Комплексное занятие по теме "В гостях у тетушки Совы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения через использование детской компьютерной обучающей программы и совместной проектной деятельности с родителями и детьми.
  • Расширять и углублять знания детей о работе светофора, о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах.
  • Познакомить детей с дорожными знаками («пешеходный переход», «пункт медицинской помощи», «пункт питания», «автозаправочная станция» и т.д.) и их назначением с помощью дидактических игр: «Собери знак», «Четвертый лишний»;
  • Формировать у детей знание улицы (проезжая часть, тротуар, перекресток, пешеходный переход, островок безопасности);
  • Обогащать и активизировать словарный запас по теме.
  • Учить наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации;
  • Воспитывать дисциплинированность;

Материал:

  • Диск с компьютерной игрой: «В гостях у тетушки Совы»;
  • Макеты дорожных знаков;
  • Электронная презентация совместного проекта родителей и детей группы на тему: «Дорожные знаки – лучшие друзья пешеходов и водителей»;
  • Ноутбук для просмотра презентации и фрагментов электронной игры;
  • Дидактические игры: «Собери знак», «Четвертый лишний»;
  • Мольберт;
  • Мяч;

Предварительная работа:

  • беседы с детьми по ПДД с использованием наглядности;
  • экскурсии по улицам города;
  • наблюдение за транспортом;
  • чтение рассказов;
  • проведение развлечений: «Наш друг - светофор», «Осторожно дорога»;
  • проведение дидактических, подвижных игр: «Воробушки и автомобиль», «Найди свой цвет»;
  • создание совместного проекта родителей и детей: «Дорожные знаки – лучшие друзья пешеходов и водителей»;

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, к нам на занятие пришла необычная гостья. Посмотрите, кто это? (включается видеоролик с «тетушкой Совой»). Вы узнали кто это?

– Сегодня тетушка Сова продолжит знакомить вас с важными и нужными правилами дорожной безопасности.

– Скажите, а для чего нужно изучать и знать Правила движения? (Ответы детей: чтобы не подвергать свою жизнь опасности и не мешать движению транспорта и т.д.).

Раздается стук в дверь:

– Посмотрите ребята тетушка Совы прислала нам бандероль. Хотите узнать, что в ней находится?

Воспитатель открывает бандероль и показывает детям картину.

– Посмотрите, что изображено на картине? (Авария. Это машины столкнулись друг с другом)

– Верно, на этой картине изображена авария, Как вы думаете, из – за чего она произошла?

Дети: На картине не хватает дорожных знаков, машины дорогу друг другу не уступили, и случилась авария.

Воспитатель: Чтобы не случилось такой беды, что нужно делать? (нужно всегда соблюдать правила дорожного движения, знать дорожные знаки и т.д.)

– А как вы думаете, ребята, почему тетушка Сова прислала эту картину?

– Чего не хватает на картине? (на картине не хватает дорожных знаков).

Воспитатель: Верно ребята, нам надо найти дорожные знаки, которые должны быть на этой картине. Без дорожных знаков очень трудно машинам, и пешеходам. Вы согласны помочь?

Дети: Да

Давайте посмотрим и послушаем тетушку Сову. Она хочет вам рассказать о самом важном на дороге.

Детям предлагается просмотр видеоролика о светофоре.

Воспитатель: Ребята о чем нам рассказала тетушка Сова? (о светофоре).

– Для чего нужен светофор? (Светофор нужен для того, чтобы регулировать дорожное движение. Своими сигналами он разрешает или запрещает движение. Он помогает устанавливать на улицах и дорогах порядок).

– Правильно ребята. Светофор нам нужен, чтобы перейти дорогу. Мы должны подчиняться сигналам светофора. Какие правила светофора вы запомнили?

Дети: На красный сигнал – стой, на желтый – жди, а зеленый – иди.

Игра с мячом: «Разрешается, запрещается»

Дети встают в круг. Воспитатель в кругу с мячом в руках. Он задает вопросы о светофоре и бросает мяч. Ребенок дает ответ и возвращает мяч воспитателю.

Воспитатель: Давайте сейчас проверим как вы запомнили правила светофора. Вставайте в круг. Я буду бросать вам мяч и задавать вопрос, а вы будете отвечать – «разрешается» это или «запрещается» светофором. Если правильно ответите, то мы сможем разместить светофор на нашей картине. Будьте внимательны:

  • Переходить улицу на красный свет светофора – … (запрещается);
  • Переходить улицу на зеленый свет светофора - … (разрешается);
  • Переходить улицу на желтый сигнал светофора – … (запрещается);
  • Перебегать через дорогу – … (запрещается);
  • На красный свет светофора ехать – … (запрещается);
  • На зеленый свет светофора ехать – … (разрешается);
  • Играть на дороге – … (запрещается);
  • Выбегать на проезжую часть – … (запрещается);

Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо запомнили сигналы светофора и правила дорожного движения. Теперь мы можем разместить светофор на нашей картине.

– Где нужно поставить светофор? (На перекрестке). Молодцы!

– А нам надо идти дальше, чтобы найти и вернуть другие дорожные знаки на картину.

Воспитатель: Ребята, вы пока еще ходите по улице с папами и мамами, но скоро вам придется ходить по улицам самостоятельно. По дорогам движется много машин, и переходить улицу в неположенных местах там, где захочется, опасно. Улицу надо переходить в строго определённом месте. О том, как называется это место нам сейчас расскажет тетушка Сова.

Дети смотрят видеоролик о пешеходном переходе.

