Для учителей начальной школы

Авторская образовательная программа "Я – патриот". 1-й класс

Разделы: ОБЖ, Начальная школа, Внеклассная работа


I. Пояснительная записка

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации, разработав национальную инициативу “Наша новая школа”. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания младших школьников. Программа патриотического и гражданского воспитания детей определяется как одна из приоритетных в современной школе. Очень важно, каким вырастет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.В настоящее время систематическое получение знаний по данному направлению начинается в начальной школе.

Предлагаемая образовательная программа “Я – патриот” – одна из попыток использовать материал из опыта работы различной тематики: от общих характеристик возможных кризисных и опасных ситуаций до практикумов по оказанию само– и взаимопомощи, овладение технологией здорового образа жизни, что является весьма продуктивным решением поставленных перед школой задач в области подготовки школьников к действиям и в чрезвычайных ситуациях.

Опираясь на принципы природосообразности, учитывая типологические и индивидуальные особенности познавательной деятельности и уровень социализации младших школьников, с учетом новых федеральных стандартов начального общего образования второго направления, разработанных в Российской академии образования коллективом российских педагогов-учёных, я разработала образовательную программу муниципальной бюджетной образовательной школы-интерната “Лицей-интернат № 13” по патриотическому воспитанию учащихся 1 класса. Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума, началом осознанного восприятия мира.

Программа “Я-патриот” учитывает психологические и физиологические особенности учащихсяпри изучении правил дорожного движения, правил поведения на воде, безопасности в помещении и окружающей среде, развивают патриотическую направленность и физическую культуру. К каждому разделу программы даны краткие организационно-методические рекомендации.

Программа отражает опору на изучение духовно-нравственных традиций отечественного образования и воспитания, способствует ознакомлению детей с государственной символикой, героическими страницами истории страны, ценностями отечественной культуры.

Система духовно – нравственного и патриотического воспитания включает следующие направления:

– формирование потребности в здоровом образе жизни;
– воспитание патриотизма и гражданственности;
– формирование духовности младших школьников через отношение к литературе, средствам массовой информации;
– эстетическое развитие детей;
– сотрудничество семьи и школы;
– обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.

Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий.

Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания. Программа предлагает в дальнейшем продолжение работы по системе патриотического воспитания детей.

Чувства патриотизма у ребят формируют различные направления – народный фольклор, живопись, краеведение. Используются такие формы работы, как выставки, конкурсы “Летопись моей семьи в истории страны”, встречи с ветеранами войны и труда, походы, беседы. Первые уроки в День знаний посвящены Родине, героическим страницам её истории, культуре. Главной целью этих уроков является раскрытие учащимся смысла понятия “Любовь к Родине”, воспитание у юных граждан чувств уважения и любви к Отечеству. Понимание сущности и значения государственных символов страны. Уважительное отношение к ним формируется у воспитанников на уроках истории, ОБЖ, основ государства и права, в процессе внеклассной работы, во время проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами Отечества.

Данная программа по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному предназначению – воспитательной, по форме организации – групповой, по времени реализации – долгосрочной.

Программа отражает интеграцию дисциплин, таких как окружающий мир, история, обществознание, краеведение, ОБЖ, валеология. Программа связана с курсом “Основыбезопасности жизнедеятельности”, охватывающим теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов природного и антропогенного происхождения во всех сферах его деятельности. Использование смежных дисциплин способствует в полной мере формированию социального опыта школьника, осознанию им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Программа предполагает системное изучение наиболее вероятных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких условиях, помогающее подготовить школьника к выбору правильного решения для выхода из ситуаций с наименьшими потерями.

Программа отражает чередование теоретических занятий с практическими. Программа “Я – патриот” дополняет, расширяет и углубляет темы предмета “Окружающий мир”. В ходе практических занятий у учащихся вырабатываются психологическая устойчивость к стрессу, вредным факторам и готовность к грамотному поведению в повседневных контактах с техникой, природой, экологией, людьми.

Разнообразны формы практической деятельности: экскурсии, защита рисунков, конкурсы, подготовка сообщений, работа с книгой, тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, выполнение тестов, составление кроссвордов, научно-практические конференции,.Основная форма занятий – интегрированный учебный урок. В его содержание введены развивающие модули, элементы безопасности жизнедеятельности. Важное место в данной программе занимает посещение музеев: Нижнекамский городской комплексный музей, музей Героя Великой Отечественной войны Кайманова Н.Ф., музей перовостроителя нашего города Е. Н. Королева.

Программа рассчитана на один год для учащихся 1 класса. Занятия проводятся на базе МБОШИ “Лицей-интернат №13” согласно учебному плану в рамках реализации новых федеральных стандартов второго поколения.

Общее количество занятий согласно учебно-тематическому плану: 68ч
Количество часов в неделю: 2 ч.
Регулярность проведения занятий: 2 раза в неделю.
Продолжительность: 35 минут.

Место проведения занятий: кабинет Основ безопасности жизнедеятельности, спортивный зал, кабинет фельдшера, тир, музей.

Программа учитывает психологические и физиологические особенности детей данного возраста.

Цели программы.

– Дать учащимся научные знания, охватывающие теорию и практику защиты человека и общества от опасных и вредных факторов различного характера, реализация повременных тенденций образования: “Научить жить здесь и теперь”, “Формирование способности жить в условиях постоянных перемен”.

Задачи программы.

Образовательные:

изучение государственной символики Республики Татарстан и Российской Федерации;
– способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире и приобщению к национальным традициям;
– разрешение ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких условиях с наименьшими потерями;
использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
– обогащение учащихся валеологическими знаниями;
– приобщение к работе над книгой и другими источниками знаний.

Развивающие:

– развитие чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
– стимулирование к самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

Воспитательные:

– воспитание гражданственности и патриотизма,
– формирование социально активной личности;
– воспитание толерантности.

Формы занятий:

  • групповые;
  • массовые;
  • индивидуальные.

Виды деятельности педагога и детей:

  • теоретические: рассказ, сообщение, беседа, лекция);
  • практические: экскурсии, тематические конкурсы, составление родословного древа, встречи с ветеранами войн и тружениками тыла, смотр – конкурс строя и песни, русские игры, праздники культур разных народов, олимпиады, ролевые игры, выполнение тестов, работа с книгой, составление кроссвордов, защита рисунков, научно-практические конференции, подготовка сообщений.

Методы:

  • игровой;
  • словесный;
  • частично-поисковый;
  • исследовательский;
  • наглядно-демонстрационный.

Межпредметные связи:

  • валеология;
  • ОБЖ;
  • физкультура;
  • живопись;
  • краеведение;
  • биология;
  • география;

Оборудование и материалы:

  • государственные символы;
  • портреты полководцев;
  • научно-популярные книги;
  • олимпиадные задания;
  • тесты;
  • памятки;
  • рисунки;
  • творческие работы;
  • поделки из бумаги и картона;
  • компьютер, диски;
  • ватно-марлевые повязки.

Ожидаемые результаты:

  • После освоения данной программы учащиеся должны:
  • приобрести знания, умения и навыки поведения в чрезвычайных ситуациях;
  • ряд физических и психологических качеств личности, необходимых для ускорения адаптации к условиям среды обитания;
  • выработка внутренней готовности к возможным опасным видам деятельности во взрослой жизни;
  • сформировать новые представления и понятия ПРОДУМАТЬ.

Продолжение статьи