Комплексная образовательная деятельность по коррекционно-речевому развитию "Путешествие в страну правильной речи"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Задачи:

  • Уточнять и активизировать словарь по темам: «Транспорт», «Профессии на транспорте».
  • Совершенствовать грамматический строй речи: образование и использование в речи форм ед.ч. и мн.ч. существительных, согласование прилагательных с существительными; употребление глаголов с различными приставками, простых предлогов; образование прилагательных от существительных; согласование числительных с существительными; согласование слов в предложении в роде, числе, падеже; образование однокоренных слов.
  • Совершенствовать навыки звукового и слухового анализа.
  • Совершенствовать навык чтения.
  • Развивать связную речь, речевой слух, зрительное внимание и восприятие, дыхание, мышление, общую моторику и координацию речи с движением.
  • Воспитывать самостоятельность, инициативность, доброжелательность, навыки сотрудничества.

Оборудование: магнитная доска, фланелеграф, мольберт, демонстрационные и предметные картинки по теме «Транспорт», «Профессии на транспорте», карточка со словом «Дом», конверт с письмом и звездами; мяч, машинки по числу детей; зеркала; самолетики на развитие дыхания; пеналы; счетные палочки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Дети встают в круг.

Логопед:

Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг
А теперь соседу справа
Руку тоже быстро дай
С утра мы будем заниматься
Всем утра доброго желай.

Дети выполняют движения в соответствии со словами стихотворения.

2. Сюрпризный момент

Логопед: Я сегодня получила письмо. Вскроем его и прочитаем: «Здравствуйте ребята логопедической группы №6. Пишет вам Фея знаний. Предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие по стране правильной речи. В этой стране все говорят правильно и красиво. Надеюсь, что вы справитесь со всеми заданиями. А наградой за правильную речь – будут звёзды».

 3. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Логопед: Чтобы правильно и красиво говорить важно размяться, выполнить дыхательную и артикуляционную гимнастику. (Дети располагаются за зеркалами).

  • «Самолетик» (подуть в трубочку, плечи не поднимать!)
  • «Парус»
  • «Лошадка»
  • «Заведи мотор»

4. Дидактическая игра «Определи первый звук».

Логопед: Ребята, пропуском в страну правильной речи будут вот эти картинки. Разбирайте по одной. Задание: назвать транспорт и первый звук в слове.
(грузовик, вертолет, автомобиль, фургон, троллейбус, трамвай, такси, баржа, теплоход, корабль, велосипед, поезд, метро).

5. Дидактическая игра «Назови виды транспорта»

Логопед: Вы, наверно, уже догадались, о чем пойдёт речь во время путешествия?
– Правильно, мы будем говорить о транспорте и о тех, кто им управляет.
Логопед: Какие виды  транспорта вы знаете?
Дети: Воздушный, наземный, подземный, водный; грузовой, пассажирский.
Логопед: Как вы думаете, от чего зависит название транспорта?
Дети: От того, по чему едет, летит, катиться.
Логопед: Если по воде, транспорт какой? (Водный)
– Если по воздуху, транспорт какой? (Воздушный)
– А если по земле? (Наземный)

6. Дидактическая игра «Правильный ответ»

Логопед: Выберете и назовите на картинке:

1) Воздушный транспорт;
2) Водный;
3) Подземный;
4) Наземный.

Дети выбирают и называют.

Логопед: Что можно отнести к пассажирскому транспорту?
Дети: Автобус, троллейбус, метро, такси.
Логопед: Как называются люди, которые едут на этом транспорте?
Дети: Пассажиры.

7. Физкультурная минутка «Мы в автобус дружно сели»

Предлагаю вам побыть пассажирами автобуса.

Дети выполняют движения в соответствии со словами стихотворения:

Мы в автобус дружно сели
И в окошко посмотрели
Влево, вправо,
Влево, вправо.
Наш шофер педаль нажал
И автобус побежал.

8. Дидактическая игра «Что здесь лишнее?»

Логопед выставляет картинки: самолет, вертолет, ракета, автомобиль.

– Что здесь лишнее? Почему?

Дети: Лишний автомобиль. Автомобиль это наземный вид транспорта, а все  остальное – воздушный.

