Сказка как источник развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии.
Без этого он засушенный цветок.

/В.А. Сухомлинский/

Тема данной работы “Сказка как источник развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста” была выбрана мною не случайно.

  1. В настоящее время возросли требования образовательной системы к речевому развитию детей. К моменту выпуска из дошкольного учреждения дети должны достигнуть определённого уровня речевого развития, поскольку восприятие и воспроизведение учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои мысли – все эти и другие действия требуют достаточного уровня развития речи.
  2. Анализ литературы по данной проблеме показал, что, несмотря на многообразие методических разработок по развитию словесного творчества дошкольников, все же практического материала недостаточно.
  3. Со сказкой дети встречаются в книгах, в кино, театре, на телевизионном экране. Они забывают обо всем и погружаются в жизнь героев. Они черпают из них множество удивительных познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром; в сказке предстают блестящие образцы родного языка – всё это является необходимым и благоприятным материалом для сочинения собственных сказок.

В связи с этим вопрос развития словесного творчества детей дошкольного возраста с использованием различных методов сочинения сказки до сих пор не теряет своей актуальности.

Исходя из вышесказанного, были поставлены цель и задачи по развитию словесного творчества старших дошкольников в процессе ознакомления с русскими народными сказками.

Цель работы – содействовать развитию словесного творчества детей старшего дошкольного возраста, соответствующему возрастному уровню развития детей, используя различные методы сочинения сказок и алгоритм сочинения сказок.

Образовательные задачи способствуют овладению детьми определенным объемом знаний, умений и навыков для их всестороннего развития:

  1. Развитие интереса к художественной культуре путем ознакомления с отечественным литературным наследием, приобщение детей к русским народным сказкам.
  2. Привлечение внимания детей к устному народному творчеству через загадки, народные игры, пословицы, поговорки и т.д.
  3. Изучение природных явлений, образов животного и растительного мира. Развитие исследовательских навыков.
  4. Ознакомление детей с русским народным декоративно-прикладным искусством посредством формирования у них разнообразных художественных и творческих способностей.
  5. Развитие монологической речи, умения связно высказываться.
  6. Обогащение словаря детей, воспитание у них интереса к слову, любви к родному языку и гордости за его богатство.
  7. Содействие развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, творческое воображение, память.
  8. Развитие актёрских способностей посредством взаимопроникновения различных видов искусства – музыки, литературы, театра.

Воспитательные задачи направлены на развитие нравственных и духовных качеств детей:

  1. Повышение уровня креативности (творческой организации) процесса воспитания и обучения, их осознанности и целенаправленности.
  2. Восхищение творчеством русского народа; возможности детям понять, что они – часть этого великого народа.
  3. Развитие эмоционально-положительного отношения к объектам эстетического содержания.
  4. Воспитание доброжелательного отношения, желания общаться друг с другом, умения вести себя в коллективе сверстников.
  5. Воспитание умения уважительно относиться к результатам детского труда.
  6. Формирование у каждого ребёнка эмоционально-положительного отношения к природе.
  7. Развитие у ребёнка чувства уверенности в себе, в своих силах, реализованности своих возможностей, настойчивости в достижении целей.
  8. Развитие творческого потенциала ребёнка, его художественной наблюдательности путём изучения литературного наследия.

На базе дошкольного образовательного учреждения ГДОУ №27 г. Санкт-Петербурга была разработана и апробирована система педагогических мероприятий, включающая в себя создание благоприятных условий для гармоничного развития ребёнка, формирование базовой культуры личности, эстетического, нравственного и физического воспитания ребёнка.

Характер проведённой работы позволил разработать цикл занятий “Азбука сказки”, мнемотаблицы “Сказки”, дидактические игры, подобрать различные методы сочинения сказок и апробировать данный материал, описав оптимальные пути по развитию словесного творчества дошкольников в данной работе.

В своей работе опирались на следующие принципы:

  • Принцип доступности и целостности, получаемых ребёнком знаний (отбор художественного материала по различным видам народного искусства: музыкального, художественно-речевого, декоративно-прикладного, при условии их тесной взаимосвязи).
  • Принцип интеграции работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с окружающим миром, речевое развитие, различные игры и др.).
  • Принцип индивидуального подхода к детям; учёт их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития.
  • Принцип бережного и уважительного отношения к детскому творчеству.
  • Принцип системности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь изучаемых понятий.
  • Принцип наглядности; преимущественного использования модельного подхода к обучению, т.е. возможности представления понятий в виде вещественных и графических моделей, обеспечивающих наглядно-действенный и наглядно-образный характер обучения.
  • Принцип прочности полученных знаний.
  • Воспитывающий характер обучения.

