Программа "Мы живем в России!"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программа «Мы живем в России!» по формированию нравственно-патриотических чувств предполагает интегративный подход – включение содержания программы во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. При этом использование принципа интегративности позволяет в полной мере решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Пояснительная записка

В 90-е годы XX века в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живет человек, к ее истории начинается с детства. В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Для организации деятельности по патриотическому воспитанию принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Цель – создание системы нравственного и патриотического воспитания детей и молодёжи в процессе их обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов. Первые уроки и первые занятия в день знаний во всех образовательных учреждениях нашей страны посвящены Родине, героическим страницам её истории, культуре. Главной целью таких уроков, занятий, бесед является раскрытие детьми смысла понятия «любовь к Родине», воспитание чувства уважения и любви к Отечеству.

Принципы построения программы:

Регионализация нравственно-патриотического воспитания. Данный принцип способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой. Применение регионального подхода к обучению позволяет основательно усвоить детям основные цели нравственно-патриотического воспитания, вовлечь их в посильную поисковую, практическую деятельность.
Доступность. Предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Непрерывность. Образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

Целостность. Использование данного принципа позволяет формировать у дошкольников целостное понимание современной проблемы нравственно-патриотического воспитания и служит одним из существенных условий интеграции знаний о нравственности и патриотизме.
Научность. На основе сведений об истории и культуре родного края можно выделить социальные и педагогические идеи. Они тесно взаимосвязаны и вместе с тем имеют самостоятельное значение.
Культуросообразность. Данный принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение национально-культурных традиций и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

Цель:

Формирование нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, родным и близким людям, знакомить с детским садом, улицей
  • Формировать представления детей о родном городе, Родине;
  • Развивать представления о Российской армии, прививать понятия: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, знакомить с символами государства.
  • Продолжать знакомить с традициями народов России, с обычаями и промыслами коренных народов Севера – ханты и манси;

Содержание программы

Работа начинается с выявления уровня сформированности нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников на начальном этапе и заканчивается оценкой результатов на заключительном этапе.
Сроки проведения мониторинга:
1. Сентябрь – октябрь; 2. Апрель – май

Мониторинг исследует следующие показатели:

  • Положительно – эмоциональное восприятие членов семьи, домашнего окружения, детского сада, города;
  • Личностное развитие, произвольность;
  • Социальное поведение, коммуникативность.

Оценка результатов:

По всем показателям определяются три уровня выполнения заданий: высокий, средний, низкий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком предложенного задания.

  • Высокий уровень предполагает практически выполнение всех заданий самостоятельно;
  • Средний уровень – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого;
  • Низкий уровень – невыполнение задания даже с помощью взрослого.

Результаты выполнения заданий заносятся в тетрадь мониторинга усвоения детьми программного материала, что позволяет корректировать индивидуальную образовательную работу.
В таблице указаны критерии высокого уровня развития, которые помогают отследить динамику сформированности нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников.

Возрастная группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Показатели

Критерии

Положительно – эмоциональное восприятие членов семьи, домашнего окружения, детского сада, города

  • Проявляет заботу о близких людях, о пожилых, о малышах;
  • Понимает эмоциональное состояние по мимике, жестам, интонации голоса;
  • Оказывает помощь другим людям, успокаивает.
  • Осознанно не принимает проявления грубости по отношению к своим близким, друзьям.

Личностное развитие, произвольность

  • Имеет представления о жизни и труде людей в родном городе, коренных народов, России, других странах;
  • Имеет углубленные представления о семье, родственных отношениях (брат, сестра).
  • Имеет представление о ценности труда родителей и близких родственников, о детском саде, школе

Социальное поведение, коммуникатив-ность

  • Знает о культуре общения с взрослыми и сверстниками, о культуре поведения в общественных местах;
  • Выбирает правильную линию поведения по отношению к людям разных возрастов (выражает внимание к больному, проявляет заботу о малышах, видит настроение сверстников).
  • Имеет представления о символах государства (герб, флаг, гимн).
  • Имеет представление о жизни детей в других городах, странах (игры, любимые занятия, уважение к старшим, любовь к родителям, народные традиции и т.д.);
  • Отличает символы государства России (герб, флаг, гимн) от символов других стран.
  • Имеет представление о способах поддержания родственных связей (переписка, разговор по телефону, посещения), проявлений заботы, любви, уважения друг к другу.
  • Сформированы понятия того, что дружеские отношения сверстников зависят от поведения каждого ребенка, понятия о недопустимости равнодушия, насмешек, прозвищ и т.д. по отношению к другим детям.

Содержание обучения

Система и последовательность работы с детьми представлена по следующим направлениям:
Моя семья, Мой детский сад. Мой город, Моя Родина, Страна. Столица, символика, Служим Отечеству! Культура и традиции.

1 направление – «МОЯ  СЕМЬЯ»

Важным условием по формированию нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствуют бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Большое значение имеют семейные экскурсии по городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений, памятников и мемориалов, библиотек и музеев и т.д. итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, выставке рисунков детей и совместных рисунков с родителями, снятом фильме, выступлении на собраниях, круглых столах.

