Проектный метод деятельности дошкольного учреждения

Разделы: Работа с дошкольниками


Метод проектов является прогрессивной формой современной технологии воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении. Основатель проектного метода – американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи считал, что обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями». Метод проектов осуществляет организацию исследовательской деятельности, которая доставляет ребёнку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека.

Цель проектного метода – развитие свободной творческой личности посредством решения задач исследовательской деятельности и задач развития детей дошкольного возраста.

Задачи развития:

  1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развитие познавательных способностей;
  3. развитие творческого воображения;
  4. развитие творческого мышления;
  5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а впоследствии и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Принципы реализации проектов:

  • системность;
  • сезонность;
  • учёт личности;
  • учёт возрастных особенностей;
  • взаимодействие с ребёнком в условиях ДОУ и семьи.

Метод проектов в ДОУ можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Этапы проектного метода:

  1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
  2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
    • к кому обратиться за помощью /взрослому, педагогу/;
    • в каких источниках можно найти информацию;
    • какие предметы использовать /принадлежности, оборудование/;
    • с какими предметами научиться работать для достижения цели.
  3. Выполнение проекта – практическая часть.
  4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Классификация проектов:

  • по составу участников;
  • по целевой установке;
  • по тематике (игровые – «Игра – путешествие по морю», творческие – «На арене цирка», познавательные – «Ознакомление со свойствами и качествами металла»);
  • по срокам реализации (краткосрочные от одного занятия до одного дня, средней продолжительности, долгосрочные или длительные от одной недели до трёх месяцев и года).

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

  1. исследовательско-творческие: дети экспериментируют, затем результаты оформляются в виде газеты, драматизации, детского дизайна;
  2. ролево-игровые: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ героев сказки и решают по-своему поставленные проблемы;
  3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы, например, дизайн группы, витражи, например, проект «Рядом железная дорога» (Приложения);
  4. творческие: оформление результата в виде праздника, например, в практике нашего ДОУ это проект «День Земли».

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.

Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные (в изобразительном, словесном, музыкальном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты.

Примерный план работы педагога по подготовке проекта.

  1. Постановка цели проекта на основе изученных проблем детей.
  2. Разработка плана движения к цели: педагог, старший воспитатель обсуждает план с родителями.
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор накоплений материала.
  6. Включение в план-схему занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашнее задания и задания для самостоятельного выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей:

Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей
1 этап 1. Формирует проблему (цель).
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формирует задачу.
1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.
2 этап 1. Помогает в решении задачи.
2. Помогает спланировать деятельность.
3. Организует деятельность.
1. Объединение детей в рабочие группы.
2. Распределение амплуа.
3 этап 1. Практическая помощь по необходимости.
2. Направляет и контролирует осуществление проекта.
1. Формирование специфических знаний, умений, навыков.
4 этап 1. Подготовка к презентации.
2. Презентация.
1. Продукт деятельности готовят к презентации.
2. Представляют зрителям или экспертам продукт деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать, систематизировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного обучения и воспитания.

17.12.2011