Известно, что обучение детей творческому рассказыванию процесс постепенный и достаточно сложный. Наиболее успешно он протекает под руководством педагогов, родителей, которые помогают им овладевать этими навыками как на специально организованных занятиях, так и в процессе повседневной жизни. Дошкольникам в старшем возрасте доступно творческое рассказывание о событиях из окружающей жизни, о взаимоотношениях с друзьями, на темы из личного опыта, придумывание рассказов, сказок. Поэтому система работы с детьми дошкольного возраста по развитию словесного творчества включала:

  • Знакомство с литературным наследием русского народа, его творчеством, так как здесь сохранились особенные черты характера русского народа: доброта, красота, правда, храбрость, трудолюбие… Устное народное творчество – богатейший источник познавательного и нравственного развития детей.
  • Речевые упражнения (речевая зарядка). Сюда входило не только обогащение словарного запаса дошкольников речи и накопление личного опыта каждого ребёнка, но и развитие артикуляционной моторики, а также развитие связной, монологической речи и апробация нестандартных методов сочинения сказок, позволяющих развить словесное творчество дошкольников. Нестандартно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, например, создавать свободные продолжения, переложения сказок, придумывать различные зачины, концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.п. Нетрадиционный подход как раз даёт и воспитателю, и ребёнку возможность уяснить, что в сказке или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было бы наказано, не жестоко, а человечно.
  • Развитие творческих способностей посредством создания разнохарактерных образов живой и неживой природы через исследовательскую, изобразительную и игровую деятельность. Крайне важно не только научить ребёнка сочинять, но и показать ему новые возможности. Весьма часто детям предлагалось изобразить что-то или кого-то из сказки, но нестандартно, например, изобразить сказку схематично, показать эпизод текста с помощью телодвижений, жестов или мимики и т.п.
  • Развитие в театрализованной деятельности (совместно с музыкальным руководителем во время проведения открытых мероприятий) путём перевоплощения в героев различных сказок и мультфильмов.

На первом этапе работа по развитию словесного творчества была направлена на активизацию запаса знаний самых известных сказок. Наряду с прослушиванием сказок дети знакомились не только с авторскими сказками и русскими народными сказками, но и с малыми формами устного фольклора (присказками, загадками, закличками, считалками, дразнилками, потешками, пословицами, поговорками).

До недавнего времени считалось, что дошкольникам сложно понять переносное значение пословиц и поговорок. Однако исследования Ф. Сохина и других авторов показали несостоятельность этого тезиса. Для того чтобы помочь детям уяснить переносный смысл малого фольклора, подбиралась сказка, где нравственное воспитание раскрывалось с помощью соответствующей поговорки. Например, к сказке “Теремок” “Рукавичка” подбиралась поговорка: “В тесноте, да не в обиде”, к сказке “Заюшкина избушка” поговорка “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”, к сказке “Лисичка со скалочкой” – “Что посеешь – то и пожнёшь” и т.п. [9,10].

К ряду произведений литературного наследия подбирался не только лексический, но и картинный материал. Для эффективного усвоения последовательности событий с учетом речевых умений детей определялись методические приёмы. Были изготовлены опорные схемы – мнемотаблицы, отражающие ту или иную сказку и содержащие чёрно-белое или цветовое обозначение героев сказки, их поступки, предметы и явления природы. Сюда вошли “Репка”, “Курочка Ряба”, “Колобок”, “Теремок”, “Рукавичка”, “Машенька и медведь”, “Вершки и корешки”, “Снегурушка и лиса”, “Лисичка со скалочкой”, “Заюшкина избушка”, “Три медведя”, “Зимовье зверей”, “Петушок и бобовое зёрнышко”, “У солнышка в гостях”, “У страха глаза велики”, “Кот, петух и лиса”, “Волк и семеро козлят”, “Лисичка – сестричка и серый волк”, “Петушок и жерновцы”, “По щучьему велению”, “Гуси-лебеди”, “Крошечка-Хаврошечка”.[2]

