Современные технологии в формировании интереса к изучению русского языка

Разделы: Русский язык


"Нельзя более мириться со школой, которая отстала от своего времени на сто лет, с её пустословием, прописными истинами, безнадёжно старевшими учебниками, письменными работами, зубрёжками и оттарабаниванием уроков", - эти слова американский педагог Френе произнёс в начале 20 века. Но они актуальны и для школы XXI века.

В процессе обучения необходимо учитывать особенности восприятия учащимися учебного материала. Современные исследователи утверждают, что в памяти человека остаётся ? часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ? услышанного и увиденного одновременно, ? части материала, если ученик ко всему прочему вовлечён в активные действия в процессе обучения.

Чтобы школа соответствовала современной действительности, создаются современные педагогические технологии. Педагогическая технология - совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные задачи. Среди них можно выделить информационно-коммуникационные технологии, технологию проектов, технологию развития критического мышления, технологию "педагогическая мастерская", технологию уровневой дифференциации обучения. Выявим особенности каждой из этих технологий и попытаемся понять, насколько они способствуют развитию интереса учащихся к русскому языку.

Начнём с информационно-коммуникационных технологий. ИКТ - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому с помощью компьютера, проектора, интерактивной доски.

Цель использования ИКТ - повышение эффективности урока. Задачи: повысить мотивацию обучения у учащихся, развивать познавательную активность учащихся, стимулировать самостоятельность учащихся при подготовке к урокам, совершенствовать формы и методы организации учебного процесса.

Формами использования ИКТ в организации урочной деятельности являются презентации, электронные словари, учебники и тренажёры, дидактические материалы на магнитных носителях, видеоматериалы, информация с сайтов различных поисковых систем.

Презентация может использоваться на уроке как демонстрация видеоряда, аудиоряда, оформление логических выводов в схематической форме, предъявление образцов и алгоритмов, создание эмоционального фона.

Видеоряд на уроках русского языка может представлять собой иллюстративный материал к урокам развития речи, иллюстративный материал к урокам изучения грамматического материала для активизации мыслительной деятельности и эмоциональной настройки класса, иллюстративный материал к биографиям лингвистов и филологов.

Аудиоряд на уроках русского языка может представлять собой звуковые иллюстрации к урокам развития речи, прослушивание текстов, предназначенных для анализа.

Оформление логических выводов в схематической форме может иметь вид схем, иллюстрирующих многоступенчатые правила и определения; схем, служащих для обобщения изученного по теме материала; таблиц, содержащих постепенно накопленный материал, на основе которого делается обобщение.

Предъявление образцов и алгоритмов делится на образцы, на основе которых выполняется устная или письменная работа, и алгоритмы, задающие определённый порядок работы с изученным материалом.

Создание эмоционального фона урока достигается использованием музыкальных фрагментов, видеофрагментов, иллюстративных материалов.

Во внеурочной деятельности ИКТ используются в виде разработки и защиты проектов, подготовки презентаций, подготовки докладов с опорой на интернет-источники.

Использование презентации на уроке имеет не только положительные, но и отрицательные стороны. Данная методика не даст положительных результатов, если использовать её бессистемно.

Положительные стороны данной методики на современном этапе состоят в том, что ИКТ облегчают труд учителя, повышают авторитет учителя среди учащихся, дают возможность сделать урок интереснее и богаче в информационном плане, способствуют глубокому усвоению материала и развитию интеллектуальных возможностей учащихся, расширяют круг источников информации для учащихся и различные виды памяти.

Отрицательные стороны данной методики на современном этапе состоят в зависимости от техники; использовании презентации как модной технологии и как самоцели, а не как метода для достижения какого-либо положительного результата; опасности превращения учащегося из "деятеля" в "созерцателя".

При использовании презентации на уроке необходимо учитывать следующее: заранее предупредить учащихся о том, на каких уроках и с какой целью будет использована презентация; чётко рассчитать время на уроке с использованием презентации; внимательно относиться к дизайну слайдов, составляющих презентацию; предварительно просматривать презентацию, приготовленную для использования на уроке.

Большинство учащихся хотят, чтобы презентация использовалась на уроке.

Привнесение ИКТ в среду урока обогащает его. Создаётся атмосфера заинтересованности, поиска, творчества, доброжелательности. В результате возникает ситуация успеха. Успех связан с чувствами радости, эмоционального подъёма, которые испытывает ученик во время выполнения какой-то работы. Он и в следующий раз с удовольствием возьмётся за неё.

