Тема урока "Права человека"

Разделы: Внеклассная работа


Воспитательные задачи:

  1. Познакомить детей с содержанием Декларации прав ребёнка и Конвенции о правах детей.
  2. Расширить представление детей об их правах.

Ход беседы

I. Организационный момент.

II. Вступительная часть.

Чтение стихотворения.

Россия…
Как из песни слово,
Берёзок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа –
Люблю тебя, моя Россия
За ясный свет твоих очей,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом Русь.

Вопросы:

  1. Как называется страна, в которой вы живете? (Россия.)
  2. В каком государстве вы живете? (Российская Федерация.)
  3. Назовите столицу нашего государства. (Москва.)
  4. Какие символы нашего государства вы знаете? (Флаг, герб, гимн.)

- Наше государство большое и многонациональное. Жизнь в нем регулируется Конституцией РФ – основным документом государства, где записаны все законы, определяющие жизнь страны, права и обязанности ее граждан. Все граждане страны обязаны жить согласно Конституции. День принятия Конституции – является государственным праздником. У нас – это выходной день.

- Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. Все мы понимаем друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет.

- Ребята! А как вы думаете, что нас всех объединяет? Что у нас общего?

Учитель подводит к пониманию, что это общее и есть права человека.

- А как вы думаете права человека одинаковые у всех людей?

- Да, ребята! Права у людей всех одинаковые. Они есть у всех людей. Права человека никто не дает, человек получает права от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит у нас всех одинаковые, равные права. Все основные права записаны в документе – Всеобщей декларации прав человека. (Показываю на доску на слово Декларация.)

III. Основная часть.

Декларация – это основные принципы, к которым стремится государство.

Учитель знакомит детей с Декларацией, особое внимание уделяет первому принципу, акцентируя внимание на понятии «равенство»:

- Все люди имеют право на то, что указано в документе, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, на котором они говорят; религии, политических и иных убеждений, т.е. все люди равны».

Учитель пересказывает основное содержание первых пяти принципов Декларации, предлагает ребятам пофантазировать, рассказать в том, как они понимают суть названных принципов.

- А сейчас я хочу вас ознакомить с основными принципами Декларации!

Принцип 1. Все дети имеют право на все, о чем говорится в Декларации, независимо от их расы, цвета кожи, пола, языка, религии, а также от места рождения и имущественного положения родителей.
Принцип 2. Ребенок имеет право воспитываться физически и духовно в нормальных условиях, в условиях свободы и достоинства.
Принцип 3. Ребенок имеет право на имя и принадлежность к стране.
Принцип 4. Ребенок имеет право на особую заботу и защиту, на хорошее питание, жилище, медицинское обслуживание.
Принцип 5. Ребенок имеет право на особую заботу, если несколько отстает в своем физическом и психическом развитии.
Принцип 6. Ребенок имеет право на любовь и понимание со стороны своих родителей и семьи.
Принцип 7. Ребенок имеет право на бесплатное получение образования, которое способствовало бы его культурному развитию.
Принцип 8. Ребенок имеет право быть первым среди ожидающих помощи.
Принцип 9. Ребенок имеет право быть защищенным от актов жестокости, эксплуатации, небрежного отношения.
Принцип 10. Ребенок должен обучаться взаимопониманию, терпимости, умению жить в мире и дружбе между людьми.

- А теперь поговорим о конвенции.

Конвенция – это международное соглашение, обязательное для тех государств, которые его подписали (т.е. согласились со всеми решениями, которые были приняты).

- Государства, подписавшие Конвенцию, несут ответственность за выполнение её требований (т.е. если подписались, то должны выполнять все требования и статьи). Конвенция содержит 54 статьи, которые отражают основные моменты жизнедеятельности детей. Положения Конвенции сводятся к трём основным требованиям: выживание, развитие и защита.

Учитель передает основное содержание некоторых статей Конвенции о правах ребенка, объясняя непонятные для детей моменты:

- Я вам зачитаю несколько статей Конвенции о правах ребёнка.

