Формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


Подготовка к школьному обучению – задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Именно поэтому содержание дошкольного образования базисно и многоаспектно (а не предметно как в школе).

По данным психолого-педагогической диагностики детей нашей группы выявлено, что у них недостаточно сформированы: творческое воображение, коммуникативные навыки, память, внимание, особенно слуховое внимание, эмоционально-волевые качества, мотивационная готовность (результаты диагностики педагога-психолога). То есть, наблюдаются сложности  в развитии социально-личностной сферы. 

Формирование базиса личностной культуры ребенка-дошкольника невозможно без развития базовых компетентностей, среди которых особую роль занимает социальная компетентность, которая проявляется в совокупности отношений ребенка к миру, другим людям, самому себе.

Изучение феномена социальной компетентности в педпрактике и науке только начинается. Компетентность по определению Костылевой  Н.Е «сложное индивидуальное психологическое образование, возникающее на основе интеграции опыта, теоретических знаний практических умений значимых личностных качеств обуславливающих готовность человека к чему-либо.

Компетентность достигается в результате личностного самосовершенствования.

Компетенция по определению Е.В. Бондаревской – совокупность знаний умений навыков составляющих основу компетентности. «Проявляется, –  по В.Н. Нестерову, –  в наличии базиса, определенных возможностей успешной деятельности».

Ключевые компетентности:

1. Общекультурная: аккуратность, бережливость, самопознание, самостоятельность.
2. Физическая: выносливость, гибкость, ловкость, быстрота, находчивость.
3. Познавательная: любознательность, познавательная активность, креативность.
4. Социально-личностная
5. Художественно-эстетическая

Были определенны качества, оказывающие влияние на  успешность социально- личностной готовности к школьному обучению: произвольность, самостоятельность, коммуникабельность.

Под произвольностью понимается  умение контролировать себя и свою деятельность в соответствии с определенными представлениями, правилами, нормами.

Самостоятельность предполагает способность без посторонней помощи пользоваться средствами и способами взаимодействия с миром

Виды самостоятельности:

  1. Поведенческая – способность осуществлять, какую-либо деятельность, проявить инициативу в ее осуществлении, принимать решение без помощи. 
  2. Бытовая – включает навыки самообслуживания, культурно-гигиенические и трудовые навыки.
  3. Познавательная – предполагает исследовательскую активность, инициируемую самим ребенком в разнообразных видах познавательной деятельности.
  4. Коммуникативная – проявляется в способности  ребенка быть инициатором совместных игр, занятий новых коммуникаций, характеризует детей с высокой потребностью в общении.

Учитывая, что ведущая деятельности у дошкольников игровая, мы посчитали возможным решить эти проблемы через активное, систематическое использование игры в педагогическом процессе детского сада и семьи. Потому что «именно в игре происходит социализация ребенка – отмечает Татьяна Игоревна Бабаева, – формируется умение понимать других и добиваться того, чтобы быть понятым». А совместное планирование, создание воображаемой ситуации, достоверное воплощение роли – это ли не социальная практика общения так необходимая дошкольнику, будущему школьнику в его контактах со сверстниками и взрослыми.

Значение творческой игры в развитии всех психических процессов (память, внимание, представления, воображения…), лежащих в основе успешного школьного обучения трудно переоценить. Наши ученые В.В. Давыдов Эльконин, Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова и др. рассматривают д/с как базисную, социально необходимую и в тоже время самоценную ступень образования. Каждый ребенок должен дожить, доиграть в период детства. Тогда он достигнет уровня готовности к школе не только в знаниях, умениях и навыках, но и получить ту базу развития, которая позволит ему успешно обучаться и быть обучаемым. Говоря о базе развития, нужно особо выделить психологические и социально-личностные аспекты: умения в сфере общения (коммуникабельность), самоконтроль, инициативность, самостоятельность, любознательность.

«Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего поведения» Выготский Л.С.

Сюжетно-ролевые, творческие, экспериментально-исследовательские, конструктивно-двигательные, интеллектуально-дидактические и другие игры предусмотренные программой дошкольного образования имеют своей целью развитие коммуникативно-социальной компетентности детей: создание правил поведения в социуме и потребности их выполнения; формирование нравственных качеств (милосердия, толерантности) и других навыков взаимодействия детей и взрослых в группе; развитие понимания неоднородности социального мира, создание условий для развития личности, адаптированной к социальной среде в новом статусе – школьника».