2 направление – «МОЙ ДЕТСКИЙ САД»

Дети проводят в дошкольном учреждении много времени, поэтому им важно знать, что как в семье, так и в детском саду есть взрослые, которые любят их и заботятся о них. С детьми знакомят с помещениями детского сада, с их назначением, с трудом взрослых, которые работают в саду. К праздникам красочно оформлять детский сад, формировать чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения. Подключать к оформлению своей группы и других помещений.

3 направление – «МОЙ  ГОРОД»

Показать детям, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Привлекать внимание к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта, аптека, библиотека, центр детского творчества, театр, сбербанк и т.д.; рассказать об их назначении. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется – город в целом, его достопримечательности, знаменательные места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. У каждого человека есть свой родной дом, улица и город, где он родился и живет. Для этого проводятся экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами, умельцами. Немаловажное значение имеет ознакомление детей с коренными народами Севера – ханты и манси, их обычаями и традициями. Воспитывая у детей любовь к своему городу, подвести их к пониманию, что город является частицей Родины, поскольку во всех населенных пунктах, больших и маленьких, есть много общего:

4 направление – «МОЯ РОДИНА»

Формировать представления детей о родном крае, о малой Родине. Знакомить с названиями близлежащих городов, рассказывать о самых красивых местах края, его достопримечательностях.
Во время прогулок, экскурсий учить детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Подбирать познавательный материал, содержание которого в наибольшей мере будет способствовать формированию нравственно – патриотических чувств. Давать представления детям о некоторых особенностях культуры народов (фольклоре народа: загадках, играх, музыке). Знакомить с обычаями национальных праздников.
Развивать познавательный интерес к истории культуры малой Родины через знакомство с игрушками, играми, традициями и обычаями коренных народов.

5 направление – «СТРАНА, ЕЕ СТОЛИЦА, СИМВОЛИКА»

Знакомить детей со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, важно поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условиях, от которых зависит его быт, характер труда.

6 направление – «СЛУЖИМ ОТЕЧЕСТВУ!»

Рассказывать воспитанникам о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. Знакомить с некоторыми родами войск. Рассказывать о трудной. Но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. Дать представление о Великой Отечественной войне, празднике День Победы, опираясь на конкретные факты из жизни старших членов семьи (прадедушек и прабабушек, участников войны, их фронтовых и трудовых подвигах). Прививать детям такие важные понятия, как долг перед Родиной, любовь к отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг.

7 направление – «КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ»

Знакомить детей с бытом и традициями России. Вызвать интерес к русским традициям: гостеприимство, почитание родителей. Рассказать об условиях жизни, быте и промыслах малых народов. Знакомить с видами устного народного творчества: считалки, потешки, пословицы и поговорки, загадки; с историей возникновения народных игрушек. Использовать в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению с народным искусством.

Работа с родителями

  • Для создания в группе мини – музея по нравственно – патриотическому воспитанию поискать родителям вместе с детьми дома открытки, значки, эмблемы, картинки, фотографии, предметы домашнего обихода;
  • Создание собственного герба семьи;
  • Включение родителей в читательскую деятельность с детьми дома по нравственно – патриотическому воспитанию.
  • Экскурсия детей с родителями к мемориалам нашего города, посвященным участникам Великой Отечественной войны, участникам войны в Афганистане и Чечне, а также к памятникам – первопроходцам (нефтяникам, строителям);
  • Частое посещение местного краеведческого музея, детской библиотеки;
  • Оформление коллективного альбома, составленного из рассказов детей о своих поездках по городам России и зарубежью;
  • Составление генеалогического дерева, где на каждой ветви, обозначающей родственника, будет изображен герб города, в котором он жил ранее или живет сейчас;
  • Мини – отчеты (оформление детьми и родителями альбомов о поездках в другие города);

Участники образовательного процесса:

  • Дети
  • Родители
  • Педагоги
  • Количество детей: 20
  • Состав групп:  постоянный
  • Форма детского объединения: группа
  • Группа: группа общеразвивающей направленности 6,7 лет
  • Место проведения занятий: группа, музыкальный зал, групповая площадка.
  • Формы работы с детьми: Групповая, подгрупповая, индивидуальная

Психолого-педагогический анализ формирования нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст, как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших чувств, к которым и относится чувство патриотизма. В этом возрасте создаются наиболее благоприятные условия для социально-нравственного развития детей. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, делает своими способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом социально - нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.

На базе социально – нравственных чувств образуются нравственные качества и свойства личности: патриотизм, доброта, честность, справедливость. Эти свойства и качества личности ребёнка представляют собой психические новообразования, которые возникают в результате активного взаимодействия ребёнка с миром в системе общественных отношений. Они устойчиво проявляются ребёнком в этих отношениях, закрепляются в чертах характера, свойствах личности, в привычках и формах поведения. Прочность и устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающего качества. Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, вырисовывается механизм социально-нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество.

Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда при формировании любого качества личности. Каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности) и от возраста объекта воспитания.

В дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно – все лишь зарождается: и гуманизм, и патриотизм, и чувство собственного достоинства. Тем не менее, практически все социально – нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте. По сравнению с детьми среднего дошкольного возраста, у старших дошкольников устойчивость нравственных чувств значительно повышается. У детей 6–7 лет проявление чувств, становится более ярким и относительно устойчивым.