Воспитатель:

– Как называется полосатая дорога? (зебра)

– Правильно! Вот эта полосатая дорога и есть пешеходный переход. Его еще можно назвать «зеброй».

– Ребятки, а как называется то место, где пешеход переходит через дорогу? Правильно, пешеходный переход (показывают). А как называется та часть улицы, которая предназначена для пешеходов? Правильно, тротуар.

– Кто запомнил, как нужно переходить улицу? (Переходить улицу нужно на зеленый свет светофора. Сначала нужно посмотреть на право, затем налево, и если нет машин то идти. Дойти до середины дороги, еще раз посмотреть на право, затем налево и идти дальше).

– Давайте возьмем это знак и разместим на нашей картине. Куда мы его поместим? (около светофора). Отлично!

Дидактическая игра «Собери знак»

Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды и собрать из частей целое (дети собирают знаки «Больница», «Автозаправочная станция»);

– Молодцы ребята. Какие знаки у вас получились? Что они обозначают?

Дети: знак «Больница» – показывает, что рядом находится больница. Знак «Автозаправочная станция» – указывает, что поблизости можно заправить машину бензином.

Воспитатель: Умницы, вы правильно назвали знаки, и теперь мы можем разместить их на картине.

Дидактическая игра: «Четвертый лишний»

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру. На карточках нарисованы виды транспорта, которым разрешено ездить по дороге. Нужно внимательно посмотреть на картинку и сказать, что здесь лишнее и почему (Н-р: автобус, такси, грузовик, велосипед. Здесь лишним является велосипед, потому что на нем нельзя кататься по проезжей части).

Дидактическая игра: «Можно – нельзя»

– А сейчас поиграем в игру «Можно – нельзя», определим места катания на велосипеде.

Дети реагируют: если «можно» крутят воображаемые рули. Если «нельзя» приседают.

– Кататься на велосипеде

  • Во дворе……. (можно)
  • На остановке автобуса….. (нельзя)
  • На стадионе………
  • На проезжей части дороги…….
  • В детском саду…….
  • По тротуару…….
  • По лестнице……..
  • На полянке……
  • На шоссе…….
  • По лужайке……

Физминутка

Проводится игра: «Красный, желтый, зеленый»

Воспитатель поочередно поднимает разноцветные кружки, дети выполняют движения в соответствии с цветом кружка: красный – дети замирают в разных позах; желтый – дети хлопают в ладоши; зеленый – дети свободно передвигаются по группе.

Электронная детская презентация совместного проекта родителей и детей: «Дорожные знаки – лучшие друзья пешеходов и водителей». Названные детьми знаки расставляются на картине.

Воспитатель: На улицах много разных знаков. Дорожные знаки – лучшие друзья водителей и пешеходов. Каждый знак имеет свое название.

– О чем нам рассказывают дорожные знаки? (о том, какая дорога; как надо по ней ехать; что разрешается и чего нельзя делать на дороге).

– Вместе с родителями вам было предложено по дороге из детского сада домой рассмотреть на улице и нарисовать те знаки которые вы запомнили. Рассказать, что они обозначают.

Воспитатель:

Ну, а теперь, все знаки
Становитесь дружно в ряд
И все правила движенья
Расскажите для ребят

Дети выстраиваются в ряд, каждый рассказывает о своем знаке:

Если ты спешишь в пути через улицу пройти,
Там иди, где весь народ, там, где знак есть ... (Переход)

Знак водителей стращает,
Въезд машинам запрещает!
Не пытайтесь сгоряча
Ехать мимо кирпича! (Въезд запрещен)

Если нужно вам лечиться,
Знак подскажет, где больница.
Сто серьезных докторов
Там вам скажут: "Будь здоров!" (Больница)

Посреди дороги дети,
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимательней, водитель! (Дети)

Не доедешь без бензина
До кафе и магазина.
Этот знак вам скажет звонко:
"Рядышком бензоколонка!" (Автозаправочная станция)

Если нужно дозвониться
Хоть домой, хоть заграницу,
Знак поможет, скажет он,
Где искать вам телефон! (Телефон)

Коли вам нужна еда,
То пожалуйте сюда.
Эй, шофер, внимание!
Скоро пункт питания! (Пункт питания)

Ай-ай-ай! Какая жалость!
Что-то вдруг у нас сломалось.
Знак нам этот говорит:
"Здесь машинный Айболит!" (Техобслуживание)

Этот знак тревогу бьет –
Вот опасный поворот!
Ехать здесь, конечно, можно,
Только очень осторожно –
Никого не обгонять,
Пассажиров не менять (Опасный поворот)

Знак запомните, друзья,
И родители, и дети:
Там, где он висит, нельзя
Ездить на велосипеде! (Движение на велосипедах запрещено).

Воспитатель: Посмотрите ребята на нашу картину. Сегодня мы с вами совершили хорошее дело, помогли дорожным знакам вернуться на свои места. Вы довольны ребята? Давайте послушаем, что же скажет нам тетушка Сова.

Тетушка Сова: Ну что ж, ребята, мы с вами сегодня вспомнили правила дорожного движения. И я убедилась, что вы их хорошо знаете дорожные знаки. Теперь самое главное для вас – применять их всегда, когда выходите на улицу, показывая всем пример. На этом наше занятие заканчивается, большое спасибо, что внимательно слушали и смотрели. Будьте здоровы и запомните Азбуку безопасности на дороге.

Воспитатель: Ребята, для вас тетушка Сова приготовила вот такие подарки – фликеры, которые прикрепляют на одежду в темное время суток, чтобы вас лучше было видно на улице в непогоду.