Это не случайно, ведь результаты последних психолого-педагогических исследований показали, что дошкольнику полезнее предлагать не только иллюстрацию, но также необходимо показывать различные направления: абстрактные, комичные, схематичные, реалистические и т.д. Весь этот материал оказывает значительную помощь в развитии словесного творчества детей, т.к. наглядность и четкость их исполнения позволяет удерживать в памяти большое количество информации и гибче моделировать сюжет. [1, 3, 5]

Система работы также включала в себя подробный анализ сказочных повествований. Дети учились глубже воспринимать традиционные способы построения сказки и организации сюжета в ней. Для этого использовались “Карты-схемы В.Я. Проппа”. Представленные в схемах функции являются обобщенными действиями, понятиями, что позволяет автору сказки в дальнейшем при сочинении собственного повествования абстрагироваться от конкретного поступка, героя, ситуации, тем самым развивая своё творческое, креативное мышление.

Используя авторские дидактические игры по развитию фантазии, словесного творчества, мы стремились к формированию семантических полей, давали творческие задания на придумывание сравнений, синонимов, антонимов.

Продолжая развивать умения детей различать реальный и фантазийный вымысел, была разработана и апробирована авторская программа, включающая цикл занятий “Азбука сказки”, благодаря которой дети закрепляли умения составлять описательные рассказы о животных, формировали представления о предметах и явлениях природы. Особым видом обучения связного высказывания являлись рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе или составлении рассказа (сказки) по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку. В данном случае в качестве элементов модели повествования предлагалось использовать объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделялось описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строилась в несколько этапов: 1) выделение значимых объектов картины; 2) рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта; 3) определение взаимосвязи между отдельными объектами картины; 4) объединение мини-рассказов в единый сюжет. В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине начинали работу с распространения предложений, в которые вводились модели “красивых слов” – употребление детьми качественных прилагательных; “слов действия” – глаголов. Незаменимое место отводилось “эмоциональным моделям”, с помощью которых дети вносили в свой рассказ нотки грусти или радости. Дети описывали пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигалась включением описаний и действий живых предметов. Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине служили силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могли быть выделены только по косвенным признакам.

Также детям рассказывалось о способах элементарного построения повествования (цепного или лучевого), о структуре появления персонажей “от большого – к малому” или “от малого – к большому”.

Развивая навыки символического проигрывания сюжета, следили за тем, чтобы дети вступали в подлинное общение, т.е. действовали эмоционально. При этом обращалось внимание детей на образный язык сказок, присказки, зачины и концовки, приёмы повторности, троекратности, их схожесть в сказках.

Второй этап работы включал отбор и апробацию нестандартных методов сочинения сказок, позволяющих развить словесное творчество дошкольников. Например, работа начиналась с использования наиболее легкого приёма “придумывание продолжения или завершения рассказа”. Вначале детям давался образец, который содержал завязку рассказа, и затем определялись пути развития сюжета. Затем дети знакомились с другим приёмом. Так постепенно дети знакомились с разными приёмами сочинения творческих рассказов, а затем и сказок. Также на этом этапе использовались разнообразные упражнения по закреплению составления различных типов предложений: по демонстрации действий, по вопросам, по картине, по опорным словам. Например, детям предлагались отдельные слова: девочка, дерево, птица. Нужно было составить связный рассказ, используя эти слова. Эти упражнения проводились в процессе игровых ситуаций, кто интереснее придумает. Достаточно распространенным приёмом был приём по составлению коротких сюжетов. Дети сами выбирали действующих лиц: детей, взрослых, кукол, птиц, животных; после чего ребёнок рассказывал о своей сюжетной линии. Затем задание усложняли: без опоры на наглядность придумать новые звенья в сюжете. Лучшие детские рассказы записали и составили альбом, что, с одной стороны, повышало эмоциональный настрой, а с другой, позволяло критически со стороны оценивать себя. Здесь хочется подробнее остановиться на таком приёме, как “Бином фантазии”. Для этого детям была предложена дидактическая игра “Как спастись от колдуна?” Вначале рассказывали такую историю: “Жил–был колдун. Он умел заколдовывать разные предметы и вещи. Заколдует и несет к себе в пещеру. Но колдун заколдовывал только ту вещь, которая была одна. Если же предметы объединялись, колдун не мог их утащить”. После этого ребёнку предлагалось объединить предметы в единый сюжет. Если ребёнок понял задание, то ему давали сразу набор игрушек или картинок (можно использовать заместители). Если же ребёнок испытывал какие-либо трудности, то помогали ему. Например, брали два первых попавшихся кубика, и объединяли их рассказом, показывая на кубики – “бабочку” и “ёжика”: “Однажды бабочка встретила ёжика, очень удивилась и спросила его, почему он не летает. Ёжик ответил, что он не умеет летать, но зато умеет сворачиваться в клубок. И предложил научить этому бабочку. С тех пор они подружились”. Здесь важно показать ребёнку принцип придумывания различных историй [4, 6, 7, 8, 9, 10].