Образ ребенка в игре, где игра – форма поисково-исследовательской деятельности, направленной на развитие отношений, социализации и социальной компетентности старшего дошкольника.

Исходя из актуальности темы исследования возникла основная цель: формирование социально-личностной компетентности дошкольника, проявляющуюся в совокупности отношений ребенка к миру, самому себе, взрослому человеку в совместной творческой игровой деятельности.

Задачи:

1. Познакомить родителей с особенностями организации игровой деятельности в старшем дошкольном возраста.
2. Разработать проекты игровых макетов в семье и представить их как  мастер- классе другим детям.
3. Учить детей  самостоятельно планировать свою работу, игру (ставить цель, выбирать материал, оценивать свою деятельность);
4. Развивать  положительные взаимоотношения с детьми в группе, эмоциональную отзывчивость;
6. Содействовать овладению навыками общения: умению договариваться, действовать сообща, сотрудничать.

Итак мы пришли к выводу, что игра является фактором развития сотрудничества, социализации, формирования социальной компетентности детей.

Однако, наблюдая за современными играми детей в «Семью», «Дочки – матери», «Больница», «Войнушки», «Магазин» и другие мы заметили, что темы их однообразны, сюжеты формальны, роли традиционны. Редко возникают игры на патриотические темы, режиссерские игры, экспериментально – исследовательского характера. Зато популярны среди детей игры по сюжетам телепередач.

В этих играх ребята отражают целые эпизоды, подражая действиям героев, усваивая их поведение, разворачивают агрессивные сюжеты, связанные телепередачами и мультфильмами: «Человек – паук», «Черепашки – ниндзя», «Зачарованные», «Бригада», «Трансформиры» и т.д.; разыгрываются бытовые сюжеты семьи Букиных и т.д.

Все это свидетельствует о том, что игра современных дошкольников не выполняет функции ведущей деятельности, не обеспечивает их своевременное качественное развитие. В последнее время наблюдается разрыв между поколениями детей и родителей. Повышенная занятость родителей снижает их участие в воспитании детей, что приводит к отчуждению детей и взрослых. Наблюдается явный дефицит эмоциональных и содержательных отношений с родителями и положительных контактов со сверстниками. Такие отношения между взрослыми и детьми негативно отражается на детских играх. Учитывая выше сказанное, мы провели в группе диагностику игровой деятельности детей и диагностику социальной компетентности наших подопечных, результаты которой в рекомендательной форме донесли до родителей и предложили помочь детям в обогащении сюжетов игр, в повышении потенциала социальной компетентности путем создания проектов творческих с-р, экспериментально – конструктивных, подвижных игр и проведения мастер-классов с подгруппами детей.

Чтобы обогатить сюжеты игровых проектов, вместе с родителями были созданы игровые модули, помогающие осмыслить и понять правила поведения в той или иной ситуации, освоить игровые правила, самостоятельно принятые детьми в игре.

Родителям были предложены следующие темы:

  • "Семья" атрибуты: коробка – дом, посуда, куклы, животные, продукты питания, одежда, мебель, и т.д.
  • "Новоселье" атрибуты: контейнеровозы, коробки, сумки, пакеты, домики – коробки, куклы, утварь (мелкое).
  • "Дорога" атрибуты: раскладка (ковер), знаки пешеходы, транспорт, дома, строения и т.д.
  • "Стройка" атрибуты: стройтехника, конструкторы, (человеческие отношения начальник –  конструктор – архитектор – строители)
  • "Торговый центр" атрибуты: витрины, прилавки, кассы, деньги, одежда, обувь, продукты питания, рекламы, склады.
  • "Театр" атрибуты: ширмы, куклы, костюмы, шапочки, план р-ты.
  • "Цирк" атрибуты: арена, мягкие игрушки, животные, птицы, костюмы, батут, грим и т.д.
  • "Кинотеатр" атрибуты: видеоаппаратура, ширма, кассы, билеты, (кинорежиссер – роль?).
  • "Музыкальный центр" – концертный зал, картотека, дискотека.
  • "Бар кофе" посуда, роль бармена.
  • "Аэропорт" роли: управляющий полетом, радиосвязь, видеокамеры, радар, экран, карты. Роли: летчик-испытатель, командир полета, штурман, тренажеры, космонавты, (магнитная доска с картой ...) – центральная управляющая полетам.
  • «Д/с, школа»: доска, учебники, портфели, путешественники, компас, карта, средства передвижения.

