Конспект занятия по развитию речи: "Пересказ сказки "Как сорока клеста судила"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Активизация словаря детей по теме: «Зимующие птицы».
  • Закрепить образование форм Т.п. им. существительных.
  • Закрепить образование сложных прилагательных, родственных слов.
  • Развитие связной, выразительной речи.
  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Воспитание бережного отношения к природе.
  • Развитие творческого воображения.

Оборудование:

  • макет вороны;
  • сюжетная демонстрационная картина «Зимний лес»;
  • раздаточный материал по сказке на каждого ребенка;
  • иллюстрации с изображением перелетных и зимующих птиц;
  • мяч;
  • иллюстрации изображающие корм зимующих птиц;
  • аудиозапись пения птиц;
  • мольберт.

Лингвистический материал: сложные слова: чернокрылая, серобокая, длинноклювая, черногрудая, черноглазая, крикливая: родственные слова: ворона, воронята, ворон, воронье, воронушка. Птицы: синица, дятел, сорока, ворона, воробей, грач, скворец, кукушка, аист, (Я убираю грача так как это перелетная птица); сказка «Как сорока клеста судила».

Ход занятия

I. Организационный момент.

Звучит аудиозапись пения птиц. Логопед спрашивает детей:

– Чьи это голоса? (птичьи). Да, к нам на занятие прилетела лесная гостья. Кто это? (Ворона)

II. Основная часть занятия.

A) (дети рассаживаются в кругу на пуфики)

– Давайте рассмотрим ворону и расскажем какая она?

– У нее черные крылья. Значит она какая? (чернокрылая)

– У нее серые бока. Она …

– У нее длинный клюв. Она ...

– У вороны быстрые крылья. Она …

– У вороны черная грудь. Она …

– У вороны черные глаза. Она …

– У вороны длинный хвост. Она …

Логопед:

– Молодцы! Замечательно!

– А сейчас я предлагаю вам поиграем в игру с мячом: кто поймает мяч называет слово родственное слову ворона:

– Как назвать птенчиков вороны?

– Назовите все членов семьи вороны (ворона, ворон, воронята).

– Назовите ворону ласково.

– Чье гнездо у вороны?

– Как назвать очень много крикливых ворон?

Б) Формирование речевых навыков:

Ребята, давайте покажем как маленькие воронята в гнезде кричат (тихо–громко; быстро–медленно)

– ТИ, ТИ --- ТИ, ТИ, ТИ
– ТИ, ТИ, ТИ, -- ТИ, ТИ (перебираем пальчики)

– Покажите, как ворона спит (наклоняем голову вперед)

– Проснулась, посмотрела влево, посмотрела вправо.

– Покажите, клюв у птицы (высунуть длинный, узкий язык)

– Как птенчики ждут пищу? (упражнение «Чашечка»)

– Покажите, как птичка клюет (Д-Д-Д-Д-Д)

В) Динамическая пауза.

Снегирь и сорока, и клест, и синица.
Зимуют у нас эти чудные птицы,
А чтобы они жили по-прежнему с нами,
Мы будем кормить их конечно же сами.

Г) Хорошо. Молодцы. А сейчас подойдем к мольберту и рассмотрим изображенных на нем птиц.

– Вы знаете, что птицы бывают зимующие и перелетные. Сейчас мы с вами поиграем в игру, задание – на мольберте оставить только перелетных птиц, а зимующих убрать и объяснить почему.

Проводится игра: «Оставь на мольберте только зимующих птиц»

– Почему эти птицы называются зимующими?

– Птицам холодно и голодно зимой, а что птицы любят?

– Давайте угостим птиц. Чем угостим синицу? Снегиря? Воробья? и т.д.

Упражнение «Изготовим печенье для птиц»

– Зимой птиц очень трудно найти себе корм.

– Давайте сами приготовим угощение для птиц: птичье печенье (мягкий хлеб размачиваем, перемешиваем с зерном и семечками, и формируем шарики). Ворона будет наблюдать за нами. Это печенье мы отдадим птицам.

Знакомство со сказкой. Ребята вороне очень понравилось угощение которое вы приготовили для нее и ее друзей. За это она принесла нам историю, которая случилась в лесу, и сейчас нам ее расскажет. Послушайте, что там произошло.

Чтение сказки. По ходу сказки дети выкладывают сюжет с индивидуальными картинками, один ребенок выкладывает у доски.

Сказка «Как сорока клеста судила»
Зима в лесу. Спит лес под теплым, снежным одеялом. Вдруг – шум, хлопанье крыльев, трескотня.
Это сорока с разлету шлепнулась на ветку елки и затрещала, застрекотала. Из-под тяжелой еловой лапы выглянул клест.
– Слушай, не шуми, не трещи, не пугай моих птенцов!
– Что? Птенцов? В зимнем лесу? Ты, клест, лесные порядки нарушаешь. Птенцов положено весной выводить. Эй, птицы, слетайтесь сюда! Клеста судить будем за нарушение лесных порядков!
Первым на зов сороки прилетел красногрудый красавец снегирь.
– Что за шум? За что клеста судить? – спросил он.
– Да вот сорока говорит, что я лесные порядки нарушаю, зимой птенцов вывожу.
– И холода не боишься?
– Нет мы гнездо делаем теплое, толстое и прячем его среди еловых веток, туда клестиха и откладывает яйца.
– А вдруг яйца замерзнут?
– Нет, клестиха на них полмесяца сидит, своим теплом согревает.
– А как же она питается? – спросила синица, которая давно уже качалась на ветке и слушала разговор.
– Я ей семена из еловых шишек ношу, почки елки и березки – сказал клест.
– Молодцы клесты! Не страшатся морозов – включился в разговор дятел, – Я давно за ними наблюдаю. Дружные птицы! И питание у них правильное. Так же любят еловые семена как и я!
Из дупла вылезла тетушка сова и сказала:
– Я хоть и ничего не вижу днем, зато все хорошо слышу. Молодцы клесты! К весне их клестята на крыло встанут. А знаете сколько елок вырастет из семян, что они уронили.
– Не права ты сорока, – сказал снегирь.
– Трещишь без толку, не за что клеста судить, – поддержала его синица.
Тут все птицы зашумели, сорока махнула крылом и улетела.

Беседа по сказке:

– Как называется эта история?

– За что сорока собралась клеста судить?

– Поддержали лесные птицы сороку?

– А что вы узнали нового о клестах?

– Что значит выражение «на крыло встанут»?

Динамическая пауза.

Вот на ветке, посмотри.
С красной грудкой снегири
Распустили перышки,
Греются на солнышке.
Головой вертят
Улететь хотят
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью!

Пересказ сказки по ролям:

Перед пересказом детям предлагается выбрать, кто какую роль хочет исполнять (клест, сорока, дятел, синица, сова, снегирь).

III. Итог.

Занятие наше закончилось.

– Что вам понравилось на занятии?

– Таня, спроси Ксюшу, а что ей понравилось на занятии, и т.д.