9. Игра «Семейка слов»

Логопед: Как можно назвать маленькую машину?
Дети: Машинка.
Логопед: А очень большую машину?
Дети: Машинища.
Логопед: А как назвать человека, который водит поезд?
Дети: Машинист.
Логопед: А как называется масло для двигателя машины?
Дети: Машинное масло.
Логопед: Правильно. Все слова, которые вы сейчас произносили, образованы от слова машина.
Логопед: Машина, нельзя забывать, может быть источником опасности на дороге. Поэтому, как и где модно переходить дорогу?
Дети: По пешеходному переходу, на зеленый свет светофора.

10. Игра «Составь предложение»

Логопед: Договорите предложения по картинкам. Ответ начинайте с начала предложения.

– Машина из гаража (выезжает)
– Машина вокруг гаража (объезжает)
– Машина к мосту (подъезжает)
– Машина с моста (съезжает)
– Машина перекресток (переезжает)
– Машина со стоянки (отъезжает)
– Машина между домами (проезжает)
– Машина в гараж (въезжает)

11.Чтение. Звуковой анализ.

Наша машина оказалась в гараже, в доме. Прочитайте слово. Подойдите к столам и выложите звуковой анализ слова «Дом».

Дети за столами выполняют.

12. Игра  «Кто чем управляет?» (с мячом)

Дети проходят на ковер.

Автобусом управляет – (водитель)
Грузовиком – (шофер)
Поездом – (машинист)
Самолетом – (летчик)
Кораблем – (капитан)
Мотоциклом – (мотоциклист)
Велосипедом – (велосипедист)

13. Физкультурная минутка «Летчик»

Быть шофером хорошо,                          Идут по кругу, крутят «руль».
А летчиком лучше.                                 Руки в стороны.
Я бы в летчики пошел,
Пусть меня научат.                                 Поворачиваются в круг.
Наливаю в бак бензин,                          Наливают.
Завожу пропеллер.                                 Заводят.
В небеса, мотор, веди,                           Бегут по кругу.
Чтобы птицы пели.                                Руки в стороны.

14. Дидактическая игра «Один – много»

Логопед: А теперь сядет за стол тот, кто назовет много предметов.

Автобус – (автобусы)
Трамвай – (трамваи)
Самосвал – (самосвалы)
Корабль – (корабли)
Велосипед – (велосипеды)
Грузовик – (грузовики)
Самолет – (самолеты)
Лодка – (лодки)
Катер – (катера)

15. Пальчиковая гимнастика «Гонки»

Логопед: Чтобы наши пальчики были ловкие и послушные, выполним пальчиковую гимнастику «Гонки».

– Раз,  2, 3, 4, 5.  (Водят машинку по каждому пальчику, вперед и назад, начиная с большого).
Можно гонки начинать.
По кругу, по кругу. Вперед и назад. (По кругу, в одну и другую сторону)
Но пальцы машинку мою тормозят (по пальцам, которые слегка согнуты).
Закрылись (сжимают кулак).
Машинка стоит в гараже, и фары погасли, не светят уже. (Заглядывают в маленькую щелочку в кулаке)

16. Загадки

Логопед: Загадаю загадки, картинки помогут их отгадать:

Встает он очень рано,
Ведь его забота –
Всех отвозить по утрам на работу.

Дети: Шофер.
Логопед: Как догадались?
Дети: Водитель встает рано, чтобы приготовить, например, автобус к перевозке пассажиров.
Логопед: Хорошо. Слушайте следующую.

Все моря и океан
Покорил наш …

Дети: Это капитан. Он управляет кораблем на море и океане.

17. Работа  со счетными палочками

– Откройте коробки со счетными палочками. Выложите корабль, которым будет управлять ваш капитан. Количество палочек по желанию. 

Дети за столами выполняют.

18. Дидактическая игра «Назвать ласково»

Чтобы закончить путешествие выполните последнее задание и получайте Звёзды.
Назовите ласково:

Паровоз – (паровозик)
Самолет – (самолетик)
Машина – (машинка)
Трамвай – (трамвайчик)
Корабль – (кораблик)
Лодка – (лодочка)
Катер – (катерок)
Теплоход – (теплоходик)
Вертолет – (вертолетик)
Грузовик – (грузовичок)

19. Итог

Логопед: Молодцы ребята. Наше путешествие закончено, и я думаю, что все дети сегодня достойны награды – Звезды. Хорошо занимались, правильно отвечали (дети получают награды).
– Говорить правильно и грамотно мы тоже закончили? Почему?
– Хорошо. Теперь вы можете положить свои звезды-награды в тетради, которые лежат в центре речевого развития.

Литература:

  1. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008.
  2. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.