Использование информационных компьютерных технологий для развития дошкольников

Разделы: Информатика, Работа с дошкольниками


Введение компьютера в систему дидактических средств детского сада стал мощным фактором обогащения интеллектуального, эстетического, нравственного и физического развития дошкольника. Широкое внедрение компьютера повысил общий уровень воспитательно-образовательной работы в детских учреждениях.

Компьютерно-игровой комплекс – это мир неограниченных возможностей, это система условий позволяющих сочетать разнообразные развивающее игры с занятиями на компьютерах, это метод установления связей в системе знаний, получаемых ребенком в повседневной жизни. Это средство воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности.

Особое значение для подготовки возможности свободно и с пользой применять компьютер в детском саду имеет игра, поэтому компьютеры в детском саду необходимо использовать, в первую очередь, как средство игры. Компьютерные игры дополняют и обогащают педагогический процесс новыми возможностями. Использование компьютера в игре создает условия, при которых ребенок начинает постепенно осознавать способы своих действий, направленных на решение возникшей игровой задачи, создаваемой им самим на экране компьютера. Осознание способа своего действия в процессе решения задачи является основой возникновения у детей теоретического мышления.

Компьютерные программы для дошкольников имеют несколько серий: обучающие, развивающие, диагностические.

Все эти компьютерные программы дают возможность развивать восприятие, воображение, память, абстрактное и логическое мышление ребенка, помогают развивать инициативу, самостоятельность, моторные навыки, умение ориентироваться в пространстве, дают возможности ребенку овладеть азбукой с элементами грамматики, прививают навыки взаимодействия с компьютерной техникой.

Занятие в компьютерно-игровом комплексе состоит из трех частей:

  1. Подготовительный этап.
  2. Основной этап: а) овладение способом управления программой; б) самостоятельная игра ребенка за компьютером.
  3. Выход на другие виды деятельности.

Основная задача педагога состоит в том, чтобы на первом этапе заинтересовать детей, увлечь ребенка предстоящим общением с компьютером, дать ему определенный багаж знаний, необходимых в работе с программой. Но усвоить он их должен не в “готовой форме”, слушая объяснение, а задумываясь и размышляя над поставленными задачами. Таким образом формируется интеллектуальная готовность ребенка к работе. Задачи подготовительного этапа имеют различные формы их решения: беседы, экскурсии, чтение книг, игры и т.д.

Основной этап делится на два подэтапа:

  1. Подэтап овладения способом управления программой;
  2. Самостоятельная игра ребенка за компьютером.

На первом подэтапе можно использовать несколько способов “погружения” ребенка в программу:

а) последовательно объяснить ребенку ход его действий;

б) ориентируясь на приобретенные ребенком навыки с компьютером, объясняют ему новые его действия;

в) предложить ребенку роль исследователя, экспериментатора, предоставить ему возможность самому разобраться со способом управления программой.

На этом подэтапе очень важно научить ребенка: ставить цель в принятой игровой задаче, находить способы ее достижения, добиваться результата. Необходимо подвести ребенка к работе так, чтобы он не только принимал игровую задачу и стремился ее выполнить, но и выходил за пределы своей первоначальной цели.

В самостоятельной игре с программой надо организовать деятельность детей в усложняющихся проблемно-игровых ситуациях с учетом их конкретного практического опыта. В самостоятельной игре возможны такие условия ее реализации, при которых происходит усиление познавательной активности ребенка. Он настолько захвачен процессом познания, что происходит выход в зону ближайшего развития. Очень важно по ходу игры поощрять каждый шаг ребенка.

Время непосредственной игры за компьютером для 4-5 летних детей составляет 10-15 минут один раз в неделю, 6-7 летних детей – до 15-20 минут один раз в неделю. Кратность, непродолжительность пребывания за компьютером не позволяет ребенку достичь в компьютерной игре полного самовыражения. Свои нереализованные идеи ребенок воплощает в игре, конструировании, ручном труде, аппликации, изобразительной деятельности.

На всех этапах занятия необходимо использовать игровые методические приемы. Даже самые “сухие” обучающие моменты, скрашивают элементами обыгрывания. Таким образом, они становятся более доступны детям, позволяют им успешнее справляться с поставленными задачами.

Развивающие и обучающие компьютерные игры для дошкольников вносят большой вклад в совершенствование воспитания всесторонне развитой творческой личности ребенка и обеспечивают необходимый уровень интеллектуальной готовности к обучению в школе.