Конспект индивидуального занятия по развитию коммуникативной и эмоциональной сферы ребенка раннего возраста с ЗПРР на консультативном пункте Службы ранней помощи

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Оказание помощи родителям ребенка с задержкой психоречевого развития в организации совместного взаимодействия.

Задачи:

  1. Развивать эмоциональную и коммуникативную сферу ребенка с ЗПРР.
  2. Способствовать обогащению детско – родительских отношений опытом конструктивного общения, через разнообразные игры.
  3. Содействовать вербальному и невербальному общению родителя с ребенком.
  4. Проконсультировать родителей по вопросу приобретения игр способствующих развитию коммуникативной и эмоциональной сферы ребенка.

Ход занятия

1. Сюрпризный момент:

В гости приходит мягкая игрушка - собачка. Здоровается с ребёнком и мамой. Далее происходит совместное рассматривание собачки (глаза, нос, рот, уши, лапы, хвост и т.д.).

Комментарии психолога: Сколько слов говорит ваш ребенок? Какие слова он говорит? В норме в этом возрасте ребенок должен говорить 50 слов. Для того, чтобы ребенок начал говорить нужно чаще побуждать его к общению. Для этого можно использовать любую игрушку, картинку. Спросите у ребёнка, где у собачки глаза, уши и т.д. Покажите ребёнку, где, что находится. Спросите ребенка: «Как кричит собачка?».

2. Ребенку с мамой предлагается игра: «Что спрятано в песке?»

Вместе с мамой ребёнок находит в песке игрушки. Достав из песка игрушку, мама побуждает ребёнка ее назвать. Если он не говорит, мама сама называет игрушку и говорит, как кричит (лошадка, кошка и т.д.). Далее, вместе с ребёнком они совочком насыпают песок в формочку и делают различные фигурки, проговаривая каждое действие. В конце игры маме предлагается похвалить ребенка

Комментарии психолога: Игра в песок учит ребёнка взаимодействию и открывает широкие возможности для общего развития ребёнка. Во время игры, у ребёнка развивается память, внимание, речь, хотя ребёнок не говорит, но он должен слышать правильную речь, понимать инструкции. Играя с песком, вы побуждаете его к пониманию речи окружающих. Песок, по утверждению психологов, поглощает негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. В связи с этим рекомендуем играть вам дома с песком. Игры самые простые: «Найди, что спрятано?» и т.д.

3. Игры с кубиками

Психолог предлагает рассмотреть разноцветные кубики и построить из них домик для собачки. В ходе работы привлекает маму к комментированию хода выполнения, проговариванию каждого своего действия и действия ребенка. В конце предложить маме похвалить ребенка.

- Давай построим дом. С начала мы поставим на стол красный кубик. Рядом с ним поставим жёлтый кубик. Наверх кладём крышу. Что мы построили? (Дом).

- Для кого мы построили дом?

Комментарии психолога: У вас есть дома конструктор? Лучше всего приобрести деревянный или пластмассовый конструктор. Игры с конструктором очень полезны. В ходе ее можно познакомить ребёнка с геометрическими фигурами (квадрат), а также развивать тонкую моторику руки, координацию движений. Ребенок должен строить гараж, заборчик, дом и т.д. Затем можно обыграть постройку.

4. Игра на развитие эмоциональной сферы «Кто кричит?»

Педагог с собачкой прячется за ширмой. Выглядывает из-за неё и проговаривает: «Ку-Ку»... Ребёнок ищет взрослого вместе с мамой. Затем мама прячется, её ищет ребёнок. Когда ребёнок находит маму, она обнимает и целует его. Игра повторяется несколько раз.

Комментарии психолога: В ходе таких несложных игр развивается эмоциональный контакт с ребёнком, двигательная активность.

5. Игры в бассейне с водой

Психолог обращает внимание ребёнка на бассейн, и предлагает найти в нём заводные игрушки. Вначале маме предлагается достать рыбку.

- Алёша, посмотри, что у мамы ....? (рыбка).

Предложить маме совместно с ребенком рассмотреть, что есть у рыбки. Затем «завести» рыбок и пустить вместе с ребёнком их в воду, проговаривая каждое действие ( рыбка плывёт, двигает хвостом и т.д.).

Комментарии психолога: Игры с водой один из самых приятных способов обучения для малышей. Во время игр нужно обязательно комментировать все, что делает и видит ребенок. Дома можно наливать и выливать воду из пластмассовых пузырьков, вылавливать из воды шарики, коробки из-под киндер – сюрпризов, кусочки пенопласта – ложкой, ладошкой, двумя пальчиками и т.д. Ваша задача направить энергию ребенка на познавательные аспекты, вовремя помочь, подсказать, организовать поле для исследования. Дома можете проводить такие игры как: «Ладошки на воде», «Лодочка», «Поймай рыбку».

6. Игра «Мыльные пузыри»

Маме предлагается поиграть с ребенком. Задача ребёнка поймать пузыри ладошками.

Развитие продуктивных видов деятельности:

Маме с ребенком от имени игрового персонажа предлагается лист бумаги и карандаш. Нужно нарисовать для собачки дорожку к домику.

Комментарии психолога: Ученые доказали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим развитие ребенка и в том числе речевое. В результате повышается работоспособность коры головного мозга, улучшаются артикуляционные движения. Важно учить дома ребенка правильно держать карандаш, в правой руке. Дома вы можете лепить горошинки, рисовать дорожки, клубочки и т.д.

Домашнее задание:

  1. Предложить родителям буклет с описанием игр с водой, в которые можно поиграть с ребенком в любое свободное время в домашних условиях («Наливаем – выливаем - измеряем», «Тонет – не тонет», «Вода и воздух»)
  2. Рекомендовать родителям, организуя игры с водой стараться познакомить ребенка: со свойствами различных материалов и предметов; закрепить элементарные представления о форме, величине, цвете предметов; развивать мелкую моторику (при наливании, выливании воды и т.д.);