Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Опытничество – активный способ изучения окружающей природы, т.к. позволяет изучать явления и объекты окружающей действительности при разнообразных условиях, повторять их при необходимости, расчленять на части, выделять интересующие стороны явления.

В дошкольном возрасте опытничество, как деятельность вызывает у детей истинный интерес, т.е. сам процесс проведения опыта, а также результат, где дети наглядно удостоверяются в происхождении явлений неживой природы, в свойствах и качествах компонентов неживой природы, участия устанавливать причинно-следственные связи.

Опытничество – это как раз именно такая деятельность, включающая в себя поиск и познание, активное осмысление явления и концентрацию полученных знаний.

Проведение опытов – метод, сочетающий в себе работу разных анализаторов в целенаправленном целостном восприятии явления, а также в дифференцированном восприятии, которое наиболее значимо в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста.

Актуальность проблемы в узком смысле нашей темы – дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании экологических представлений о неживой природе и об опытничестве.

Научная новизна – впервые разработана система знаний – опытов, способствующих формированию экологических представлений о неживой природе и определена новая социальная позиция ребенка – лаборанта или научного работника.

Практическая значимость – результаты исследования могут найти применение при разработке практических вопросов педагогам и на занятиях, включающих в себя опытническую деятельность, с целью формирования экологических представлений о неживой природе.

Задания на выявление начального уровня сформированности экологических представлений о неживой природе Севера через опытничество.

Задания

Материал, предложенный детям

Вода

1.

Как узнать, что вода прозрачная?

Два стакана:
В 1-м – чистая вода;
Во 2-м – подкрашенная акварелью, трубочки для коктейля.

2

Покажи свойства воды - растворителя

Стаканчики с водой, сахарный песок, соль, акварельная краска, речной песок

3

Как узнать есть ли форма у воды?

Емкости разнообразной формы. Кувшин с водой

4

Вылей воду из стакана, не намочив руки и не беря в руки стакан (вода вытесняется предметами)

Камешки и стакан с водой

5

 Покажи нам, как образуются облака

Кусочки льда, горячая вода в термосе (соблюдая нормы безопасности), железный поднос, широкий стеклянный сосуд

6

Покажи и скажи: как получить воду из снега и как сделать воду твердой

Снег, формочки

Воздух

1

Как узнать, что в комнате есть воздух?

Полиэтиленовый пакет

2

Как узнать, где есть воздух?

Почва (бросить в воду).
Крупный лист растения (опустить в воду)
Пустой стакан (перевернутый стакан опустить на поверхность воды)
Соломинка (дуть в стакан с водой)

3

Имеет ли вес воздух?

Весы, два шарика

4

Как летают птицы и каким должен быть воздушный змей?

Веревка, бумага – материал для воздушного змея (змей должен быть легким, плоским, широким, как крылья у птицы)

Песок

1

Как узнать, что песок сыпучее вещество?

Лоток с песком, разнообразные формочки, емкости, кулечки

2

Как сделать две одинаковые горсточки песка разными по весу?

Две одинаковые формочки, песок, весы и лейка с водой (одну формочку с песком намочить)

3

Как узнать, можно ли из песка что-нибудь слепить (испечь пирожки)?

Две формы с песком, лейка с водой, разнообразные формочки

4

Если мы сделаем бумажный домик, а для защиты от дождя посыплем крышу песком, защитит ли она нас?

Воронка, песок, вода (не защитит, песок пропускает воду)

Глина - почва

1

Есть ли в почве и глине воздух? Как узнать?

Вода в емкости, горсть глины, горсть почвы

2

Лепится ли глина, почва? Покажи, что нужно сделать?

Разные виды почв, глина (слегка смочить водой и скатывать шарики)

3

Как узнать, пропускает ли воду почва, глина?

Две воронки, горсть почвы, горсть глины, вода

4

Как узнать, из чего состоит почва?

