"Виртуальные деньги". Интерактивная форма работы образовательного учреждения по профилактике непосещаемости и неуспеваемости обучающихся

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Социальная педагогика


Представленный материал имеет практическую значимость и может быть использован педагогами других образовательных учреждений с целью активного вовлечения учащихся в деятельность по предотвращению неудовлетворительных результатов по учебным дисциплинам, профилактике нарушений дисциплины (опоздания, прогулы, срыв урока, бродяжничество), непосещаемости и неуспеваемости в рамках одной или нескольких параллелей либо в рамках одного класса.

Мотивация к обучению и социализация обучающихся одни из серьезных проблем сегодняшней школы. Мы предлагаем опробовать наше нововведение на параллели 8-9 классов, так как в этом возрасте у многих учащихся пропадает желание учиться, а участвовать во внеклассных мероприятиях многим кажется смешным в силу того, что уже стали “взрослыми”. Также большой проблемой является вопрос регулярного посещения уроков некоторыми обучающимися.

План сценарий проведения акции

Действие Ответственный
1 Предварительная подготовка (распечатывание чековых книжек, листов оценивания) Руководитель мо классных руководителей Классные руководители
2 Поиск спонсоров в лице родителей и привлечение дополнительных средств для проведения аукциона Директор школы Классные руководители
3 Построение обучающихся 8-9 классов на линейку в первый учебный день второй четверти. Объяснение сути игры Заместитель директора по ВР, руководитель мо
4 Торжественное открытие акции Директор
5 Раздача чековых книжек по классам в первый учебный день II четверти Министерство образования
6 Ознакомление с клерками, назначенными за каждым классом Социальный педагог
7 Раздача листов оценивания классным руководителям (в течение дня) Министерство печати
8 Выставление и подсчет количества баллов в листы классными руководителями 1 раз в неделю Руководитель мо классных руководителей
9 Заполнение чековых книжек клерками 1 раз в неделю Министерство образования
10 Промежуточные итоги через 4 недели. Первые траты заработанных денег. Классные руководители
11 Еженедельный рейтинг по параллелям “Чемпион недели, месяца, игры, заработавший самое большое количество баллов” Клерки, Министерство образования, Министерство печати, руководитель мо
12 Проведение Новогоднего аукциона “Деньги виртуальные – сувениры реальные” Заместитель директора по ВР, Руководитель мо классных руководителей, Социальный педагог
13 Проведение анкетирования (на следующий день после завершения игры) Министерство образования
14 Подведение итогов акции (в первый учебный день третьей четверти) Замдиректора по УР,ВР,соцпедагог

В первый учебный день второй четверти обучающимся 8-9 классов на линейке предлагается включиться в игру “Виртуальные деньги”. Участвуют только желающие.

Каждый обучающийся получает именную чековую книжку, заверенную директором и печатью школы. Данная книжка выдается один раз и не подлежит восстановлению. В чековой книжке указано количество виртуальных денег за определенную оценку, участие в общественной жизни школы, разработана система штрафов, указан перечень призов. (Приложение 1)

Классные руководители получают листы оценивания (Приложение 2), в который еженедельно выставляют количество “пятерок”, “четверок”, “троек”, “двоек” по всем предметам, начиная счет каждый раз от первого учебного дня II четверти, чтобы учесть все оценки, которые могут появиться позже, например, за контрольную работу или когда ученик исправляет оценку, ликвидирует задолженность.

На этой линейке представляют клерков (учащихся 10-11 классов), закрепленных за каждым 8-9 классом (по 2 клерка на каждый 8,9 класс).

Итак, игра будет успешной при условии, что учителя-предметники своевременно, выставляют оценки в журнал, классные руководители заполняют “Лист оценивания”, внося в него количество 5,4,3,2, а также количество поощрений и штрафов. Клерки еженедельно начисляют заработанные виртуальные деньги каждому обучающемуся закрепленного за ним класса и заверяют своей подписью.

По окончанию первого периода акции, т.е. через четыре недели, можно начать тратить заработанные деньги, согласно прейскуранту, или копить их до конца четверти.

Еженедельно информация об итогах игры вывешивается на стенде объявлений. Можно ознакомиться с ней на страницах школьной газеты “На трех этажах”, выпускаемой органами ученического самоуправления под руководством замдиректора по ВР (Приложение 3). Теперь результаты есть и в электронном варианте на сайте школы, для привлечения внимания обучающихся и родителей других классов, школ, для возможности высказать свое мнение, для проведения независимой экспертизы успешности акции.

После первого этапа обучающиеся начинают тратить заработанные деньги. Это, как правило, единичные случаи. Основной разгар игры приходится на 20-е числа декабря, когда у ребят достаточно денег, близится окончание игры, окончание четверти и есть возможность поправить положение с учебными предметами или устроить себе законный выходной день. Самым востребованным призом является возможность приобрести текущую оценку. Некоторые обучающиеся пользуются возможностью одного дня без школьной формы. Все траты учитываются в чековой книжке и фиксируются подписью клерка.

Примерно 25-27 декабря проходит Новогодний аукцион, на котором обучающиеся могут истратить оставшиеся на счету деньги. Среди выставленных лотов - сладкие призы, новогодние сувениры, символы наступающего года, школьные принадлежности. Здесь обучающиеся могут торговаться и покупать товары в складчину. Аукцион проходит весело, азартно.

Данная игра проводится в нашей школе с 2007-2008 учебного года. Анализируя отзывы участников и их пожелания, каждый год вносятся коррективы (в перечень призов, в расценки, в содержание чековой книжки и т.д.). Мы приведем сравнительный анализ результатов игры за предыдущие два учебных года (2009-2010, 2010-2011), т.к. в этом году игра еще в полном разгаре. (Приложение 4)

Нами была проведена сравнительная характеристика показателей роста качества знаний в нынешних девятых классах с аналогичными показателями этих же классов год назад, так как данная параллель участвует в игре во второй раз.

