Единая система тифлокоррекционного обучения "Глаз – рука"

Разделы: Коррекционная педагогика


Глаза – самый ценный и удивительный дар природы. В них отражается все, что мы чувствуем: радость, страдания, равнодушие, любовь, ненависть. Глаза – это самый важный орган чувств, поэтому заслуживают исключительного внимания. Подсчитано, что 95 % информации о внешнем мире мы получаем благодаря зрению, его нарушение тормозит физическое и психическое развитие ребенка. Зрительная система развивается совместно с другими сенсорными системами. Наибольшее значение имеет связь зрения с осязательным и слуховым анализаторами, а также развитием мелкой моторики рук.

Практика воспитания и обучения аномальных детей показала, что ранняя педагогическая коррекция позволяет в значительной мере нейтрализовать отрицательное влияние первичного дефекта и, следовательно, облегчить и ускорить процесс социальной адаптации. Тифлопедагогика, изучая особенности и закономерности развития детей со зрительной недостаточностью, определила необходимость изучения исходного уровня развития детей, обосновала наиболее эффективного пути и формы организации учебно-воспитательного процесса.

Поработав с детьми с нарушением зрения более 18 лет, мы выявили подтвержденную офтальмологами закономерность, что слабовидящие дети не в полной мере используют свое остаточное зрение. У них преобладают, в основном, кожно-механические и тактильные ощущения.

Дети с косоглазием и амблиопией, наоборот, полагаясь на свое зрение, недооценивают роль осязания и мелкой моторики. Мышцы рук у них слабые, и при обучении в школе возникают проблемы. Выявив это несоответствие, т.е. – ПРОБЛЕМУ, мы пришли к выводу о создании «Единой системы тифлокоррекционного обучения «Глаз – рука».

ЦЕЛЬ системы – формирование у детей с нарушением зрения автоматизированных навыков синхронности действий руки и глаз в предметно-практической деятельности.

Разработанная нами система АКТУАЛЬНА тем, что она триедина:

  1. Слабовидящих детей учим, в первую очередь, использовать свое остаточное зрение, применяя прием «Рассмотри и назови». С детьми с косоглазием и амблиопией используем прием «Обследуй и назови».
  2. Развиваем содружественные движения руки и глаз.
  3. Решаем в комплексе задачи по развитию зрительного восприятия, осязания и мелкой моторики, ориентировки и коррекции зрения.

Актуальность и перспективность данной системы обучения заключается в том, что она создана на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку к обучению в школе.

Содержание и приемы коррекционной работы строятся дифференцированно, сообразуясь с возрастом детей, структурой и составом нарушенных функций, особенностями восприятия учебного материала.

Система представлена в виде модели, в которой определена цель, офтальмо-гигиенические рекомендации, тифлотехнические требования в предметно-практической деятельности, структура коррекционного занятия. Ожидаемый результат направлен на достижение поставленной цели. Наш девиз: «Играя – учимся! Учимся – играя!».

Приложение 2

Содержание обучения

Одной из главных задач коррекционно-воспитательной работы для детей с нарушением зрения является развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций. При обучении учитываем стили познания детей: аудиалы, визуалы, кинестетики.

Единая система тифлокоррекционного обучения «Глаз – рука» включает:

  • Обучение детей младшего дошкольного возраста.
  • Синхронные действия руки и глаз в старшем дошкольном возрасте.
  • Автоматизированные навыки детей подготовительного дошкольного возраста.

В предметно-практической деятельности знакомство с объектом происходит поэтапно: ребенок обследует объект, учится действовать с ним, узнает его на картинках, выделяет среди других предметов, составляет загадки и так далее. На занятиях дети учатся узнавать, обследовать предметы с помощью зрения и сохранных анализаторов, понимать взаимосвязь этого предмета с другими, совершенствовать умения группировать предметы по признакам, выполнять элементарные практические действия с изучаемым объектом. Учим выделять и анализировать основные признаки предметов: цвет, форму, величину и пространственные положения; учим зрительно обследовать, сличать, узнавать и классифицировать предметы по их основным признакам, развивать координацию движений, точность, мелкую моторику. При необходимости знакомим детей с правилами безопасности, специальными способами деятельности и поведения в пределах изучаемой темы. Дети производят сенсорную обработку визуальной информации, ее оценку, интерпретацию, категоризацию. Дети организовывают свою перцептивную деятельность, обеспечивающую обнаружение, различение информативных признаков изучаемого объекта. Ребенок выполняет практические действия с предметом, учится узнавать его в различных пространственных положениях и взаимосвязях.