Следует отметить, что у детей с ограниченными речевыми возможностями наблюдались большие трудности при рассказывании. Поэтому использовались приёмы, облегчающие творческое рассказывание. Сюда относится, прежде всего, использование наглядности. Умышленно переставлялись серии картинок-иллюстраций с тем, чтобы привлечь внимание детей к правильной последовательности сюжетной линии рассказа. Другой вариант – убирали одну картинку из серии картинок-иллюстраций, а дети должны были вспомнить и рассказать про изображённый сюжет. Выслушивались все предложенные варианты, выбирались более подходящие.

Третий этап работы – собственно процесс детского творчества. На данном этапе при выборе материала необходимо было учитывать нравственную направленность сюжета, что помогало бы воспитывать у ребёнка доброе отношение к героям произведений, умение давать критическую оценку поступков отдельных персонажей. При использовании серии картинок, учили детей устанавливать причинно-следственные связи между событиями, правильно определять логику расположения сюжетных звеньев. Так возникал замысел сюжета, поиск художественных средств. Процесс детского творчества не очень развёрнут во времени, однако возникновение замысла у ребёнка проходило успешно, когда была создана установка на деятельность: “придумаем сказку”. Наличие замысла побуждало детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов. Ответы детей были более полными и развёрнутыми, когда использовали разнообразные синтаксические конструкции, “образные средства родного языка”. После этого предлагалось детям придумать свою сказку, которая не должна повторять известную. При этом обращалось внимание детей на способ цепного построения композиции, что герои в ней могут появляться “от малого к большому” или наоборот. В ней могут быть схожесть зачинов, концовок, троекратность эпизодов. Дети охотно, с увлечением принимали участие в придумывании различных сюжетов.

Также на данном этапе широко применялся приём придумывания сказки по предметно-схематической модели. Например, нужно сочинить сказку по картинке. Для этого показывали какую-нибудь картинку, которая была отправной точкой детской фантазии. Конечно, детям на первых порах было сложно, глядя только на предмет, сочинить что-то интересное. Использовался такой приём: подводили детей к мысли о том, что этот предмет становится волшебным и добрым людям помогает, а у злых людей меняет свои свойства наоборот. Дети легко справлялись с таким заданием, в дальнейших своих повествованиях они часто его использовали.

Сложней была работа, когда детям предлагались только схемы, не напоминающие ни одну из сказок. Например, как же сочинить сказку, глядя только на пунктирную линию? Очень трудно. Л.Б. Фесюкова подсказывает приём: можно предложить ребятам такой вопрос: “На что похожа пунктирная линия?” Вместе с детьми приходим к тому, что это может быть дорожка, чьи-то следы, и тогда подсказываем, может, это Зайчик запутывал свои следы, спасаясь от Лисы? Так, в каждом конкретном случае, мы помогали детям сочинять сказки по схематическим моделям.

Продолжая учить детей придумывать сказки, используя моделирование, обучали дошкольников прятать знакомых сказочных героев в обычные геометрические фигуры. Так, мы показывали три одинаковых по цвету, например, коричневых, но разных по величине кружка и один кружок красного цвета. Просили детей узнать сказку. Дети сразу узнавали сказку “Три медведя”. В другом варианте: предлагались семь одинаковых треугольников и одна любая геометрическая фигура, например, тот же красный кружок. Тогда прототипом сказки будет “Белоснежка и семь гномов”, или “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, или “Волк и семеро козлят”.

При использовании приёма “перевирание сказки” на начальном этапе была выбрана русская народная сказка “Колобок”. Детям она хорошо знакома и любима. Сначала у детей были замечены некоторые трудности с перевиранием, так как они не поняли и решили пересказать сюжет известной сказки. Но после использования приёма наводящих вопросов, предложения вариантов различных персонажей сказки, дети стали самостоятельно придумывать сказку по мотивам народной сказки. При следующем повторе данного метода были выбраны и другие русские народные сказки “Репка”, “Курочка Ряба”, “Теремок”.

