Значение игровых приемов на занятиях по развитию речи по программе "Тропинки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, который имеет непреходящее значение, так как развитие ребенка идет бурно и стремительно, формируются основы личности, расширяется сфера деятельности ребенка. Этот период детства характеризуется интенсивным познавательным развитием. Самым значительным достижением этого возраста идет усвоение речи ребенком. Речь, во всем ее разнообразии, становится необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно и формируется. Развитие речи соотносится с общим психологическим развитием ребенка и обеспечивает адекватное социальное его поведение, выступая в качестве основного средства общения. Именно в первые годы развивается и формируется речевой слух, накапливается словарный запас. Уровень развития речи является мощным диагностическим показателем психического и интеллектуального развития ребенка.

Дошкольный возраст – этот тот период, когда идет постоянное увеличение словарного запаса ребенка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых.

Л. С. Выготский, исследуя проблему обучения, писал: «Если школьник обучается по программе, предложенной ему взрослыми, то дошкольник принимает эту программу в той мере, в какой она станет его собственной. Для того, чтобы ребенок сделал ту или иную программу своей, необходимо использовать те виды деятельности, которые привлекают его, соответствуют его возрасту». Следовательно, гарантия полноценного развития существует только тогда, когда обучение опирается на знание закономерностей психического и индивидуального развития ребенка.

Начиная с работ эпохи Просвещения и до наших дней основным средством психического и социального развития ребенка ученые, психологи, педагоги рассматривали игру. И положение о том, что в детстве центральное место в жизни ребенка занимает игра, прочно утвердилось в психологии и педагогике прошлого и настоящего. Игра, начиная с самых ранних ее форм, придает конкретную предметную форму и способ социального выражения внутреннего мира ребенка. Дошкольник в игровой ситуации имеет уникальную возможность обобщить свой эмоциональный опыт и передать его другим, не только детям, но и взрослым. Наряду с этим игра может рассматриваться как специфическое средство социального развития детей. И так как к основным видам деятельности дошкольника относят игру, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Поэтому работу над речью следует проводить в тесной связи с предметно-практической игровой деятельностью ребенка, являющейся стимулом развития речи.

У ребенка, занимающегося по программе «Тропинки» (автор – В. Т. Кудрявцев), задействованы все психические процессы. Он видит, слышит, действует, взаимодействует с окружающим через разнообразные игровые приемы. В результате, получив хорошую подготовку, дети гармонично входят в школьную среду, поскольку занятия по программе эффективно развивают воображение, образное мышление, грамотную связную речь, начиная с младшего дошкольного возраста.

При помощи игры идет процесс поэтапного развития всей системы средств общения, так как на каждом этапе речевого развития имеются свои звуковой строй, грамматика и словарный запас, реализуемые в высказываниях той или иной степени сложности, с той или иной коммуникативной или познавательной целью. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками социальной среды.

Приложение 1. Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе «Тропинки»

Данное занятие ориентировано на детей, которые занимаются по программе «Тропинки». Оно направлено на развитие монологической речи. Целью занятия является: научить детей передавать ранее не знакомый рассказ, доводить передачи его содержания без пропусков и искажений; поощрять использование авторских слов и сочетаний, побуждать к выразительной речи; формировать умение образовывать формы единственного и множественного числа; закреплять умение находить сходные слова, регулировать темп и силу голоса; упражнять в сочетании существительных с прилагательными; упражнять в произношение звука [г] в словах.

На занятии использован разнообразный демонстрационный материал, игровые приемы, словесные игры, чистоговорки, скороговорки.

Приложение 2. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по программе «Тропинки»

Данное занятие предназначено для молодых воспитателей, работающих по программе «Тропинки». Целью занятия является: научить детей составлять описательный рассказ по картине; включать в рассказ наиболее точные слова для обозначения цвета, величины, использовать антонимы для сравнения лошади с жеребёнком («большой – маленький», «сильный – слабый», «длинный – короткий»); упражнять в умении произносить скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса; закреплять умение составлять предложения из заданных слов, самостоятельно менять их порядок; упражнять в «чтении» предложения после каждой перестановки слов.

На занятии был использован разнообразный демонстрационный материал, игровые приемы, словесные игры, которые способствовали формированию поставленных задач.