Что бы наши дети справились с поставленными задачами, мы взрослые – родители, д/с должны были им в этом помочь.

Предложили  показать мастер – класс с поддержкой детей организованных в самостоятельной творческой, эксперимент.-конструкт деятельности.

Например, в октябре месяце Арина Улитина провела презентацию игры «Видео  салон» где с уверенностью орудовала с видеоаппаратурой и кассетой мультфильмов. Для дальнейшего развития сюжета игр, приняли правило каждую пятницу в 16.10 проводить встречу с героями видеофильмов в видео-зале. Семья помогла Арине выпустить очередную афишу, билеты, дети помогли устроить удобный видеосалон. А дальше предполагалась  работа «корреспондентов», которые берут интервью у зрителей, где выясняют эмоциональное нравственное состояние, познавательный интерес; проведение пресс-конференции по просмотренным фильмам поможет удовлетворить познавательный интерес детей-зрителей, позволит планировать дальнейшую работу. Это способствовало возникновению положительных взаимоотношений в совместной, игровой, экспериментальной деятельности с родителями, а также со сверстниками через участие детей в мастер-классах. 

Исходным продуктом провели фотовыставку с фоторепортажем на тему: «В д/с ходить не лень – там играем каждый день».

Одним из результатов реализации проектов творческой игры стало стремление детей к познавательной, исследовательской деятельности, к накоплению опыта взаимоотношений с окружающим миром, к получению информации в процессе взаимодействия – все , что так необходимо детям в школе.

Значительно повысился и потенциал планирования игры,  использования игровых приемов: развитие сюжета, способов решения нетрадиционных игровых задач (как готовят обед в другой национальной семье).

Дети, взаимодействуя друг с другом в игре, решая общую задачу, способны отстаивать свою точку зрения, проявлять уважение к другим людям, интерес к их профессиональной и бытовой деятельности.

Появление мотивации учиться – цель к развитию на следующею ступень совершенствования. Именно к такому результату – появлению мотивации познания, учебы – должен быть нацелен любой проект творческой игры детей. Конечно, для активизации тематической игры, для развития сюжета необходимо помочь детям в создании игровых модулей в игровых центрах, поощрять участие детей в межтемных ролевых проектах. Например, Маша – мама, она же парикмахер, она же приходит домой и беседует с дочкой о школе. Или Степа – дизайнер, он же и водитель он же и грузчик и т.д.  Ведь дети подготовительной группы умело совмещают режиссерскую игру с модулем игровым и с-р творческую игру, где покажут знания этикета, умения вести ролевой диалог и т.д.

Вывод: Совместная работа детского сада и семьи в подборе системы развивающих игр, в создании игровых модулей, нацеленных на ознакомление дошкольников с окружающим миром природы, социумом, способствует формированию и социальных навыков поведения в обществе: умение слушать собеседника, согласовывать с ним свои действия, стремлению получить информацию в процессе взаимодействия.

Дети, взаимодействуя друг с другом в игре, решая общую задачу, способны отстаивать свою точку зрения, проявлять уважение к другим людям, интерес к их профессиональной и бытовой деятельности.

Благодаря внесению в группу новых игровых блоков, атрибутов, книг, костюмов у детей развивается интерес к заданию, появляется любознательность, инициативность, настойчивость в достижении цели, преодоления трудностей.

Все это базисные характеристики личности, так необходимые ему в школе.

Мы планируем повысить и потенциал планирования игры, совершенствование игровых приемов: развитие сюжета, способов решения нетрадиционных игровых задач (как готовят обед в другой национальной семье).

Думаем, что к концу года мы заметим позитивные изменения социально-личностного развития детей, возросший потенциал социальной компетентности, что в целом поможет им успешно адаптироваться к школе.

Приложение 1

Приложение 2