ИКТ позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению, способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа даёт возможность наглядно представить результат своих действий. Знание ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными.

Использование ИКТ на уроке помогает решать практические задачи, отражённые в программе по русскому языку. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, усвоил или не усвоил материал обучающийся.

В связи с использованием ИКТ можно выделить некоторые проблемы: отсутствие системности применения из-за нехватки компьютерных классов, отсутствие интегрированных программ русского языка и литературы с курсом информатики.

С ИКТ тесно связана технология проектов. Метод проектов предполагает совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Цель проектных технологий - научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из различных областей, возможность прогнозировать результаты.

  • По количеству участников можно выделить проекты: личностные, парные, групповые.
  • По продолжительности выполнения проекты бывают: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.

Параметры внешней оценки проекта:

  • Значимость и актуальность выдвинутых проблем;
  • Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
  • Активность каждого участника проекта;
  • Глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
  • Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • Эстетика оформления результатов выполненного проекта;
  • Умение отвечать на вопросы оппонентов.

Этапы работы над проектом:

  1. Поисково-исследовательский - определение цели и задачи проекта, сбор информации, планирование проектной деятельности;
  2. Технологический - выполнение запланированных тренировочных упражнений и заданий, практическая реализация проекта, презентация проекта;
  3. Заключительный - оценка качества реализации проекта, анализ результатов выполнения темы проекта, изучение возможностей использования результатов проектной деятельности.

Критерии оценки работы: уровень знаний, самостоятельность, собранность, способность находить новые оригинальные подходы, инициативность, заинтересованность, способность работать в коллективе.

Роль учителя в проектной технологии: формирует мотивацию учащихся, проводит консультации по выборам тем проекта, отслеживает деятельность каждого участника проекта, делает анализ проделанной работы.

Таким образом, проектная деятельность - один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Использование метода в практике обучения способствует всестороннему развитию ребёнка. При работе над проектом школьникам приходится пользоваться различными источниками, они учатся добывать необходимую информацию.

К современным педагогическим технологиям также относится технология развития критического мышления.

Технология развития критического мышления известна в России с 1997 года. Она развивается в рамках проекта института "Открытое общество" под названием "Чтение и письмо для развития критического мышления". Проект реализуется в 16 странах мира и 5 российских регионах.

Данная технология предполагает следующие принципы: максимально богатая, насыщенная среда; выбор; партнёрство; участие каждого.

Теоретической базой, основами развития критического мышления является наличие 3 стадий (основных фаз) в процессе работы с информацией:

  1. Стадия вызова - пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме, самостоятельное определение учащимися направления в изучаемой теме, актуализация знаний и опыта учащихся по изучаемой теме;
  2. Стадия осмысления - организация активного восприятия текста, цель - поддержать интерес и активность, созданные на стадии вызова, осуществить контакт с новой информацией и поддержать усилия учеников по отслеживанию собственного понимания;
  3. Стадия рефлексии - самостоятельная оценочная систематизация изученного материала, расширение сферы своих знаний, выражение новых идей и информации собственными словами, выстраивание новых представлений, расширение своего выразительного словаря.

Этапы работы с письменным текстом:

  1. Инвентаризация (сбор мыслей и идей);
  2. Написание черновика;
  3. Правка (самостоятельно, в парах, в группе);
  4. Написание чистовика (редактирование);
  5. Авторский стул. Издание.

В качестве примера хочу привести урок развития речи по теме "Описание местности с помощью воображения". Учитель предлагает сесть так, чтобы каждому было удобно. Кто хочет, может закрыть глаза. Звучит музыка. Учитель говорит: "Представьте место, которое вам очень дорого. Вы птица, вы парите на высоте птичьего полёта над любимым для вас местом:". Музыка останавливается, ученики записывают в черновиках первую фразу: "Перед моим внутренним взором предстала картина:" После написания черновика идёт правка самостоятельно и в группе. Потом идёт этап написания чистовика (редактирование). Следующий этап - авторский стул, издание (публикация). Ученики представляют свои работы. Остальные учащиеся благодарят их аплодисментами. Заканчивается урок рефлексией. Учащиеся оценивают уровень своей работы. Пример творческой работы: "Перед моим внутренним взором предстала картина: Падает снег на мой дом, а я всё летаю кругами. Чувствую, что мне грустно, печально. Ничто не радует. Солнце пропало за тучами. Последний, кажется, лучик коснулся родного дома. Теперь я постепенно снижаюсь, и взор мой не может объять всё. Я вижу моё родное окошко. Горит свет. Мама с папой увидели меня. Они уже бегут ко мне, несмотря на то, что я - птица, они узнали меня, обняли и держат на руках. Они вместе со мной поднялись над землёй. Наконец я опускаюсь на землю в том самом месте. Я вижу, что луч солнца пронзает стаи туч. Мне стало вдруг весело. Я понимаю, что меня здесь любят и ждут всегда. И, понимая это, я снова становлюсь человеком. Родители подхватывают меня на руки и несут домой, в мой любимый, родной дом, где всегда тепло и уютно. Ученица 6 класса".