Статья 6. «...каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь», государство обязано обеспечить выживание и развитие ребенка.
Статья 7. Ребенок имеет право на имя при рождении, имеет право на получение гражданства.
Статья 12. Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды, причем этим взглядам должно уделяться внимание при решении любых вопросов, затрагивающих данного ребенка.
Статья 16. Дети имеют право на защиту от вмешательства в их личную, семейную жизнь, а также в их переписку.
Статья 19. Государство должно защищать ребенка от любых форм плохого обращения с ним со стороны родителей и других лиц, несущих ответственность за заботу о нем.
Статья 20. Государство обязано обеспечить социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды.
Статья 22. Детям-беженцам должна обеспечиваться особая защита.
Статья 23. Ребенок-инвалид имеет право на особый уход, образование и подготовку с тем, чтобы помочь ему в ведении полноценной и достойной жизни.
Статья 24. Ребенок имеет право на медицинскую помощь.
Статья 27. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Статья 28. Ребенок имеет право на образование, и обязанность государства состоит в обеспечении бесплатного и обязательного начального образования, доступного для каждого ребенка.
Статья 31. Ребенок имеет право на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни.

- Ребята, вы познакомились с некоторыми статьями Конвенции. Как вы наверное поняли главное – взрослые обязаны заботиться о благополучии детей, обеспечивать им условия для полноценного развития. Если вы, ребята, живете в обычной семье, ходите в школу, лечитесь у врача, занимаетесь в спортивной секции или кружке, то вам кажется, что так живут все дети, что по-другому и не бывает. К сожалению, есть много ребят, которым живется не так хорошо. И здесь на защиту встает Конвенция. Этот документ заставляет некоторых взрослых по-другому обращаться с детьми, защищать права обездоленных детей, детей-инвалидов, беженцев, сирот.

Решение ситуаций по правам человека.

Классная доска делится на три сектора, каждый из которых имеет свое название: «Во всех случаях», «В большинстве случаев», «В некоторых случаях». Учитель читает запись на карточке. Ребята обсуждают, в какую колонку ее поместить.

Примерное содержание карточек: на доске 3 столбика: «Во всех случаях», «В большинстве случаев», «В некоторых случаях».

- Я вам буду читать ситуацию, а вы должны отнести к графе или «Во всех случаях» или «В большинстве случаев» или «В некоторых случаях».

  • «Красть – плохо».
  • «Убивать – плохо».
  • «Заодно и то же можно наказать несколько раз».
  • «Пытать – нельзя».
  • «Заставлять человека работать – нельзя».
  • «Человек должен быть грамотным».
  • «Детей-сирот нужно обеспечивать всем необходимым».

Делается вывод, перечисляются записи в колонке «Во всех случаях».

- Ребята! Давайте ещё раз посмотри на столбик «Во всех случаях». Это и есть права, признанные всеми. Права человека, ребёнка могут излагаться в любом документе – в декларации, конвенции, законе. Однако цель у этих документов одна – защищать права человека, обеспечить ему наилучшую жизнь!

Вопросы по правам человека.

- Я буду задавать вопросы. А вы должны не просто ответить «да», «нет», но и объяснить свой ответ.

  1. Все ли герои сказки «Гадкий утенок» относятся друг к другу по-братски?
  2. Должны ли все герои этой сказки иметь равные права независимо от своего происхождения?
  3. Имели ли право обитатели птичьего двора обижать гадкого утенка?
  4. Чье право нарушила ведьма в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»? Назовите это право.
  5. Имел ли право Буратино на образование?
  6. Какие права поросят нарушал волк в сказке «Три поросенка»?
  7. Какое право Емели и Марьи-царевны нарушил царь, велев поместить их в бочку?
  8. Кто может защитить ребенка от насилия или жестокого обращения?
  9. Куда может обратиться ребенок, если ему нужна помощь?
  10. Кто обязан следить за соблюдением прав ребенка?

IV. Заключительная часть.

Итог. Учитель: «Только при уважительном, вежливом отношении друг к другу, соблюдении правил культурного поведения мы будем жить в мире и согласии с окружающими, сумеем сохранить свое достоинство и честь».

Литература:

  1. Весёлые классные часы в 3-4 классах / Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 36-38 с.
  2. Внеклассные мероприятия в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2005. – 43-44 с.
  3. Воспитание. Четвёртый класс: Пособие / М.П. Осипова, С.И. Козлович, З.М. Панасевич и др.; Под ред. М.П. Осиповой. – Мн.: Книжный дом; Экоперспектива, 2004. – 3-4 с.

18.12.2011