И. Вышли пальцы погулять. //Музыкальный руководитель № 1 - 2006 с. 14;
  2. Боровик Т. Пути педагогического творчества. //Музыкальный руководитель № 2 - 2004 с. 24;
  3. Девочкина О. Веснянка //Музыкальный руководитель № 2 - 2008 с. 73;
  4. Интернет-ресурс: http://forum.in-ku.com/;
  5. Карпенко М.Т. Сборник загадок. М.: Просвещение, 1988;
  6. Комиссарова Л., Костина Э. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. М.: Просвещение, 1986;
  7. Метлов Н. Песни для детского сада. М.: Советский композитор» 1979;
  8. Cуворова Т. «Танцуй, малыш» выпуск № 1 С.-П. 2006;
  9. Шаламонова Е. Весёлая гимнастика.// Музыкальный руководитель № 3-2007 с.7.