Как познакомить детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребенка

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Знакомство с Конвенцией о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году, стало объектом пристального внимания педагогов только в последние несколько лет. В нашей стране в системе дошкольного образования сделаны лишь первые шаги в этом направлении.

В 2002 году Московским Комитетом образования с учетом высокой социальной значимости этой работы опубликовано пособие, группы исследователей под руководством

Т.Н. Дороновой "Защита прав и достоинства маленького ребенка". Это пособие бесплатно распространено в дошкольных учреждениях г. Москвы для знакомства с ним всех педагогов системы столичного дошкольного образования. В пособии, подробно изложены аспекты работы ДОУ с семьей по обеспечению защиты прав маленького ребенка и реализации положений Конвенции.

Весной 2002 года МКО провел совещание по данной проблеме. В своем выступлении проф. С.А. Козлова коснулась и проблемы знакомства самих детей с их правами. Она подчеркнула, что это - сложная работа, которая только начинается. Сложность заключается, прежде всего, в абстрактности самого понятия "право", которое ребенку дошкольного возраста трудно осознать.

Вместе с тем более 5 лет существуют программы и пособия для детей младшего школьного возраста по знакомству с правами человека и правами ребенка. Среди их авторов наиболее популярны С. Шабельнин и С. Усачев.

В нашем государственном дошкольном образовательном учреждении, проводится работа в этом направлении с микро- и макро социумом, которая обеспечивает, в том числе и защиту прав детей.

Опираясь на соответствующие пособия и технологии для работы с младшими школьниками, а также учитывая особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста, мною начата работа по знакомству детей с правами ребенка.

Как и авторы указанных выше пособий, я решили, что ввести ребенка в проблему мне поможет "старая сказка на новый лад". Было необходимо выбрать хорошо знакомую детям сказку, достаточно актуальную, в которой сюжет отражает определенные социальные явления. Я остановила свой выбор на сказке А. Толстого "Приключения Буратино". Так появилась на свет продолжение истории о Буратино, который пришел на помощь детям и куклам из “Страны Дураков”, где никто не имел представления о правах человека, а тем более - о правах детей. Чтение этой сказки и стало первым этапом знакомства детей с проблемой прав человека вообще и прав ребенка в частности.

Опираясь на ведущий в педагогике дошкольного детства принцип наглядности, я стремилась создать доступный восприятию детей иллюстративный материал, с помощью которого можно было бы обсудить и закрепить представления о каждом положении Конвенции. Использование комплекта плакатов, предложенного в журнале "Обруч", показало, что они сложны для восприятия детей и недостаточно интересны им.

Педагогический коллектив детского сада начал собственную разработку серии демонстрационных плакатов. При этом возник ряд проблем. Например, изображение неблагополучных, и страдающих детей является для ребенка большой психологической нагрузкой. Кроме того, иллюстрирование сказки, как это было задумано вначале, без реплик персонажей, которые дети сами прочитать еще не могут, показало неприемлемость использования таких плакатов.

В результате обсуждений было решено изображать на плакатах сказочных, антропоморфных животных (а не людей или их детей), которые соблюдают (а не нарушают!) права своих детенышей. (В перспективе можно составить другую сказку, повествующую о жизни леса с опорой на данные картинки. Сказки про "очеловеченных" зверей доступны и детям младшего дошкольного возраста.) Вводную сказку мы строили на основе произведения, адресованного именно старшим детям.

Работа с плакатами для рассматривания с детьми позволяет подробно обсудить каждое право и закрепить полученные представления детей.

После того как дети усвоили основные положения Конвенции; я перешла к проблемным занятиям - размышлениям. Цель этих занятий состояла в том, чтобы каждый ребенок поставил себя в воображаемой ситуации на место обижаемого и "проиграл" возможные варианты поиска помощи и самозащиты.

Наконец, завершение цикла занятий мы спланировали как интерактивную ролевую игру с детьми.

Параллельно проводилась и проводиться работа с родителями. Прежде всего, я провела анкетирование, которое позволило выявить их отношение к нарушению прав ребенка, их юридическую и психолого-педагогическую грамотность и компетентность. Затем был проведен цикл бесед и встреч с родителями.

Таким образом, педагогическая технология, предлагаемая вниманию читателей в данном пособии, складывается из следующих блоков:

- введение ребенка в проблематику прав ребенка, их перечень осуществляется через дидактическую сказку;

- закрепление и уточнение полученных представлений через работу с наглядным иллюстративным материалом, плакатами или книгой;

- цикл занятий, формирующих личное отношение каждого ребенка и предлагающих ему "проиграть" возможные ситуации нарушения прав и адекватных способов поведения в них;

- заключительная ролевая игра.