Следующая современная технология - педагогическая мастерская. Это многомерная, интегрированная образовательная технология с вероятностным результатом, которая ориентирована на индивидуально-личностный подход в образовательной деятельности. На первое место выдвинута содержательная задача построения целостной картины мира, а на второе - поиск места своего Я в этом мире. Учащимся предоставляется возможность выбора вида деятельности, материала, способа предъявления результата. На уроке мастер вводит своих учеников в поиск знания, а не прямо передаёт информацию, обучает умению ставить проблемы и творчески искать ответ, создаёт атмосферу, позволяющую им осознать и научиться понимать себя и своё место в мире, понимать других людей, воспитывает уверенность в своих способностях.

Основные элементы мастерской на уроках русского языка - индукция, создание творческого продукта, социализация, разрыв и рефлексия.

Индукция - проблемная ситуация, вопрос, создание эмоционального настроя, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор - всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций.

Создание творческого продукта или (самоконструкция и социоконструкция) - создание индивидуального, а затем группового и межгруппового интеллектуального продукта: опыта, наблюдения, идеи, гипотезы, текста. Например, имея представление о причастных оборотах, учащиеся, исследуя текст, акцентируют своё внимание на их роли в тексте.

Социализация - всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть представлено. Это сравнение своего проекта с другими в ходе общения. На уроке представитель от каждой группы представляет результаты своего исследования в форме таблиц, сообщения.

Разрыв - внутреннее осознание учащимся неполноты своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, который активизирует ученика к творческому поиску ответов.

Рефлексия - отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской.

Последняя современная технология, о которой я хотела бы рассказать, - технология уровневой дифференциации обучения (ТУДО). Нередко в одном классе находятся ученики с высоким уровнем развития и низким. Учитель вынужден выбирать формы и методы обучения, направленные на достижение результатов средним учеником. Но тогда страдают и слабые учащиеся, и сильные. Использование уровневой дифференциации позволяет обеспечить усвоение каждым школьником базовых знаний и умений по русскому языку путём формирования положительной мотивации учения.

В начале работы по уровневой дифференциации с новыми учениками учитель на родительском собрании знакомит с технологией. На первом уроке изучаемой темы учащимся предъявляются основные требования и список обязательных результатов обучения с образцами заданий зачёта обязательного и дополнительного уровней усвоения изучаемого материала. С 5 по 11 класс учащиеся ведут общие тетради-справочники. Формы урока выявления качественного уровня усвоенности теоретического материала могут быть разнообразными: поэтапное тестирование, билетный зачёт (сначала отвечают учителю сильные ученики, которые потом принимают ответы учащихся своей группы). Уроки по отработке обязательных результатов обучения проводятся с использованием разнообразных форм, приёмов и методов: групповая работа, коллективная работа, индивидуальные задания, тренировочный зачёт, тематический зачёт. На каждого ученика заполняется лист учёта и контроля сдачи тематических зачётов. У всех учащихся есть свой паспорт успеваемости. По нему составляется индивидуальная программа ликвидации пробелов. Это стимулирует работу учащихся, поскольку они видят свои результаты. Это и дополнительная мотивация учения. Технология уровневой дифференциации обучения даёт каждому ученику право выбора между обязательным и дополнительным уровнями обучения, обеспечивает открытость требований и психологический комфорт усвоения знаний, мотивацию учёбы, рождает веру в свои силы.

Безусловно, современные технологии в той или иной мере способствуют развитию интереса к изучению русского языка. Каждый из нас в разной степени использует их на своих уроках, выбирая то, что ближе.