Вводя дошкольников в окружающий мир через развитие мелкой моторики и осязательного восприятия посредством предметно-практической деятельности, мы решаем одновременно три задачи:

  1. Развиваем внимание (слуховое, зрительное, тактильно-вибрационное), память, волю, быстроту двигательной реакции – те процессы, которые помогают ребенку воспринимать все окружающее и закреплять полученные впечатления, быстро реагировать на сигналы для установления связи с окружающей средой.
  2. Погружаем детей в комфортную для них стихию игры, сглаживая рамки традиционных занятий, придаем сложному процессу коррекции привлекательный вид, превращая его в веселый и увлекательный труд.
  3. Оптимизируем процесс тифлопедагогической коррекции.

При нарушении зрения у детей возникает ряд вторичных отклонений, связанных с ослаблением познавательных процессов (восприятия, воображения, представления, мышления, памяти); в физическом развитии (двигательной функции). Поэтому в структуре коррекционного занятия большое место отводим развитию психических процессов и физических качеств.

Методы обучения

Выбор методов, приемов и форм определяется конкретной ситуацией и коррекционными задачами. При обучении детей используем следующие методы:

а) словесные методы – объяснения, рассказы, беседы;

б) наглядные методы – источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия – метод иллюстраций, метод демонстраций;

в) практические методы – дети получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия и упражнения творческого характера.

Метод дидактических игр – это коллективная целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник объединен решением задачи и ориентирует свое поведение на победу.

По характеру познавательной деятельности используем:

  1. Объяснительно-иллюстративный метод – слова, пособия, демонстрация опытов.
  2. Репродуктивный метод – многократное повторение способа действия.
  3. Частично-поисковый метод или эвристический – постепенная подготовка к самостоятельному выполнению решения проблемы.
  4. Исследовательский метод – призван обеспечить творческое применение знаний.
  5. Метод кондуктирования движения – педагог берет руку ребенка и вместе с ним выполняет нужное движение до тех пор, пока ребенок не поймет и не сможет самостоятельно выполнить. Это особенно полезно для слабовидящих детей.

Работа по Единой системе «Глаз-рука» предусматривает сочетание индивидуальных и подгрупповых форм обучения. В нее включены игры и упражнения, таблицы и пособия по методикам отечественных и зарубежных офтальмологов Э.С. Аветисова, В.Ф. Базарного, К.Р. Мехта, Шульте, Д. Гудриха, Ч.Л. Томсона, У. Бейтса, М. Корбетт, П. Брега по коррекции зрения для снятия зрительного утомления и отдыха глаз, улучшения кровообращения и укрепления окологлазных мышц.

Внедряя Единую систему тифлокоррекционного обучения «Глаз-рука» и осуществляя комплексный подход по оказанию медико-психолого-педагогической коррекции, мы получили положительные результаты. Наши дети активны на занятиях, раскрепощены, любознательны, уверены в своих возможностях, психологически и эмоционально подготовлены к обучению в массовой и специализированной школе.

Взаимосвязь принципов коррекционного обучения

  • Взаимосвязь и взаимозависимость вторичных отклонений в развитии детей и компенсации дефекта.
  • Обеспечение стандартного уровня подготовки детей с дефектами зрения для успешного обучения в школе.
  • Стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированного подхода, принципа партнерства (равенства) взаимоотношения взрослого и ребенка.
  • Индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку в зависимости от зрительной патологии и функциональных нарушений.
  • Системное и последовательное усложнение техники выполнения задания. Данная система носит развивающий характер.
  • Принцип перспективности, наглядности.
  • Принцип безопасности.
  • Принцип безусловной любви к каждому ребенку.

Тифлокоррекционное обучение детей с нарушением зрения по Единой системе «Глаз-рука»

Дидактические игры и пособия (Приложение 1)

Таблицу смотреть в Приложении 3

Единая система тифлокоррекционного обучения «Глаз-рука» предназначена для социальной адаптации и реабилитации детей с нарушением зрения; направлена на формирование автоматизированных навыков синхронности действий руки и глаза в предметно-практической деятельности. Окажет помощь в работе дефектологам, воспитателям, работающим с детьми с дефектами зрения, будет полезна родителям.