Также дети с удовольствием восприняли такой приём, как “коллаж из сказок”. Для будущего повествования, детьми были выбраны следующие герои сказок: Василиса Прекрасная, Баба Яга, Змей Горыныч и Мальчик-с-пальчик. Детям понравилось задание, и они с увлечением включились в работу. Обсуждение героев будущей сказки шло активно, дети с увлечением предлагали персонажей сказки, описывали их внешний вид, действия и дальнейшие события, повороты сказки. Во время придумывания сказки, детям потребовалась незначительная помощь: было предложено использовать в сказке какое-либо волшебное средство, также задавались наводящие вопросы для объединения отрывочных эпизодов в единую композицию, и потребовалась незначительная помощь при завершении повествования.

Далее детям было предложено сочинить сказку о необычном существе. Дети выбрали бабочку, у которой были прозрачные крылышки, ей хотелось иметь разноцветные крылышки, как у её подружек. Во второй части задания – путешествие героя – заметно не только заимствование сюжета из понравившихся сказок К.И. Чуковского, но и собственные вариации. Анализируя сочинённую детьми сказку, можно сказать, что предложенные методы сочинения сказок значительно развили словесное творчество детей.

Таким образом, мы заметили, что ребёнок без участия педагогов придумывает собственные повествования. Он интересуется их качеством, стремится завершить, испытывает эстетическое удовольствие. Также было замечено, что ребёнок из пассивного превращается в активного “мыслителя”. Поэтому на данном этапе важнейшим шагом был анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность в творческой деятельности ребенка. Анализ был нужен и для формирования художественного вкуса детей. Дальнейшим шагом нашей работы было научить ребенка замечать собственные ошибки, промахи, допущенные при сочинении собственных повествований.

К.И. Чуковский в книге “От двух до пяти” отмечает, что ребёнок в меру своих умственных сил анализирует тот языковой материал, который дают ему взрослые. Здесь важно правильно провести оценку детского рассказа. Она должна быть объективной, краткой, носить ненавязчиво-обучающий характер. Поэтому мы оценивали детские рассказы тактично, корректно добавляли отдельные детали, которые пропускал ребёнок.

Анализ составленных детьми сказок показал, что после проведённой работы была выявлена положительная динамика развития фантазии, словесного творчества. Дети познакомились с разнообразными методами сочинения сказок, научились использовать все необходимые элементы в своих композициях, что в значительной степени повысило их уровень словесного творчества. В представленных сказках соблюдена логика развития сюжета, широко используется богатство словаря, правильное употребление речевых форм. Сюжет каждой сказки по-своему интересен, своеобразен, индивидуален. В них отражается эмоциональное состояние детей, их заветные желания, особенности поведения. Все дети с удовольствием включались в творческий процесс, задания выполнялись с увлечением, что благотворно отражалось на результатах деятельности. (см. Приложение 1, 2, 3)

В заключение своей работы, хочется отметить, что благодаря использованию сказок – образцов литературного и народного наследия, в процессе занятий у детей прививается любовь к родному языку и гордость за его богатство, совершенствуется монологическая речь, повышается интерес к словесному творчеству, самостоятельность при отборе “образных средств родного языка”, способность выражать свои мысли.

Сказки способствуют обогащению детей знаниями об окружающем мире, влияют на нравственное воспитание. Дети учатся видеть взаимосвязь различных видов искусства. У них развиваются актёрские и художественные возможности, творческое воображение, логическая память; также развивается детская активность, исследовательские навыки, наблюдательность, любознательность и другие способности. Таким образом, сказки – прекрасный источник сюжетов, примеров для сочинения собственного повествования.

Литература.

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: “Академия”, 1998.
  2. Большева Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
  3. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982.
  4. Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993, №6.
  5. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л-д, 1986.
  6. Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978
  7. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. – Владос, 2001.
  8. Тухта Л.С. Сочини сказку. // Газета “Начальная школа”, 1996, №46.
  9. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио, 1996.
  10. Фесюкова Л.Б. От трех до семи: Кн. для пап, мам, дедушек и бабушек. – Харьков: Фолио; Ростов н/Д: Феникс, 1997.

Приложения