Вода, почва, палочка (размешать и дать осесть)

Занятия по блокам

  • «вода»
  • «воздух»
  • «почва»

Методические рекомендации по использованию опытничества в учебно-воспитательном процессе при формировании экологических представлений о неживой природе.

Необходимо создавать нужные условия для успешного осуществления экологизации учебно-воспитательного процесса.

Овладение педагогами передовым опытом экологического воспитания и обучения, их постоянное самообразование и повышение экологической культуры.

Проводить систематическую работу по внедрению опытничества.

Опыт – как основной метод в процессе формирования экологических представлений о неживой природе необходимо дополнять и сочетать с другими методами:

  • наблюдения;
  • беседы;
  • использование художественной литературы;
  • музыкальное сопровождение;
  • моделирование;
  • рассматривание;
  • зарисовывание результатов опытов в дневники наблюдений.

Сочетать опыты, предложенные разными программами, пособиями для родителей и педагогов, пополнять базу пособий, методик проведения опытов и приводить в систему.

При проведении опытнической деятельности необходимо учитывать практическое применение полученных знаний: опыты дома; экономия и бережное отношение в природе и в быту природных ресурсов; акции по охране природных ресурсов.

Необходимо планировать работу с родителями: организовывать совместные мероприятия – акции, походы …; проводить консультации для закрепления с детьми полученных на занятиях знаний; давать домашние задания на проведение опытов совместно с родителями, бесед, практической экономии в быту и целевые прогулки в природу на тему «Бережное отношение к природе.

  • водоему;
  • почве;
  • воздуху».

Необходимо по мере усвоения знаний контролировать уровень усвоения в беседах, на других занятиях, для выявления «пробелов» в представлениях детей и планировать индивидуальную работу. 

Сравнительный анализ экологическх программ по теме: «Опытничество в неживой природе» старший возраст

«Мы»
Кондратьева Н.Н.

«Планета – наш дом»
Белавина И. Найденская Н.

«Юный эколог»
Николаева С.Н.

«Наш дом - природа»
Рыжова Н.А.

Предлагаются знания о неживой природе, как источника, удовлетворяющем живую природу и условия ее существования. Опытничество как метод практически не используется. Опыты даны в виде предложений и правил: «опыты с неживыми объектами:

В опытах выявляй свойства воды, воздуха, снега, песка, почвы, камней в зависимости от состояния температуры, влажности воздуха, сезона года, содействия солнца. Учись пользоваться приборами в опытах: термометром, лупой, весами, магнитом…

Если опыт длительный, попробуй зарисовать его этапы в виде рисунков и моделей. Об опыте и его результате расскажи сверстникам».

Поблочное распределение занятий.

Разделы:

  • твердь
  • вода
  • воздух

Программа включает в себя опыты, как обязательный метод в учебно-воспитательной работе, однако опыты предложены элементарные и в малом количестве.

Занятия предлагаются в системе и последовательно:

  • Вода: от изучения капли воды до путешествия в море и изучения свойств воды.
  • Твердь: камни, глина, песок, почва.
  • Воздух: ветер, воздушный океан, звуки, облака, свойства воздуха.

Программа в основном предусматривает как важнейшие методы в формировании экологических знаний и умений:

  • создание развивающей среды;
  • моделирование;
  • наблюдение в естественных условиях.

Циклическая организация наблюдений и опытов с выходом на практическую деятельность – природоохранные акции.

Опытничество в основном используется как часть занятий и редко

Программа предусматривает поблочное планирование.
Блоки:

  • волшебница вода;
  • воздух-невидимка;
  • почва.

Блоки включают в себя:

  1. Обучающий компонент – знания.
  2. Воспитывающий компонент – отношение к данному объекту.

Опытничеству уделено большое внимание - в каждом блоке и в каждом занятии. Знания, полученные ранее, постоянно закрепляются в разнообразной деятельности: игры, беседы, изодеятельность, праздники, акции.

Приложение 1. Критическая оценка содержания экологических программ по теме «Опытничество в неживой природе»