Класс Рост качества знаний за 2009-2010 учебный год Рост качества знаний за 2010-2011 учебный год
7,7% 16%
1,5% 5%
3,8 0%
Итого в параллели 9-х классов 4,3% 7%

Итак, мы видим, что классы, которые знакомы с правилами игры, ждали её, смогли быстрее включиться и показали рост качества знаний в этом году больший, чем в предыдущий, несмотря на 9в класс, где качество знаний не выросло, но осталось на хорошем уровне в 40%.

Кроме этого у обучающихся исчезло желание опаздывать, прогуливать, срывать уроки, появилась повышенная мотивация к участию во всех мероприятиях школы, класса.

Произошло снижение количества пропусков занятий без уважительной причины обучающимися восьмых, девятых классов по подсчетам клерков. (Приложение 5)

Данные успехи не являются результатом только лишь игры. Это итог слаженной системной работы всего коллектива школы, родителей и обучающихся, но мы уверены, что здесь есть и заслуга проведенной игры. Это явилось интересной, увлекательной новинкой. Одно знаем точно, удалось заинтересовать тех обучающихся, которым уже давно скучно учиться.

Анкетирование участников акции дает право считать, что работа проведена успешно, ребятам акция понравилась, 100% опрошенных хотели бы повторного ее проведения. (Приложение 6)

Обучающиеся других, не игравших классов (6, 7 классов), с интересом и завистью наблюдали за ходом игры, следили за ее результатами и изъявили желание участвовать в ней на будущий учебный год.

Игра понравилась, так как не было ни одного не пожелавшего участвовать, оставшегося в стороне. Дети учились с азартом, от желающих заниматься общественно-полезным трудом не было отбоя, зорко следили за результатами своего труда.

Еще один плюс - заинтересованность и серьезность подхода, так называемых клерков. Они ответственно следили за результатами своих подопечных, за своевременностью выставления оценок учителями предметниками и классными руководителями, за обязательным выставлением поощрительных и штрафных баллов, что очень организовывало нас учителей-предметников.

Игра очень заинтересовала родителей обучающихся, что подтверждают выдержки из отзывов родителей:

“Школьный организм заработал как часы. В журнале и дневнике выставлены своевременно все оценки. Я, как родитель, могу своевременно отреагировать и принять меры, по ликвидации пробелов по различным предметам. Результат превзошел ожидания” (Валиуллина Н.А.)

“Не думала, что моего сына можно еще заставить учиться. Оказалось, и не надо заставлять – надо заинтересовать. Каждую неделю он спешил к клеркам с чековой книжкой, затем домой похвастаться результатами” (Рубаненко С.Л.)

“Дочка все время рвалась на улицу, погулять с ребятами. Во второй четверти все свободное время проводила в школе, а вечером делала уроки. Спасибо! Жаль, что эта игра всего лишь на одну четверть” (Рябыкина В.З.)

Из анализа опроса педагогического коллектива:

  • 80% опрошенных согласились, что акция оживила учебный процесс, дала положительные результаты в освоении многих учебных дисциплин
  • 84% подтвердили, что акция организовала и самих учителей и классных руководителей
  • 70% допускают термин “приобрести” оценку при правильном объяснении данного факта родителям и обучающимся
  • 97% считают, что игра дала возможность всем категориям обучающихся проявить себя и добиться успеха в различных областях: учебе, спорте, общественно-полезном труде (организации и проведении школьных вечеров, ярмарок, дискотек и т.д.)
  • 100% классных руководителей согласились с тем, что для них это дополнительная нагрузка, но при правильном подходе заполнение листа оценивания проходит достаточно быстро и интересно
  • 3% учителей были недовольны идеей проведения акции, в частности пунктом приобретения оценки

В педагогическом коллективе нашей школы очень долго обсуждался вопрос о возможности “купить” оценку. Многие высказывались против самой постановки вопроса “купить”. Но все-таки пришли к выводу, что на хорошую оценку надо заработать много денег, т.е. потрудиться на различных предметах и во внеклассных мероприятиях. Практика показала, что приобрести хорошую оценку могли обучающиеся, которые, и вне игры, всегда работают на “хорошо” и “отлично”. Ну, а если на данную оценку заработал не самый лучший ученик, тем более его надо поощрить, дать ребенку порадоваться результатам своего труда, почувствовать себя успешным, быть не хуже других. Если данный обучающийся с трудом заканчивал I четверть, а II четверть завершает только с удовлетворительными оценками – это дорогого стоит.

Наблюдения учителей подтверждают, что данная интерактивная технология способствуют созданию доброжелательно-оптимистической атмосферы, подавлению внутренней агрессии, развитию самоуважения учащихся, выявлению и укреплению в них положительного, приобщению к разнообразной деятельности на основе добровольности и сотрудничества. Они основываются на свободе выбора, обратной связи, непрерывном общении.

Нам удалось за счет игры повысить мотивацию к обучению и активной гражданской позиции. В ходе данной акции многие школьники пришли к выводу, что учиться – это интересно, увлекательно, полезно. Другие почувствовали, что тоже могут быть успешными и, самое главное данная тенденция сохраняется и далее, уже вне игры.

Опробирование данной формы работы на протяжении стольких лет дает основания полагать, что представленный материал имеет практическую значимость и может быть использован педагогами других учреждений

Список используемой литературы отсутствует, так как изложенная интерактивная акция это результат опыта работы авторского коллектива педагогов МОУ “СОШ № 35 с УИОП” г. Воркуты, ранее неописанный в методической литературе.